IV. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Презентация «Что изучает история Средних веков» Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах (см. Приложение 1) Слушают учителя, знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадь Фронтальная Устанавливают связь истории Средних веков с историей Древнего мира, знают происхождение и смысл понятия Средневековье» Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Записи в тетради Работа с лентой времени (с. 7) – Опираясь на текст в учебнике, начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды. – Разделите эпоху Средневековья на основные этапы Самостоятельная работа Индивидуальная Представляют длительность изучаемой исторической эпохи Познавательные: используют знаково-символические средства. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения Схема в тетради Работа с текстом учебника (с. 9–11) Предлагает прочитать о том, по каким источникам ученые изучают историю Средних веков, и ответить на следующие вопросы: – Что такое исторические источники? (Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.) – Какие источники по истории Средних веков вам известны? (Вещественные: инструменты, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда, картины, храмы, замки и т. д. Письменные: рукописи, деловые документы, законы, указы правителей, исторические сочинения, хроники, произведения художественной литературы, сочинения ученых и т. д. Произведения искусства: иконы, фрески, картины, статуи.) Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы Фронтальная, индивидуальная Характеризуют источники, рассказывающие об исторической эпохе Познавательные: выделяют существенную информацию из текста. Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки. Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения. Личностные: осознают важность сохранения исторического наследия Устные ответы V. Первичное осмысление и закрепление знаний Рассказ учителя «Можно ли называть Средневековье темным временем?» (см. Приложение 2) После рассказа задает вопросы: – Почему Средние века часто называют темным временем? (Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.) – Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средневековье? (Средние века подарили людям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.) Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры Фронтальная, индивидуальная Дают характеристику изучаемой эпохи Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать Ответы на вопросы

VI. Итоги урока. Реф-лексия

Обобщающая беседа – Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь? – Что нового вы сегодня узнали? – Что запомнилось больше всего? – Довольны ли вы своей работой? Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние.

Фронтальная

Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оцени-вание
работы учащихся на уроке

Домашнее задание Учебник, с. 7–11; записи в тетрадях Записывают домашнее задание, уточняют его

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.

Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:

1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;

2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;

3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.) – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.

Приложение 2

МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?

Период Средневековья медиевисты (от слова медиа, то есть средний, – историки, которые изучают Средние века) оценивают неоднозначно. Первоначально главенствовало мнение, что Средние века – это период темных веков, когда по всей Европе бушевали эпидемии холеры, оспы, уносящие население целых городов, шли непрерывные междоусобные войны: Столетняя война, Война Алой и Белой розы, многочисленные феодальные войны, то есть военные конфликты между сеньорами и вассалами. Отражением подобных настроений был тот факт, что сам термин «Средние века» как отрезок времени, характеризующий период от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения, появился сравнительно поздно. До этого использовался термин «темные века».

Господство религиозного сознания позволило появиться и просуществовать несколько веков такому явлению, как инквизиция (учреждения римско-католической церкви, предназначенные для борьбы с инакомыслием), внесшему множество кровавых страниц в и без того насыщенный войнами период. Для примера можно привести несколько фактов. В Средние века весьма распространенным явлением была так называемая охота на ведьм. По последним данным, в Европе было сожжено приблизительно 100 тысяч женщин и девушек, считавшихся ведьмами. Чтобы попасть на скамью подсудимых, достаточно было иметь, например, зеленые глаза или рыжие волосы – это считалось знаком дьявола; или просто чихнуть во время проповеди… такие простые вещи могли повлечь за собой судебное разбирательство, которое сопровождалось применением разнообразных пыток, и последующее публичное сожжение на центральной городской площади. Основной же удар инквизиции был направлен на подавление многочисленных еретических учений, получивших широкое распространение в этот период и подрывавших авторитет католической церкви. Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. 

Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др. В Средние века в Европе зародилась система современной демократии с ее атрибутами – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.

В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено книгопечатание, положено начало развитию таких наук, как алгебра, астрономия, люди убедились, что Земля – круглая. Достижения средневековой культуры – это готический и романский стили в архитектуре, литература, живопись эпохи Возрождения... Все это тоже Средневековье.

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI–XI века)

Урок 2. ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI–VIII вв.

Педагогические цели Создать условия для формирования представлений об общественном устройстве древних германцев, о государстве франков VI–VIII вв.; познакомить с понятиями династия, титул, феодалы, граф, майордом
Тип урока Урок изучения нового материала
Планируемые образовательные результаты Предметные: знают понятия династия, титул, феодалы; знают о Великом переселении народов; имеют представление о формировании раннефеодального государства; выявляют причины возникновения государства у франков; показывают на карте территорию, где расселялись и образовывали свои государства древние германцы в V–VI вв.; получают историческую информацию из различных источников, составляют описание исторического события на основе текста и иллюстраций учебника. Метапредметные: Познавательные: структурируют учебный материал, осознано и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, находят необходимую информацию, используя материалы учебника, проводят сравнение по заданным критериям, применяют знаково-символические средства. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи; составляют план и последовательность действий в соответствии с ними; осуществляют пошаговый контроль деятельности; оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: строят монологические высказывания, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, аргументируют свою позицию, допускают возможность существования у людей различных точек зрения. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, заинтересованность в решении учебной задачи
Образовательные  ресурсы Презентация «Салическая правда. Военная реформа Карла Мартелла», подготовленная учителем. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/ Салическая правда [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.hrono.ru/dokum/0500dok/salpravda.php
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карты «Римская империя и Великое переселение народов», «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого»
Основное содержание, понятия и термины Завоевание Галлии франками. Образование государства франков. Рост земельных владений знати. Военная реформа Карла Мартелла. Формирование королевской власти. Термины династия, титул, феодалы, граф, майордом

Дата: 2019-03-05, просмотров: 187.