Завод становится производственным объединением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С мая 1988 года было образовано производственное объединение «Завод «Красное Сормово». В него вошли: завод «Красное Сормово» (головное предприятие), ОКБ «Волна» (проектирование и техническое сопровождение производства стиральных машин), завод «Волна» (производство стиральных машин), агропромпредприятие, комбинат питания, сдаточные базы – Северная сдаточная база (Архангельская область), СПТБ № 6 в Мурманской области, Черноморская производственно-техническая база в Севастополе.

 

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16 ноября 1985 года завод перешел на новые условия хозяйствования – полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Первыми в эксперимент были включены цехи – механосборочный № 1 (МС-1), первый судомонтажный (1-СМ), третий судокорпусный (СК-3), чугунолитейный, сборочно-сварочный корпус (ССЦ). Но успешным такой переход нельзя было назвать. Этому мешали недостаток оборотных средств, убыточность некоторых видов гражданской продукции (при наличии ее в плане), а также перераспределение отраслевым министерством прибыли от рентабельной продукции военного назначения среди других предприятий отрасли.

 

Расчеты специалистов завода показывали, что соответственной прибыли от реализации продукции и услуг было недостаточно для образования фондов экономического стимулирования, платежей за производственные фонды, трудовые ресурсы. В то же время росли проценты за кредиты: в 1989 году – 57,1 млн. рублей, в 1990 году – 68,5 млн. рублей.

 

Руководство предприятия обращалось в вышестоящие органы с предложениями освободить объединение от уплаты налогов за производственные фонды и трудовые ресурсы, увеличить сумму средств на капитальные вложения по строительству за счет централизованных источников, уменьшить ассортимент стального проката и литья по заказам Госснаба по причине их убыточности при фиксированных ценах, снять с производства убыточные и малорентабельные u1080 изделия товаров народного потребления и машиностроения. Однако ни одно из них принято не было.

 

Перестройка характеризовалась широкой гласностью. Трудовые коллективы и их общественные организации принимали участие в выработке важнейших решений и контроле над их исполнением, избрании руководителей при единоначалии в управлении предприятием. Для реализации демократических принципов, заложенных в Законах СССР «О государственном предприятии (объединении)» и «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями» в цехах и отделах были образованы Советы трудовых коллективов (СТК). Был создан и заводской СТК в составе 40 человек. Возглавил его бригадир слесарей-монтажников Борис Владимирович Перевезенцев.

 

Советы решали наиболее важные вопросы деятельности предприятия в сфере труда: от совершенствования управления до выборов руководителей (от бригадира до директора завода). Так, в 1988 году СТК цехов МС-1 и ОСМ рассмотрели вопросы подведения итогов выполнения трудового соглашения, коллективной ответственности за трудовую

и общественную дисциплину, социалистических обязательств, перехода коллективов цехов на новые условия хозяйствования и др. Одновременно на заводе активно работали и другие общественные организации: партком, комитет комсомола, профсоюзный комитет, совет молодых специалистов, совет бригадиров, совет мастеров, научно-технический совет, а также множество комиссий – по укреплению трудовой дисциплины, по борьбе с пьянством и алкоголизмом и др.

 

Распад СССР, создание новых границ и таможен, конверсия предприятий военно-промышленного комплекса, смена политического строя привели завод к тяжелому экономическому и финансовому положению. Основными причинами стали обрушение экономики всей страны и конверсия производства.

 

На грани выживания

Руководству Производственного объединения предстояла борьба за сохранение завода и его коллектива. С 1 октября 1992 года было ликвидировано Министерство судостроительной промышленности СССР, которому подчинялся '3161 судостроительный завод (в их числе и «Красное Сормово»). По решению конференции трудового коллектива ПО «Завод «Красное Сормово» стало членом концерна «Морское кораблестроение». Основные фонды и оборотные средства в тот период оценивались в 900 млн. рублей.

 

В 1991 году завод, ориентированный на выпуск военной продукции, оказался в сложных экономических условиях. Пришлось переживать фактически «нулевую» конверсию. Ранее объем военного судостроения на «Красном Сормове» составлял 76 %. В 1992 году завод был исключен из планов государственного финансирования, а к этому времени на его стапелях находилось 9 подводных лодок (4 атомных и 5 дизельных).

На них поступило заявленное оборудование, которое завод вынужден был оплатить за счет построенных сухогрузов. За бывшими поставщиками военных заказов образовался огромный долг – 133 млн. рублей. Обращение за помощью к Правительству оказалось безрезультатным.

 

Руководству завода пришлось самостоятельно принимать решения по выходу из создавшейся ситуации, определять судьбу коллектива. Специалисты завода разработали собственную конверсионную программу, были получены конверсионные кредиты. Но картотека неоплаченных счетов составила почти миллиард рублей. Руководство завода разработало план технического перевооружения, где определяющим были строительство сухогрузных теплоходов, спроектированных заводскими специалистами. Производилось техническое переоснащение цехов, переоборудование стапельных мест кор-

пусного и монтажного производства.

 

Как следствие процессов, идущих в стране, и на заводе произошло снижение объемов производства, особенно в металлургии (не было средств для оплаты сырья и материалов). Объем производства стиральных машин упал до 78,5 %.

 

1992 год был чрезвычайно тяжелым для завода и его работников. В целях социальной защиты своих сотрудников администрация и профсоюзный комитет разработали и внедрили Положение «О порядке индексации зарплаты работников объединения». Коэффициент индекса составил с 1 марта 1992 года 1,7, с 1 июля 1992 года – 2,7.

 

Приказом генерального директора был утвержден перечень трудовых и социальных льгот, предоставляемых работникам за счет прибыли предприятия, а также утверждено Положение о порядке выдачи безвозмездных ссуд молодым семьям при вступлении в ЖСК на улучшение жилищных условий и обзаведение домашним хозяйством. Строить

бесплатное жилье завод был уже не в состоянии.

 

В связи с сокращением объема производства начались ограничения в приеме на завод новых работников, а также упорядочение численности персонала предприятия. Были освобождены от занимаемых должностей 1500 человек, в том числе 23 заместителя начальников цехов и отделов, 387 специалистов и служащих. В этот год не смогли

открыть базу отдыха на реке Юг, загородные лагеря отдыха детей начали работать лишь с помощью профсоюзов, детские сады были закрыты на весь летний период.

 

Финансовое положение завода было тяжелейшим, по всем видам производства – отрицательный баланс. Но наиболее неблагоприятное положение сложилось со строительством подводных лодок. За ПЛ № 304, отправленную на сдаточную базу, было недополучено от заказчика 240 млн. рублей. Для выплаты зарплаты завод взял кредит под 53 %. В связи с неплатежеспособностью подавляющего большинства предприятий, не имеющих возможности выставить предоплату, на заводе скопилось неотправленной продукции на 150 млн. рублей.

 

Объявленная так называемая «шоковая терапия» ограничилась лишь неимоверным поднятием цен. Если раньше тонна передельного чугуна стоила 400 рублей, то в 1992 году – 13 тысяч рублей. Сормовская ТЭЦ, монополист по производству теплоэнергии, за пять дней марта выставила счет на 13,5 млн. рублей. Руководство завода решило расторгнуть договор с ТЭЦ, расконсервировать паросиловой цех и перейти на водяное отопление.

 

Весь год прошел под угрозой срыва сроков зарплаты, но в мае всетаки задержка с выплатой произошла (в Сормовском банке не оказалось необходимых средств).

 

Объем производства снизился на 11,7 %. Этому способствовало несколько причин: снижение оборонного производства и отсутствие средств на расчетном счете, вследствие чего завод месяцами не мог приобрести сырье и комплектующие. Покупатели продукции не могли оплачивать счета, многие из них обанкротились. Многочисленные арбитражные решения по взысканию долга не исполнялись. Заводу не заплатили за незавершенное производство подводных кораблей (заводской № 305, 612 и 613). По решению Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 18 марта 1992 года эти лодки подлежали утилизации (резка в шихту). Предприятия, поставлявшие металл и комплектующие для ПЛ, через арбитражный суд взыскивали долг, а ВМФ за «незавершенку» не платил. Правда, 30 декабря 1992 года пришел платеж по ПЛ «Барракуда» (зав. № 304) – 300 млн. рублей и за ПЛ (зав. № 612). Но уже была готова к сдаче ПЛ (зав. № 413) и почти готова ПЛ (зав. № 414).

 

«Выжить и сохранить коллектив!»

В это тяжелейшее время руководство завода делало ставку на поиск заказов, производство новой, пользующейся спросом продукции, расширение объемов гражданской продукции. Этому способствовала разработанная на заводе программа конверсии на 1992–1995 годы. Она имела два направления:

 

1. Переоборудование и техническое переоснащение цехов всех производств под увеличенную программу строительства сухогрузных теплоходов. Планировался выпуск 7 судов типа «Волга» (1993 г.), 9 сухогрузов (1994 г.), 10 сухогрузов и танкеров (1995 г.). С 1994 года начали строиться сухогрузные теплоходы нового проекта «Россия». Для них в эти тяжелые годы шла подготовка производства.

 

2. Вынужденное сокращение межзаводской кооперации (МЗК). Многочисленные поставки с предприятий СНГ (Украины, стран Балтии и т. д.) тормозились таможенными барьерами, банковские оплаты проходили по 2–4 месяца из-за различия валют и беспрерывно меняющегося соотношения курсов. В связи с этим часть оборудования пере-

водилась на изготовление изделий, поступавших ранее по межзаводской кооперации.

 

1992–1993 годы – период обвальной конверсии – был тяжелейшим испытанием для коллектива завода. Генеральный директор Н.С. Жарков сформулировал задачу так: «Выжить и сохранить коллектив u187 » Руководство завода нашло новые ориентиры для производства гражданской продукции в рамках конверсионной программы, добилось поддержки в Министерстве экономики и Министерстве финансов, и поэтому заводу одному из первых были выделены кредиты на проведение конверсионных мероприятий в размере 502 млн. рублей и одновременно льготный конверсионный кредит

под 5 % в размере 500 млн. рублей (из 1 млрд. рублей, выделенных Нижегородской области) и 400 млн. рублей на пополнение оборотных средств под 10 % (это тоже был льготный кредит, так как коммерческие банки в те годы выдавали кредиты под 83 %).

 

Но финансовые проблемы осложнялись еще и тем, что были введены первоочередные и обязательные платежи, в том числе и налоги в бюджет (они без уведомления снимались с расчетного счета завода): НДС, на прибыль, в пенсионный фонд, налог на четырехкратное превышение минимального размера оплаты труда, выплаты на детские компенсации, в фонд занятости, дотации УЖКХ, ОДУ, комбинату питания, отчисления на социальное развитие района, выплаты в целевой фонд конверсии, на пользование автодорогами, платы за тепло, газ, воду, электроэнергию и т. д. Оставшиеся средства шли на приобретение материалов, оборудования, выдачу зарплаты. Из-за недостатка

финансовых средств пришлось сократить до предела финансирование социальной сферы, и завод отказался от строительства бесплатного жилья (хотя 2570 семей нуждались в улучшении жилищных условий, а очередь на кооперативное жилье насчитывала 1310 семей и еще 265 семей стояло в 11 льготных очередях).

 

За год были улучшены жилищные условия только 100 семей – в связи со сносом частного сектора и в обмен на однокомнатные квартиры. Цены на кооперативное жилье выросли почти в 10 раз. Поэтому руководство завода и профком разработали программу материальной помощи членам ЖСК. А через профсоюзные организации была налажена реализация промышленных и продуктовых товаров по ценам ниже рыночных.

 

Численность детей дошкольного и школьного возраста работников завода составляла 14 тысяч. Однако на летний период пришлось закрывать детсады и летние дачи. На содержание 21 дошкольного учреждения требовалось 6 млн. рублей ежемесячно. За содержание одного ребенка была установлена плата: 20 % – с родителей и 40 % – с предприятия, где работают родители. Но многие предприятия не в состоянии были оплачивать эти суммы. Лагерь «Волга» был открыт за счет средств профбюджета. Клуб юных техников, четыре подростковых клуба пришлось передать местным властям. Для поддержки уровня жизни работающих удовлетворялись все заявки на получение участков под сады и огороды. Профком завода организовал семь садоводческих товариществ.

«Нулевая» конверсия

Завод выстоял и сохранил важнейшие технологии, конструкторскую, производственную, научную базы и квалифицированные кадры. С 1993 года он начал работать по новой производственной программе.

 

В 1993–1994 годах со стапелей сходило по 6–7 сухогрузов в год, в основном их продавали за границу по демпинговым ценам (иначе на международный рынок невозможно было выйти). Сухогрузы продавали по цене 5 млн. долларов, хотя истинная цена аналогичных судов за рубежом 7,5 – 8 млн. долларов.

 

С 1993 года осваивается выпуск новых изделий – 1500 единиц судовой мебели для сухогрузов, модульных панелей для обстройки кают, водонагревателей, нагревателей масла, люковых закрытий, якорей и т. п. Завод самостоятельно освоил изготовление гидроклапанов, фильтров, штуцерных соединений, фланцев привода арматуры, иллюминаторов, заслонок, кингстонов, клапанных коробок и еще огромное количество

наименований судовой арматуры.

 

Изготовление отливок, поковок, штамповок взяли на себя заводские металлурги. Раньше эту продукцию поставляли другие предприятия МЗК, в том числе из ближнего зарубежья (Молдавии, Белоруссии, Украины, Прибалтики).

 

Завод имел заказы, но коллектив продолжало лихорадить из-за нестабильности экономики страны, расстроенности финансовой системы, а также постоянного роста цен на теплоэнергоносители. Не хватало оборотных средств.

 

В 1993 году (26–29 марта) страна снова пережила конституционный, а также системный кризис: перестала u1088 работать система государственного регулирования экономикой, и при этом не были разработаны ориентиры денежно-кредитной и валютной

политики. Однако, несмотря на сложный переходный период, когда многие предприятия стали банкротами, руководство завода во главе с Н.С. Жарковым сумело сохранить научно-технический и производственный потенциал.

 

С 1994 года по программе конверсии завод практически перешел на выпуск гражданской продукции. На стапелях уже не закладывались новые подводные лодки. Одну спустили на воду, а две по решению Правительства разрезали в шихту. Трагедию атомных ПЛ из уникального титана тяжело переживали на заводе все – и руководители, и рядовые судостроители.

 

Работе по конверсионному плану мешало строительство атомной ПЛ, но обязательства перед государством сормовичи выполнили, и 14 декабря 1993 года лодка была сдана Российскому флоту. Однако Правительство оплатило труд сормовичей лишь в июне 1994 года, поэтому предприятию пришлось брать в долг деньги под большие проценты.

 

Сбыт сухогрузных теплоходов налаживался с трудом. Завод рассчитывал на принятую в 1993 году Правительством программу возрождения Российского флота, что было актуально: российскому торговому флоту в наследство от союзного государства остались в основном старые корабли, к тому же почти половина сухогрузов отслужила свой

срок.

 

В программе Правительства было записано, что отечественным судостроительным заводам будут заказывать по 5 сухогрузов в год. Однако этого не произошло, а заключенные с пароходствами контракты были сорваны, так как те оказались банкротами. Корабли были нужны пароходствам, но ни банки, ни Правительство кредитов им не выделяли. Пришлось перезаключать контракты заново, и вместо девяти запланированных судов были построены только семь (да и те были отправлены за границу – в Иран и Германию).

 

Для дальнейшего строительства судов требовался металл, цены на который непрерывно росли, да и с поставщиками были проблемы. В этих условиях руководством u1079 завода было найдено удачное решение – завод вступил в состав ассоциации «Северсталь». Техническое содружество выразилось в форме удачных бартерных контрактов: в обмен на поставку стали завод построил Череповецкому комбинату сухогрузы, первый из которых получил название «Арнольд Икконен».

 

В то же время были подписаны контракты на строительство (точнее, достройку) двух дизельных подводных лодок для Китая. Сдача первой планировалась на 1994 год. Но этот контракт был не очень выгодным для завода. Условия расчета с КНР, утвержденные постановлением вице-премьера Правительства, предусматривали следующий парадокс: 65 % стоимости оплачивалось товарами народного потребления и лишь 35 % валютой. И только благодаря настойчивости генерального директора Н.С. Жаркова был подписан более выгодный вариант контракта с КНР, согласно которому заказчик оплачивал продукцию товаром (50 % ) и валютой (50 %). Разумеется, и этот контракт нельзя было считать выгодным, так как приходили сотни вагонов китайских товаров, не имеющих сбыта в КНР, а заводу приходилось искать посредников для их реализации. Но другого выхода не было.

 

В 1994 году кроме сухогрузов для Череповецкого металлургического комбината 15 декабря был сдан последний седьмой по счету сухогруз из сдаточной программы для АО «Кубаньгазпром».

 

Из-за уменьшения объемов выпуска стального и чугунного литья 1 декабря пришлось закрыть чугунолитейный цех.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 198.