IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Рассказ учителя – Роль Карла Великого в истории настолько значительна, что от его имени правители европейских государств стали называть себя королями, а династия, основанная еще его отцом, стала Каролингской. По свидетельствам современников, Карл обладал крепким телосложением и высоким ростом. По моде того времени он достаточно коротко стриг волосы, брил бороду и носил длинные усы. У него были светлые волосы и длинный нос. В быту он был непривередлив. Любил заниматься наукой, в совершенстве владел не только родным языком, но также латинским, знал и греческий язык, правда его он лучше понимал, чем изъяснялся на нем Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь Фронтальная Составляют характеристику Карла Великого Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной форме; составляют конспект, выделяя главное в рассказе учителя. Регулятивные: определяют последовательность дей- ствий с учетом конечного результата. Личностные: осознают свои возможности в учении Записи в тетради Работа с текстом учебника (п. 2, с. 27–28) Предлагает прочитать о военных походах Карла Великого, после чего ответить на следующие вопросы: – Какие цели ставил перед собой Карл Великий? – Какими личными качествами он обладал? – Каких результатов он добился? (см. Приложение 1) Формулируют ответы, приводят примеры Фронтальная Знают основные направления завоевательных походов франков, их цели и результат Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: используют аргументы для обоснования своего суждения Устные ответы Презентация по теме «Империя Карла Великого» Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 2). – Где происходила коронация Карла Великого? Кто совершал обряд? (Карл Великий был коронован в Риме, папа в храме возложил на его голову императорскую корону.) – Почему Карлу Великому понадобилось объявлять Франкское государство империей? (Новый титул Карла делал его равным императору Восточной Римской империи. Он хотел, чтобы его государство стало преемником Западной Римской империи.) Слушают учителя, делают записи в тетрадях Фронтальная Раскрывают смысл понятий и терминов граф, император, империя; знают основные события данного периода и их результат Познавательные: устанавливают связь между новым материалом и уже пройденным, владеют умением составлять конспект Записи в тетради, ответы на вопросы Работа с картой (с. 18)   Предлагает изучить карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» и выполнить следующие задания: – Покажите на карте направления основных походов Карла Великого в 768–814 гг. – Каким цветом на карте обозначены завоевания франков при Карле Великом? Покажите эти территории. – Насколько выросла территория Франкского государства за время правления Карла Великого? (По размерам Франкское государство теперь приближалось к Западной Римской империи.) Изучают карту, отвечают на вопросы Работа в группах Читают историческую карту с опорой на легенду Познавательные: осуществляют анализ объектов. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности Самостоятельная работа Работа с учебником (п. 4, с. 30–31) Предлагает прочитать о Каролингском возрождении, после чего ответить на следующие вопросы: – Что такое Каролингское возрождение? (Подъем культуры, который переживало Франкское государство во время правления Карла Великого, историки назвали Каролингским возрождением.) – Каким образом Карл Великий пытался возродить культуру? (Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей, приказал строить школы при больших монастырях, при его дворе было со-здано общество для научных занятий – «Дворцовая академия», велось строительство каменных дворцов и церквей.) Формулируют ответы, приводят примеры Индивидуальная Знают, что такое Каролингское возрождение Регулятивные: составляют план действий для оптимального решения учебной задачи Ответы на вопросы Рассказ учителя «Как и почему распалась империя Карла Великого» (см. Приложение 3) – На какие государства распалась империя Карла Великого? Почему это произошло? (Империя Карла Великого распалась на три части, позднее на каждой из них образовались королевства – Франция, Германия и Италия. Это произошло потому, что между частями империи не существовало внутренних связей.) Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры, составляют конспект   Фронтальная Знают основные события данного периода и их результат Коммуникативные: умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации Ответы на вопросы V. Первичное осмысление и закрепление знаний Дискуссия Задает вопрос: – Выскажите свое мнение: заслуженно ли франкский король Карл получил прозвище Великий? Аргументируйте свой ответ Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию Фронтальная Дают оценку исторической личности Коммуникативные: слушают мнение других, умеют вести дискуссию Устный опрос VI. Итоги урока. Рефлексия Обобщающая беседа   Домашнее задание – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? Учебник, § 3; записи в тетрадях Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние Записывают домашнее задание Фронтальная   Индивидуальная Регулятивные: адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние. Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Оценивание работы учащихся на уроке

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Карл Великий расширял территорию своего государства за счет ближайших соседей, хотя оправдывал свои завоевательные походы расширением христианского мира.

При Карле Великом государство франков пережило свой наивысший расцвет. Его территория значительно увеличилась за счет захваченных земель – Италии, области к югу от Пиренейских гор до реки Эбро и Саксонии.

Карл Великий, наряду с такими положительными качествами как трудолюбие, неприхотливость в быту, усердие, энергичность и настойчивость, был достаточно жестоким человеком. Всю жизнь он провел в завоевательных походах, где не проявлял снисхождения к местному населению. В подтверждение сказанному можно привести пример его жестокой политики по отношению к саксам: • он принуждал население принимать христианство; • ввел жестокие законы; • за малейшее неподчинение королю, отказ от крещения или отречение от христианской веры грозила смертная казнь; • в ответ на очередное восстание саксов Карл Великий приказал казнить 4500 пленных. Он был хитрым политиком и в случае необходимости действовал с помощью лести и подкупа. Так, удержать Саксонию он смог лишь после того, как подкупил наградами и подарками знатных саксов.

Приложение 2

К концу правления Карла Великого франкское государство охватывало огромную территорию. Оно простиралось от среднего течения реки Эльбы, Богемских гор и Венского леса на востоке до Пиренеев на Западе, от границы Ютландии на севере до Средней Италии на юге. В 800 г. Карл был провозглашен императором.

Для того чтобы удерживать в повиновении все расширяющийся слой зависимых крестьян, теряющих свои земли и свободу, а также многочисленные завоеванные народы, крупным землевладельцам необходима была сильная центральная власть. Именно этими причинами объясняется заметное усиление королевской власти.

Карл Великий дважды в год собирал совет, состоящий из высшей знати. С их согласия он издавал указы, касающиеся государственного управления. Контроль за работой органов местного управления (графами) осуществлялся с помощью «государевых посланцев», которые ездили по всей империи и следили за надлежащим выполнением королевской воли.

При Карле Великом была проведена военная реформа. Теперь служить в армии обязаны были лишь относительно зажиточные свободные землевладельцы, крестьяне же, объединив усилия, выставляли одного вооруженного воина от каждой деревни. Таким образом, крестьянство постепенно отстраняется от несения военной службы, это становится прерогативой высшего класса.

Приложение 3

КАК И ПОЧЕМУ РАСПАЛАСЬ ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО

Империя Карла Великого была весьма непрочным политическим образованием. Объединенные племена подчинялись лишь силе оружия, внутри страны не существовало никаких экономических, культурных, этнических связей.

Карл Великий перед смертью разделил свою империю между сыновьями. Однако между наследниками не существовало согласия. В стране царили междоусобицы. Поэтому в 843 г. внуки Карла Великого в городе Вердене заключили договор о разделе империи на три части. По условиям подписанного документа Карл Лысый получал территории современной Франции, Людовик Немецкий – Германии, а старший внук – Лотарь – сохранял за собой императорский титул и территорию Италии.

Однако эти земли недолго сохраняли свое единство. Усиление крупных землевладельцев постепенно привело к тому, что они перестали нуждаться в сильной центральной власти и поддерживать власть королей. В IX–XI вв. в Европе наступает период феодальной раздробленности.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.