НА ВЕРШИНЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Е годы

Завод помолодел

Эти годы в истории завода «Красное Сормово» можно считать периодом расцвета. Шла одна из крупнейших реконструкций завода, существенно изменившая его облик. Территория в северном направлении расширилась едва ли не вдвое. Рядом с построенным в середине 1960-х годов цехом СКМ вырос сборочно-сварочный корпус. К вступившему в строй в 1968 году корпусообрабатывающему цеху пристроили отапливаемый склад стали и девятиэтажный инженерный корпус. А в конце 1980-х годов там же вырос целый комплекс – завод по производству стиральных машин «Волна». В старой обжитой части завода нашлось место для громадного (250 × 250 м) машиностроительного корпуса. Построены или реконструированы и другие инженерные сооружения.

 

Это были современные внушительных размеров здания, резко контрастирующие с цехами старой постройки, с современным, высокопроизводительным оборудованием, среди которого было немало уникального.

 

Коренная реконструкция предприятия в первую очередь была связана со строительством подводных лодок нового поколения, особенно атомных проектов. В эти годы завод строил дизель-электрические ПЛ пр. 641Б «Сом», атомные ПЛ пр. 670, 670М, 671РТ. В 1980-х годах главной продукцией завода стали перспективные корабли – АПЛ пр. 945 «Барракуда», АПЛ пр. 945А «Кондор» и ДЭПЛ пр. 877 ЭКМ «Варшавянка».

 

Для обеспечения строительства ПЛ из нового металла в больших объемах потребовалось создание специальных цехов, участков, служб в дополнение к имеющимся мощностям. Была развернута работа по подготовке и обучению кадров инженерно-технических работников и рабочих, в основном сварочных специальностей. В процессе подготовки производства был построен, оборудован и обеспечен необходимым оснащением новый корпус сборочно-сварочного цеха. Созданы специализированный участок механообработки деталей в корпусообрабатывающем цехе, участок для формирования ПЛ на стапеле в третьем пролете судокорпусно-монтажного цеха. Практически все цеха завода включились в строительство подводных лодок нового поколения.

 

В связи с широким применением титановых сплавов потребовалась коренная перестройка сварочного производства. Были созданы специальные лаборатории для контроля качества корпусных конструкций.

 

Для транспортировки ПЛ на сдаточную базу был спроектирован и построен специальный транспортный комплекс «Ока», включающий док-понтон (Ока-2) и поддерживающие опоры (Ока-4).

 

В 1984 году головная ПЛ 945-го проекта «Барракуда» вошла в состав Военно-Морского Флота. В последующие годы для ВМФ СССР было построено еще три уникальных корабля. Последняя ПЛ пр. 945А «Кондор» в 1993 году была признана одной из лучших подводных лодок ХХ столетия.

 

В гражданском судостроении не было такого разнообразия проектов. Практически шла лишь модернизация сухогрузных теплоходов «река – море» плавания пр. 1557 типа «Сормовский». И только в начале 1980-х, когда технические ресурсы проекта были исчерпаны, отдел главного конструктора завода разработал проект нового судна «Волга» (пр. 19610 «Жигули»). Оно отвечало новым требованиям, могло работать не только на внутренних водоемах страны, но и показало отличные u1088 результаты в Атлантике, на реках Южной Америки, в Африке, где тропический климат предъявляет особые требования к эксплуатации судов. Суда приобретались как отечественными пароходствами, так и зарубежными заказчиками. За период с 1983 по 2001 год было построено 45 судов этой серии, причем почти в каждое последующее судно конструкторы вносили те или иные новшества (восемь из них проекта 19611).

 

По труду и почет

В эти годы на заводе шло интенсивное строительство подводных лодок, скоростного флота, судов смешанного «река – море» плавания. За участие в создании и строительстве сухогрузных теплоходов нового класса большой группе сотрудников завода была присуждена Государственная премия СССР. Лауреатами стали директор завода М.А.

Юрьев, главный конструктор А.А. Животовский, главный конструктор проекта Г.Д. Зиненко, главный технолог по судостроению Г.Н. Лотович, начальник судомонтажного цеха Б.П. Шайдаков. Проект сухогруза под маркой «Сормовский» признан наиболее совершенным из судов смешанного «река – море» плавания.

 

За личный творческий вклад, а по существу героический труд по созданию головных образцов подводных кораблей и образцов новой техники, работники завода – организаторы производства и его технологического обеспечения, строители подводных лодок, рабочие цехов верфи, машиностроения и металлургии – представлялись к высоким правительственным наградам и почетным званиям. Так, звания Герой Социалистического Труда были удостоены Александр Петрович Удалов и Сергей Николаевич Бодров – бригадиры слесарей-монтажников, электросварщик Вячеслав Васильевич Пайщиков, директор завода Михаил Афанасьевич Юрьев, Тимофей Григорьевич Галанин – токарьрасточник, сталевары Николай Иванович Анищенков и Иван Павлович Белов. Лауреатом Ленинской премии стал Константин СтепановичСтарцев – главный технолог завода.

 

Дипломы лауреатов Государственной премии в области науки и техники получили: Николай Иванович Храмов – заместитель начальника отдела машиностроения, Константин u1053 Николаевич Панов – бригадир судосборщиков, Юрий Геннадьевич Мочалов – бригадир слесарей, Валерий Николаевич Кулагин – слесарь-монтажник, Виктор Васильевич Чалов – начальник судомонтажного цеха, Петр Алексеевич Захаров – бригадир слесарей-монтажников, Вадим Петрович Смирнов – главный технолог проекта, Борис Викторович Забегалов – главный инженер завода, Николай Ефимович Леонов – директор завода, Николай Сергеевич Жарков – генеральный директор ОАО «Завод «Красное Сормово» и др.

 

Почетного звания «Заслуженный машиностроитель» удостоены: токари Владимир Николаевич Анисимов, Владимир Исаакович Чкалов, Геннадий Дмитриевич Власов, Александра Федоровна Дерюгина, фрезеровщик Владимир Михайлович Дымченко, сверловщик Леонид Анатольевич Дорогин, старший мастер Владимир Николаевич Шабанов, начальник механического производства Валентин Михайлович Гершман и др.

 

Огромен вклад сормовских корабелов в укрепление могущества Военно-Морского Флота. В ознаменование этого на центральной аллее завода в год его 150-летия установлен памятный знак (в виде ограждения рубки ПЛ) создателям подводных лодок, своим талантом, трудом, героизмом прославившим Сормовский завод.

 

Социальная инфраструктура

Наряду с развитием судостроения, металлургии и машиностроения особое внимание уделялось производству товаров народного потребления. Большим спросом у населения пользовались стиральные машины «Волна», шкафы для белья, отопительные котлы «Компакт-М», газовые отопительные агрегаты «Русь», металлические гаражи, садовые насосы и др. Для агропромышленного комплекса выпускались крупяные заводы, дробилки, концентраторы, сепараторы. На поток было поставлено производство звеньев тракторных гусениц и другие запчасти для сельхозтехники.

 

В эти годы большое внимание уделялось жилищному строительству. На заводе была создана мощная база панельного домостроения. Ежегодно завод строил для своих работников 20–24 тысячи м2 (а с учетом подрядных организаций – до 40 тысяч м2) жилья

со всеми удобствами. Обеспечил всех детей своих сотрудников детскими садами и яслями, пионерскими лагерями. Тысячи тружеников завода и ветераны ежегодно отдыхали и проходили лечение в заводском профилактории, всесоюзных здравницах, пансионатах и домах отдыха, на турбазе завода, получали квалифицированную медицинскую помощь в заводской поликлинике – одной из лучших в городе. Под строгим контролем администрации и профсоюза постоянно улучшались условия труда. Помимо традиционных красных уголков и столовых в цехах организовывались комнаты психологической разгрузки, сауны, спортивно-тренажерные комплексы.

 

Дворец культуры, библиотека, спортивный клуб «Красное Сормово» профкома проводили огромную работу по физическому и эстетическому воспитанию сормовичей. Среди заводских спортсменов были трехкратный чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР Николай Круглов, мастер спорта международного класса Наталья Заборских.

 

Завод располагал огромной социальной инфраструктурой. Помимо домостроительного производства и жилищно-коммунального хозяйства, которое управляло построенными домами, судостроители имели свою поликлинику, профилакторий, два загородных детских лагеря, детскую дачу для дошкольников, базу отдыха. В отличие от городских однотипных учреждений они лучше финансировались, зарплата работников была выше. Многие городские учреждения образования, здравоохранения, культуры получали финансовую помощь от шефа – завода. Почти все школы района имели шефов – цехи и отделы. Они оказывали помощь в основном материалами при ремонте помещений и организации отдыха детей. ПТУ-5 и машиностроительный техникум фактически считались подразделениями завода, направляя практически всех своих выпускников на «Красное Сормово».

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 199.