Опрос
| – Покажите на карте место расселения франков.
– Дайте характеристику системе государственного управления при Хлодвиге.
– Какие законы существовали при Хлодвиге?
– Каким образом рядовой свободный человек мог попасть в зависимость от знати?
– Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла. К каким изменениям во франкском обществе она привела?
– Как возникла Папская область?
| Отвечают на вопросы, приводят примеры
| Фронтальная
| Характеризуют систему государственного управления при Хлодвиге, читают историческую карту с опорой на легенду, дают оценку военной реформе Карла Мартелла
| Личностные: проводят осмысление социально-нравст-венного опыта предшествующих поколений.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
| Ответы на вопросы
| Терминологический диктант
| Класс делится на три варианта, каждому из них дается исторический термин, изученный на прошлом занятии, которому необходимо дать определение.
Термины: династия, титул, феодалы
| Письменно дают определение историческому понятию
| Индивидуальная
| Дают определение терминам
| Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Терминологический диктант
|
III. Постановка учебных
задач
| Беседа
| Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи
| Формулируют учебные задачи
| Фронтальная
|
| Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи
| Тезисный план
|
IV. Изучение нового мате- риала
| Презентация по теме
«Христианская церковь в раннее
Средне-
вековье»
| Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах:
– Церковь в эпоху раннего Средневековья представляла собой не только огромную политическую и экономическую, но и духовную силу. Церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был папа римский. Областями управляли епископы и архиепископы. Аббаты были руководителями монастырей. Богослужение в храмах вели священники. Служители церкви составляли особый слой в средневековом обществе – духовенство, все остальное население называлось мирянами.
В этот период большое распространение получают монастыри.
Монастыри – это религиозные общины. Во Франкском государстве их было около 250. Все монахи занимались хозяйственной деятельностью и молились. Долгое время монастыри были главными центрами науки, культуры и искусства.
| Слушают учителя, ведут записи в тетради
| Фронтальная
| Понимают смысл понятий и терминов духовенство, монах, монастырь, аббат, пергамен, скрипторий; имеют представление о роли христианства в раннем Средневековье
| Познавательные: анализируют и осознают факты и явления.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Личностные: проводят нравственно-этическую оценку изучаемого материала
| Записи в тетради
|
Работа
с текстом
учебника
(с. 22–24)
| – Кто в Средние века мог стать монахом? (Любой христианин мог посвятить жизнь только служению Богу, уединиться в пустынном месте и создать свою обитель.)
– Что такое черное и белое духовенство? Каковы отличия между ними? (Белое духовенство – это священники, которым разрешалось иметь семью. Черное духовенство – это монахи, которые давали обет безбрачии. Свои названия эти категории людей получили по цвету своих одеяний.)
– Каким образом у монастырей появились огромные земельные владения?
(Часто верующие завещали монастырю свое имущество, чтобы там читали молитвы за упокой души завещавшего.)
| Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы
| Индивидуальная
| Сравнивают положение и образ жизни служителей церкви (черное и белое духовенство)
| Познавательные: самостоятельно сопоставляют факты, в том числе взаимно исключающие друг друга.
Коммуникативные: строят понятные высказывания для участников образовательного процесса
| Устные ответы
|
Работа с иллюстрацией учебника «Макет монасты-ря Сен-Галлен. IX в.»
(с. 23)
| Предлагает изучить иллюстрацию в учебнике и ответить на вопросы:
– Где, по вашему мнению, на этом плане находятся дворик, трапезная, кельи, хозяйственный двор с мастерскими, амбарами, конюшнями, птичником? Найдите и покажите сад, приют для странников, больницу, школу, библиотеку. Контролирует выполнение заданий
| Показывают на макете расположение построек монастыря
| Работа в парах
| Описывают средневековый монастырь на основе текста и иллюстративного материала учебника. Знают смысл понятий келья, трапезная
| Личностные: принимают ответственность за общее дело.
Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности
| Устные ответы
|
V. Первичное осмысление и закрепление знаний
| Дискуссия
| – Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твое крещение – наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви? (Короли всегда охраняли богатства церкви, даровали ей земли и ценные вещи. Служители церкви были ближайшими советниками правителей. Благодаря распространению христианства церковь стала могущественной и богатой организацией.)
| Формулируют ответы, приводят примеры
| Фронтальная
| Проводят доказательство тезиса, что союз короля и христианской церкви был взаимовыгоден
| Познавательные: строят логическое рассуждение.
Коммуникативные: выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию
| Аргументированные ответы
|
VI. Итоги урока. Рефлексия
| Беседа
Домашнее задание
| – Что мы изучали сегодня на уроке?
– Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
– Каким образом вы их преодолели?
– Что в новом материале вас заинтересовало?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учебник, § 2; записи в тетрадях
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние
Записывают домашнее задание
| Фронтальная
Индивидуальная
|
| Личностные: следуют в поведении моральным нормам.
Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
| Оценивание работы учащихся на уроке
|