Подводные лодки второго поколения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новым этапом подводного кораблестроения было строительство ПЛ пр. 670. В короткий срок была согласована и подготовлена документация для их строительства. Однако требовались и новые средства производства. Поэтому в 1963 году Совет Министров СССР принял постановление о второй послевоенной реконструкции завода.

 

После ее завершения существенно изменился облик завода. Был введен новый эллинг и современный цех сборки объемных секций, построен комплексно механизированный корпус для централизованной металлоподготовки и обработки листового и сортового проката, введен в строй блок механосборочных цехов. За счет нового строительства прирост производственной площади составил 130 000 м2.

 

В это же время были u1087 переоборудованы и доведены до современного уровня вспомогательные цехи завода, обеспечивающие строительство ПЛ, создан комплекс плавучих средств для достройки и сдачи кораблей второго поколения – энергоблок, плавдоки, плавмастерские.

 

Широкомасштабное перевооружение в сочетании с творческой инициативой кораблестроителей позволили передать в состав ВМФ к 50-летию Великого Октября первый атомный подводный корабль сормовской постройки. Это был результат напряженного труда рабочих «Красного Сормова».

 

Основными техническими достижениями того времени стало освоение изготовления сложных секций и блоков, внедрение расчетного метода определения сварочных деформаций. Создание принципиально новых подводных кораблей пр. 670 было отмечено в 1970 году Ленинской премией.

 

В 1972 году Военно-Морской Флот получил 11-й корабль, завершивший программу строительства пр. 670, представляющего второе поколение ударных АПЛ с противокорабельными крылатыми ракетами. Более совершенные крылатые ракеты «Малахит» увеличили ударную мощь кораблей, построенных по пр. 670 М «Чайка». По нему в

1972–1978 годах были построены шесть кораблей.

Флагманы для Волги

В традиционном речном судостроении были достигнуты также не малые успехи. В этот период созданы первые в мире дизельные ледоколы «Волга» и «Дон». В 1958 году со стапелей завода сошел флагман речного пассажирского флота – дизель-электроход «Ленин». Первым его капитаном стал старейший и лучший судоводитель Волги С.А. Напитухин. В 1959 году вошел в строй второй дизель-электроход – «Советский Союз». В первый рейс его повел капитан Волжского речного пароходства А.И. Белодворцев.

 

В год 50-летия советской власти, к которому по всей стране начали готовиться задолго, сормовичи преподнесли Родине еще один подарок. Они начали строительство большой серии сухогрузных теплоходов смешанного «река – море» плавания для Волго-Балтийской системы. Новые суда имели грузоподъемность 2700 т. Они были оборудованы по последнему слову техники того времени и предназначались для плавания не только по рекам, но и по Белому и Балтийскому морям с заходом в зарубежные порты.

Проектировались суда заводским конструкторским коллективом под руководством А.А. Животовского. Головное судно этой серии в честь славного юбилея получи-

ло название «50 лет Советской власти».

 

Крылатые суда

В 1950–1960 годах на Волге навигации были долгими, движение судов почти беспрерывным (многие из них производства завода «Красное Сормово»). Это и сухогрузные теплоходы для Волго-Балта, и флагманы – дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз». Из Сормовской гавани вышел и великан – морской танкер «Генерал Ази Асланов», и суденышки типа «Колхозница» для малых рек, исполины-паромы «Советский Азербайджан» и «Советский Туркменистан».

 

Отсюда нефтяникам Каспия было отправлено уникальное в своем роде крановое судно катамаранного типа «Кер-Оглы». Гордостью сормовичей были и мощные морские землечерпательные снаряды «Пятилетка» и «Родина».

 

Славу заводу «Красное Сормово» принесли корабли на подводных крыльях. В 1957 году был построен и спущен на воду первый в мире скоростной теплоход на подводных крыльях «Ракета». Это судно построено по проекту группы заводских конструкторов, которую возглавлял выдающийся конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.

 

Необычной казалась, на первый взгляд, форма нового корабля. Удивляла и его скорость – 60–65 км/час. Так, расстояние от Казани до г. Горького теплоход покрывал за 7–8 часов. Таких скоростей Волга еще не видела!

 

На заводе были построены еще несколько судов на подводных крыльях – «Метеор», «Спутник», «Комета», «Вихрь», «Буревестник», «Чайка» с водометным движителем.

 

Более полутора тысяч судов на подводных крыльях конструкции Алексеева ныне успешно эксплуатируются под флагами Англии, Франции, Японии, США, Греции, Норвегии, Финляндии и др.

 

В 1962 году специализированное конструкторское бюро Р.Е. Алексеева было преобразовано в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, а в 1965 году выделено u1080 из состава завода.

 

Однако поиск новых решений продолжали и заводские конструкторы. По проектам

заводского СКБ были построены суда на воздушной подушке «Радуга» и «Сормович».

 

Группе конструкторов – создателям судов на подводных крыльях в 1962 году была присуждена Ленинская премия. Лауреатами стали Р.Е. Алексеев – главный конструктор, А.И. Васин – заместитель начальника отдела, И.И. Ерлыкин – заместитель главного конструктора, Н.А.Зайцев – главный инженер, Б.А. Зобнин – начальник отдела, Л.С. Попов – заместитель главного инженера, Г.В. Сушин – заместитель главного конструктора, К.Е. Рябов и А.И. Маскалик – начальники отделов, И.М. Шапкин – заместитель главного конструктора и В.Г. Полуэктов – капитан-испытатель новых кораблей.

 

А всего в тот период на заводе трудилось 35 лауреатов Ленинской и Государственной премий.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 179.