Конец 1920 – начало 1930-х годов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На базе современной техники К 1927 году было завершено восстановление промышленности и началось капитальное переоборудование старых и строительство новых фабрик и заводов. В стране налаживалось производство новых типов станков и машин, развивалось электромашиностроение. Это позволяло постепенно сокращать импорт и наращивать темпы социалистического производства на базе современной техники.

 

Завод «Красное Сормово» в 1925/1926 хозяйственном году впервые за годы советской власти работал безубыточно и дал 600 тысяч рублей прибыли. Тогда же начался выпуск паровозов типа 1-3-1 серии С, который Сормово. Рыковский поселок. Конец 1920-х гг.

по своим качествам был вне конкуренции. К началу 1928 года таких паровозов выпускалось уже до 10 единиц в месяц. 7 апреля 1928 года исполнилось 30 лет сормовскому паровозостроению. В этот день вышел юбилейный 2500-й паровоз.

 

Как и многие другие предприятия, завод «Красное Сормово» менял свой облик. Расширялся и переоборудовался дизельный цех, заново строились кузнечно-прессовый и другие горячие цехи.

 

Сормовский завод стал приобретать новое оборудование за границей. В 1927 году из-за рубежа впервые поступило более сотни станков.

 

Весьма важным событием был пуск Балахнинской электростанции (Нижегородской ГРЭС). С переходом на электроснабжение из Балахны завод стал получать значитель-

ную экономию. Выплавка и прокат металла удешевились вдвое. Электрификация уско-

рила реконструкцию и строительство цехов.

 

Установка нового оборудования и применение передового опыта организации произ-

водства позволили сормовичам принимать технически сложные заказы. В 1927 году началось строительство двух шхун для Каспия водоизмещением около 12 000 т каждая,

длиною более 132 м, с продольным креплением '28это давало судну большую остойчивость). Таких шхун в СССР еще не строили. Изготовлялись они по проекту технического отдела завода «Красное Сормово».

 

Десять лет жизни по-новому

В 1927 году страна торжественно отметила 10-летие советской власти. Готовясь к торжествам, сормовичи приурочили к этим дням открытие памятника В.И. Ленину и закладку новых культурных учреждений.

 

Воздвигнуть памятник было решено еще на траурном митинге 22 января 1924 года. Было много дискуссий о месте его возведения. В комиссию поступили десятки предложений. Но решено было установить его на том месте, где был центр баррикадных боев в 1905 году и где сормовские рабочие более 20 лет назад впервые открыто вступили в решительную вооруженную схватку с самодержавием.

 

7 ноября 1927 года состоялся митинг по случаю открытия памятника (скульптор В.В. Козлов, архитектор А.А. Яковлев). Это событие собрало более 20 тысяч человек.

 

В этот же день вышел первый номер газеты «Красный сормович». Это была одна из первых многотиражных газет в стране, положивших начало новому типу изданий – прессы трудовых коллективов. Сначала газета выходила два раза в месяц, затем еженедельно, а вскоре стала ежедневной. (Даже в годы Великой Отечественной войны «Красный сормович» не прекращал свой выпуск). А несколько ранее, с января 1924 года, стали вестись регулярные передачи заводского радиовещания.

К 10-летию Октябрьской революции определился характер основного производства Сормовского завода. Паровозостроение составляло 25 %, судостроение – 21 %, вагоностроение – 24 %, машиностроение – 21 %, дизелестроение и разные изделия – 9 % всего производства.

 

В это время завод специализировался на мощных локомотивах типа 0-5-0 серии Э. Полным ходом шло строительство больших морских шхун. Впервые началось производство бурильных станков для нефтяной промышленности. Закончились постройка и оборудование новых пролетов дизельного цеха, который должен был выпускать дизелей общей мощностью 20 000 л. с. в год.

 

Используя энтузиазм масс

В конце 1927 года ХV съезд ВКП(б) утвердил директивы по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.

 

Пятилетний план «Красного Сормова» предполагал резкое увеличение производства всех видов промышленной продукции. Ее валовой выпуск в отпускных ценах 1926/1927 года должен был возрасти с 39 464 тысяч до 103 142 тысяч рублей. Сормовская судоверфь ориентировалась на годовой выпуск 105 самоходных речных и морских судов. Значительный рост судостроения увеличивал потребность в дизелях, судовых котлах и механизмах, выпуск которых предусматривалось учетверить. Большое внимание уделялось паровозостроению, вагоностроению и нефтяной промышленности.

 

Первые месяцы показали, что сормовичи полны решимости выполнить намеченные планы. На заводе стало развиваться рационализаторское движение. Уже в первый год пятилетки новаторы внесли около 1000 изобретений с условной годовой экономией в 197 957 рублей. К концу пятилетки на заводе насчитывалось 43 группы, объединявшие 1397 изобретателей. Лучшими были И.А. Панкратов, Т.Г. Третьяков, Д.И. Военнов, А.А. Логинов и десятки других.

 

В феврале – марте 1929 года массовым движением становится социалистическое соревнование. Зачинателями выступили комсомольцы судостроительного цеха. В феврале была организована первая ударная бригада сверловщиков из 14 комсомольцев во главе с Е.И. Маловым. Через несколько дней были подведены итоги, которые превзошли все ожидания: вместо 800–1200 отверстий, просверливаемых раньше, каждый ударник в эти дни сверлил до 2000 отверстий. Вслед за бригадой Малова создается ударная бригада в кузнечном цехе (бригадир А.М. Васянин). Организовывались группы по выявлению брака, простоев, поломок машин и станков.

 

Движение ударников росло и ширилось, трудовой подъем охватывал все новые слои рабочих. И уже к концу 1929 года в соревновании участвовало около 11 тысяч человек. К январю 1930 года на заводе было 483 ударные бригады, а к 1 марта – 1141. Появились бригады-коммуны, к марту их было 67. Но вместе с этим выявились такие факты, как формальность, декларативность, что приводило к созданию лжеударных бригад, когда принимались обязательства, а проверка их выполнения не проводилась.

 

Однако, несмотря на энтузиазм рабочих масс, к середине 1930 года на заводе стала складываться весьма сложная обстановка. Программа по паровозостроению была выполнена на 78,5 %, по вагоностроению – на 74 %, по буровому инструменту – на 70,5 %. Тогда партийные органы предложили ветеранам завода, ударным бригадам принять повышенные социалистические обязательства, которые были подкреплены дополнительными организационными мерами, что позволило заводу в сентябре значительно сократить отставание.

 

Борьба за выполнение контрольных цифр 1931 года проходила под лозунгом овладения техникой. Это было одним из основных условий выполнения пятилетки. Сормовичи отлично понимали значение технического прогресса, ибо завод у всех на глазах расширялся и оснащался новым оборудованием. Непрерывно увеличивалась и производственная программа.

 

В марте и апреле повсеместно появились школы, курсы, кружки, группы по изучению техники. Резко рос спрос на техническую литературу в библиотеках и книжных магазинах. Овладение техникой было самым тесным образом связано с борьбой за промфинплан. Освоение техники привело к росту производительности труда. Это было тем

более важно, что завод готовился к переходу на 7-часовой рабочий день.

 

Для завода, из года в год расширявшего свою производственную программу, положение с кадрами становилось все более острым. В 1930–1931 годах было организовано 18 школ при цехах и 90 пунктов по ликвидации неграмотности по месту жительства. В них обучались сотни рабочих и членов их семей. Функционировало ФЗУ. Оно готовило кузнецов, слесарей, станочников, модельщиков, формовщиков, электромонтеров и рабочих других необходимых специальностей. Существовала школа ученичества массовых профессий, в которой обучалось 620 человек. Однако в 1930 году она уже не могла удовлетворить потребность завода. Увеличиваются ассигнования на подготовку рабочих кадров. Уже к осени завод должен был обучить 5000 человек.

 

Не менее острым для предприятия был вопрос обеспечения инженерно-техническими кадрами. На «Красном Сормове» работали талантливые высококвалифицированные инженеры, такие, как А.Я. Гогин, С.С. Панасевич, А.Н. Рязанцев, А.М. Черноверхский, В.А. Федоровцев, Н.С. Швецов, А.В. Романов, С.А. Берлинер, К.И. Гастев. Однако специалистов такого уровня было явно недостаточно.

 

В 1928 году на заводе насчитывалось всего лишь 118 инженеров и 182 техника. Необходимо было готовить новые кадры инженерно-технических работников. Завод послал в высшие учебные заведения и на рабфаки сотни своих рабочих. В Сормове уже были открыты индустриально-педагогический институт и вечернее отделение механико-машиностроительного института. Большой популярностью среди рабочих пользовалась Промышленная академия.

 

Техническая библиотека

Еще в 1896 году в новом клубе была открыта библиотека технической литературы, игравшая значительную роль в подготовке и обучении кадров. В 1900 году в связи с расширением производства библиотека была переведена на завод, где право работать с технической книгой получил более широкий круг работников – конструкторы, технологи, чертежники. Однако средств на приобретение книг и журналов выделялось недостаточно, и технический персонал продолжал приобретать литературу на свои деньги.

 

После революции была поставлена государственная задача – обучить технической грамоте самые широкие слои рабочих, готовить новые кадры инженеров и руководителей производства. Не последнюю роль в этом процессе стала играть техническая библиотека. Это сразу сказалось на увеличении ее книжного фонда и количества читателей. В 1930 году библиотека насчитывала более 7000 экземпляров книг и журналов. Ими пользовались 860 инженерно-технических работников, 35 рабочих и 66 служащих.

 

Особенно быстро техническая библиотека начала развиваться в годы индустриализации. Широкое распространение получил лозунг: «Техническая книга – могучее орудие в деле овладения техникой!». От инженеров, техников, рабочих – студентов рабфаков и институтов – поступало все больше заявок на литературу по специальности.

 

В 1935 году техническая библиотека получила просторное помещение в новом инженерном корпусе, где она находится и поныне. Повысился и ее статус: она стала Центральной научно-технической библиотекой. Открылись абонемент и читальный зал, а в цехах – филиалы и передвижки.

 

Объем литературы рос год от года, и сегодня он насчитывает более 160 тысяч экземпляров книг, журналов, информационных материалов – от учебников для профтехучилищ, техникумов, вузов до трудов и монографий научных работников НИИ судостроения и смежных отраслей. НТБ завода имеет большое число реферативных изданий, обзоров зарубежной техники, экспресс-информации.

 

Несмотря на трудный перестроечный период 1990-х годов, НТБ завода продолжала пополняться новинками литературы по судостроению, хотя и в меньших размерах. В наши дни НТБ остается одной из крупнейших научно-технических библиотек города.

Завод стал комбинатом

В 1931 году у завода было 413 заказчиков. Выпускалось три типа паровозов, четыре типа дизелей, 18 типов паровых машин, четыре типа вагонов и много другой продукции. В этих условиях, когда выполнялось множество самых разнообразных заказов, не могло быть и речи о четкой специализации производства.

 

Весной 1931 года изучением положения дел на заводе занялся Президиум ВСНХ СССР. 19 мая состоялось техническое совещание, которое рассматривало вопрос «О профиле завода «Красное Сормово» и развитии его цехов». Совещание исходило из постановления ВСНХ, ориентирующего завод на специализацию в области производства паровозов, вагонов, дизелей, судовых паровых машин и коленчатых валов. Выпуск паровозов намечалось довести до 250. Для этого предполагалось расширить паровозостроительный цех и заново построить паровозокотельный, тендерный и обшивочный цеха.

 

Производство вагонов различных типов намечалось довести до 2500 на старых площадях. Выпуск дизелей определялся в пределах 120 000 л. с.

 

22 июля 1931 года был издан приказ ВСНХ СССР о преобразовании завода «Красное Сормово» в комбинат, объединяющий паровозостроительный, вагоностроительный, машиностроительный и металлургический заводы. Судостроительный отдел был переименован в Сормовскую верфь и выведен из состава завода с подчинением Управлению речного судостроения Речсоюзверфь. Везде создавались самостоятельные управления, парткомы, завкомы. Вместо одной многотиражки «Красный сормович» стало выходить четыре газеты. Работу заводов должно было координировать управление комбината.

 

Комбинат обеспечивал своей продукцией многие отрасли народного хозяйства. Так, «Красное Сормово» осталось крупнейшим поставщиком бурового инструмента и оборудования для нефтяной промышленности страны.

 

Осваивались и новые виды продукции: 50-тонные вагоны, более мощные паровозы, суда и двигатели, современные трамваи, большое количество товаров широкого потребления. Осенью 1930 года вышла в пробный рейс новая самоходная железная баржа «Абхазия» грузоподъемностью 2150 т.

 

В 1931 году паровозостроительный завод на кооперативных началах с Луганским и Коломенским заводами приступил к постройке двух сверхмощных опытных паровозов типа 1-5-1.

Сормовские думпкары

«Красному Сормову» пришлось налаживать и осваивать производство машин, станков и оборудования, которые он раньше никогда не производил. Так обстояло и с производством думпкаров – большегрузных полувагонов-самосвалов. В СССР думпкары впервые появились на Днепрострое в конце 1927 года. Они были куплены в США, и за каждый из них приходилось платить по 16 000 рублей золотом. До 1930 года в Советский Союз было ввезено более 80 думпкаров. Для страны это было явно недостаточно. На грандиозных новостройках нужно было переместить миллионы кубометров земли, гравия, камня. Тогда и возникла мысль о производстве думпкаров в СССР. Почетная роль организатора этого производства выпала на долю «Красного Сормова». Учитывая технический опыт завода, правительство поручило сормовичам к началу строительного сезона 1931 года дать первые советские думпкары.

 

18 марта 1931 года вагоностроители выпустили за ворота цеха первые два опытных думпкара. Это была большая победа: потребовалось решить много сложных технических, производственных и экономических задач. Советский думпкар не был копией американского, он был совершеннее, дешевле, легче и удобнее в эксплуатации. Уже в первый год было произведено 319 думпкаров.

 

Летом 1932 года «Красное Сормово» получило новый почетный заказ – освоить для черной металлургии производство прокатных станов и первых в СССР сварных шлаковозов, чугуновозов, тележек и вагонеток для изложниц. Изготовление в жесткие сроки двух прокатных станов (630- и 450-мм) было поручено механическому и дизельному цехам. Вагоностроительный завод совместно с машиностроителями должен был выпустить 112 ковшей, 232 тележки и 150 вагонеток для изложниц. Заказы выполнялись для Запорожья, Кривого Рога, Кузнецка, Азовстали и других крупнейших металлургических предприятий страны.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 194.