Сормовичи работают по-фронтовому
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сормовичи в короткий срок должны были перейти на военное производство. Государственный Комитет Обороны постановлением № 1 обязал Сормовский завод выпускать танки Т-34.

 

Перейти заводу, изготовлявшему суда, к производству танков – задача технически очень сложная. Мартеновцам и прокатчикам предстояло варить и катать марки стали, с которыми ранее они не работали. Литейным цехам необходимо было организовать производство броневого литья, в кузнечном – резко увеличить изготовление штамповок, в том числе из специальных марок сталей, чего не было прежде. Заново следовало создавать производство гусеничных траков, что оказалось наиболее сложным делом. В термическом цехе сильно изменилась номенклатура деталей и усложнилась технология всего производства. Возросший объем сварочных работ побуждал сормовичей заняться их автоматизацией, чего до войны тоже не было.

 

Переоборудовались ведущие цеха. Расширялись производственные площади. Уже в июле на заводе развернулась реконструкция старых u1080 и строительство новых цехов. Ни днем, ни ночью не ослабевало напряжение. Строили круглосуточно.

 

Директор завода Д.В. Михалев, главный инженер Г.И. Кузьмин, секретарь парткома С.Д. Нестеров, начальники цехов В.В. Чигирь, Н.Я. Командин, С.К. Русинов, Н.П. Петухов, Г.П. Хрящев, В.А. Савровский, А.А. Лобашов, инженеры П.П. Маркушев, А.С. Окунев, М.З. Семечкин, М.Н. Фадеев, Д.В. Галка, Н.Н. Смеляков, И.Д. Мунин, И.И. Федоров, Б.П. Коняхин, М.Г. Чернышов, В.П. Желтов, В.М. Керичев, В.В. Крылов, А.И. Булаев, С.Н. Якимовский, В.Н. Карпов, М.И. Воронин, В.Т. Ляскин, Е.А. Дубровин, начальники участков А.Ф. Горин, А.С. Сергиевич, А.А. Собачкин, В.Е. Шугуров и многие другие сутками не выходили с завода, жили в цехах, организуя переход к производству боевой техники, поднимая коллектив на борьбу с трудностями. Самоотверженно работали тысячи рабочих, не считаясь с затратами труда и времени.

 

В итоге напряженного труда к концу 1941 года сормовичи построили новые, хорошо оборудованные цехи по обработке и закалке брони, сборке и сварке корпусов, по термической обработке и закалке бронедеталей, стального литья, кровельного проката. Полностью были переоборудованы машиностроительный, термический, железопрокатный, меднолитейный, столярный и другие цехи. За несколько месяцев 1941 года на заводе было введено в эксплуатацию 26 160 м2 производственной площади, перенесено и смонтировано 600 станков и других видов оборудования, изготовлено несколько тысяч штампов, инструментов и приспособлений.

 

Сложный процесс перевода на выпуск военной продукции потребовал новых форм организации труда, одна из них – фронтовые бригады. Первая комсомольско-молодежная фронтовая бригада организовалась в конце октября 1941 года в цехе № 7. Возглавил ее молодой формовщик Николай Щербина.

 

В суровое время, когда фронт приближался вплотную к Москве, Сормовский завод был превращен в одну из важнейших материальнотехнических баз обороны страны, становился крупнейшим арсеналом Во время войны пришли на завод ветераны, женщины, подростки Советской Армии. И чем тяжелее становилось положение, тем более героически работали сормовичи.

 

Уже в октябре 1941 года завод отправил первые эшелоны танков для обороны Москвы.

 

Завод не только строил танки, но и ремонтировал их после повреждений, полученных в боях. Директор «Красного Сормова» в годы войны генерал-майор, лауреат Государственной премии СССР Ефим (Хаим) Эммануилович Рубинчик писал об этом героическом времени: «Надо понять те огромные трудности, с которыми встретились сормовичи при организации серийного производства танков. Надо было создавать принципиальную рабочую технологию такого сложного объекта, каким является танк Т-34, перевести организацию цехов и участков на серийное производство, строить новые цеха, каких до сего времени не было на Сормовском заводе».

 

Первая боевая машина вышла из ворот завода 13 октября 1941 года, а всего за годы войны сормовичи дали Родине более 13 000 танков. В 1941–1945 годах завод самостоятельно построил и сдал флоту 23 подводные лодки и четыре единицы – вместе с другими заводами (№ 638 в Астрахани и № 402 в Северодвинске). Акт о приемке подводной лодки «С-18» подписан 20 июня 1945 года. В годы войны завод «Красное Сормово» был неоспоримым лидером отечественного подводного судостроения и в сложных условиях военного времени обеспечил поставку качественной продукции Военно-Морскому Флоту.

 

Кроме танков и подводных лодок, которых в годы войны было построено 27, завод изготовил 1,5 млн. снарядов для «Катюш» и тысячи тонн других боеприпасов.

 

Всё для Победы

Сормовский завод располагал прекрасными кадрами наставников из числа старейших производственников, которые непрерывно работали на заводе десятки лет. Ветераны завода М.С. Боков, А.П. Калмыков, В.С. Токарев, А.Н. Кудрин, П.А. Баландин, И.П. Муравьев, прежде чем приступить к обучению новых рабочих, рассказывали им о порядках и дисциплине на производстве, о важности выпускаемой продукции для победы над врагом.

 

Так, в первом полугодии 1942 года в порядке индивидуального обучения непосредственно на рабочих местах ветераны труда подготовили 3623 квалифицированных рабочих. А за весь 1942 год было обучено 7499 человек. Они получили квалификацию токарей, сборщиков, электросварщиков, формовщиков, слесарей, сталеваров и успешно выполняли производственные задания.

Подготовка рабочих кадров и непрерывное повышение их производственно-технической квалификации явились одним из важнейших условий увеличения производительности труда и выпуска продукции для фронта. В 1943 году выпуск машин по сравнению с предыдущим годом увеличился на 19,5 %, а годовая производственная программа заводом была выполнена к 25 декабря. В 1944 году была перевыполнена

производственная программа на 10,8 %.

 

Инженерно-технические работники в содружестве с передовыми рабочими совершенствовали процессы производства. Технологическое бюро машиностроительного цеха разработало предложения по сокращению производственного цикла и снижению трудоемкости сборки танков. Если раньше на регулировку управления приборов уходило 30 рабочих часов, то после усовершенствования технологии – 3–4 часа. Время обработки основных узлов снизилось на 50 часов.

 

Сормовичи научились работать по-военному. Все больше боевой техники отправляли они фронту.

 

Используя свой богатый опыт, накопленный в годы войны, сормовичи неустанно совершенствовали качество танков. В начале 1944 года конструкторский коллектив завода под руководством главного инженера Г.И. Кузьмина и главного конструктора В.В. Крылова модернизировал танк, оснастив его более мощной, литой башней с пуш-

кой последней модели.

 

Серийный выпуск таких машин был освоен в ходе производства. Вслед за Сормовским заводом перешли на модернизированный выпуск машин с новой пушкой все заводы страны, выпускавшие танк Т-34. Новым ценным вкладом в развитие производства явилось внедрение автоматической сварки по методу академика Е.О. Патона. Автоматическая сварка ускоряла выпуск боевых машин, увеличивала прочность их корпусов.

 

Сормовичи искали и находили все новые резервы для роста производства. Они совершенствовали технику, помогали быстрее механизировать производственные процессы.

 

За заслуги перед Родиной, за успешное выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны коллектив завода был награжден орденом Ленина и орденом Отечественной войны I степени. Более 600 рабочих, инженеров, техников и служащих правительство наградило орденами и медалями Советского Союза. О трудовом подвиге сормовичей напоминает нынешнему поколению еще одна ценная релик-

вия – Красное знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное Танк на пьедестале. На территории завода находился до 1980 г. Ныне – на площади Славы заводу на вечное хранение, которое в годы войны 33 месяца подряд присуждалось заводу «Красное Сормово» за высокие результаты труда.

 

Имена директоров Сормовского завода Д.В. Михалева, Е.Э. Рубинчика, парторга ЦК ВКП(б) А.Н. Сомова, главного инженера Г.И. Кузьмина, главного конструктора В.В. Крылова, ветеранов завода М.И. Телогреева, С.И. Рыжова, П.А. Красавина навсегда вписаны в историю Великой Отечественной войны.

 

В память о вкладе сормовичей в победу над врагом было решено установить на заводском дворе одну из боевых машин, выпущенных в 1941–1945 годах.

 

Танк Т-34 был передан Сормовскому заводу командованием Советской Армии и поставлен на площади перед заводскими корпусами на постаменте. В канун 35-летия Победы (1980 г.), танк был перенесен на площадь Славы у Северной проходной. Эта боевая машина была одной из первых, на которых части Советской Армии ворвалась в Берлин в апреле 1945 года.

НА МИРНЫЕ РЕЛЬСЫ

Е годы

 

Подготовка производства

Закончилась Великая Отечественная война, советский народ возвращался к мирному труду. Послевоенный пятилетний план предусматривал большое расширение производственных площадей завода в связи с выпуском речных буксирных теплоходов, самоходных и несамоходных барж и землечерпательных судов, а также восстанавливал производство пассажирских паровозов «СУ». Выпуск судов по сравнению с довоенным годом должен был увеличиться более чем в три раза.

 

К 1946 году завод закончил подготовку производства и технических служб к работе в мирных условиях. Сотни станков пришлось переставить из цеха в цех, сделать им капитальный и восстановительный ремонт, развернуть реконструкцию цехов. Расширение Сормовской верфи, постройка эллинга усиливают роль Сормова как основной базы речного судостроения в СССР. Это не могло не сказаться на резком увеличении доли судостроения в общем объеме работ.

 

С первых дней послевоенной пятилетки возобновилось и приняло широкий размах производство различных деталей для паровозов и вагонов. Сормовский завод становится единственным в стране поставщиком вагонных колес, а для сельского хозяйства – поставщиком газогенераторных установок и запасных частей для тракторов.

 

В мае 1947 года завод полностью перешел на выпуск речных барж, буксирных и сухогрузных теплоходов, землесосов, пассажирских паровозов серии СУ. Выпуск судов, паровозов, металлургической продукции должен был возрастать без существенных капитальных вложений и почти при том же количестве рабочей силы. Началась упорная работа по организации новых производств. Вместо старого деревянного помещения в небывало короткие сроки выросло новое красивое здание судокорпусного цеха. На

территории судоверфи строились стапеля. Там, где недавно выпускались танки, возникли судомонтажный, паровозо-котельный, паровозосборочный и другие цехи. Полностью переоборудовались механические цехи.

 

Много сил было затрачено на изготовление оснастки и инструментов, на ремонт оборудования и его модернизацию. Но основная трудность заключалась в том, что новые задачи нельзя было решать старыми методами. Потребовалась коренная перестройка всего технологического процесса и внедрение новейшей техники. Довоенная организация труда и технология теперь уже не отвечали духу времени. Прежние циклы постройки судов продолжались от одного года до двух-трех лет, а надо было строить за три-четыре месяца.

 

Конструкторы в тесном контакте с технологами в короткие сроки разработали новые самостоятельные проекты 600-сильных буксиров и сухогрузных теплоходов грузоподъемностью 2000 т с учетом всех достижений судостроительной техники и при полной унификации деталей и механизмов. 31 из 35 основных узлов и на буксирном, и на сухогрузном теплоходах были идентичными. Выдающимся результатом было внедрение крупносекционного метода постройки речных судов, а затем и подводных лодок.

 

Суда, созданные сормовскими конструкторами, были приспособлены к условиям Большой Волги и обладали высокой скоростью, повышенной прочностью и грузоподъемностью, комфортабельностью. Сормовский винтовой буксирный теплоход того времени был лучшим в отечественном судостроении. Он выгодно отличался от парового колесного буксира. Его корпус был на 18–20 м короче и намного прочнее. На судне имелась электрическая буксирная лебедка, спроектированная и построенная впервые в СССР.

 

Сухогрузные теплоходы также имели большие преимущества по сравнению с теплоходами довоенной постройки. При той же грузоподъемности они имели меньшую длину

и ширину корпуса.

 

В наливной барже грузоподъемностью 3700 т была применена более совершенная система налива и откачки нефтепродуктов, что намного уменьшало время стоянки в портах. Для всех трех типов судов был разработан новый вид упрощенных обводов корпусов.

 

Одним из выдающихся достижений сормовских конструкторов явился проект мощного речного дизельного землесоса производительностью 350 м3/час. От прежних он отличался более высокой производительностью. Землесос имел специальную установку для гидравлического разрыхления грунта, мощные палубные краны и другую технику, повышающую эффективность дноуглубительного процесса. Новый землесос «Сормовский-1» стал флагманом технического флота на Волге.

 

На судоверфи появились мощные башенные краны, передвигавшиеся по всему фронту работ. Они быстро и легко подавали на сборку тяжелые стальные секции. Много сил и труда было положено на устройство слипа для бокового спуска судов на воду.

 

В 1949 году программа выпуска судов и паровозов увеличилась u1087 по сравнению с предыдущим годом в два раза.

 

С каждым годом менялся облик предприятия, улучшалась и расширялась его техническая база. Сормовичи сломали старые представления, будто на Волге суда можно выпускать только в летнее время. Теперь суда спускали на воду круглый год.

 

В конце послевоенной пятилетки конструкторский коллектив впервые в истории судостроения разработал проект и рабочие чертежи речного дизельного ледокола. Суда строились по последнему слову судостроительной техники.

 

В апреле 1949 года Постановлением Совета Министров СССР директору завода Е.Э. Рубинчику, главному инженеру П.П. Маркушеву, заместителям главного технолога Л.Н. Краснопольскому и Д.В. Галке, начальнику судостроительного отдела А.И. Гайзеру, начальникам судостроительных цехов Б.П. Коняхину, В.В. Московкину и П.А. Черноверхскому за разработку и внедрение методов скоростного строительства речных судов была присуждена Государственная премия II степени. Одновременно за создание новых конструкций речных судов были удостоены Государственной премии III степени главный конструктор В.М. Керичев, конструкторы В.П. Воробьев, М.И. Воронин, И.И. Краковский, М.М. Пилярский, С.А. Чепурнов и С.Н. Якимовский.

 

Много нового внесли сормовские конструкторы и в производство пассажирских паровозов. П.И. Гордеев совместно с группой конструкторов и технологов предложил внедрить новый, цельносварной паровой котел с вваренными связями, подобных которым еще не было в Советском Союзе.

Столетие завода

В 1947–1949 годах немало было сделано по благоустройству заводской территории: ее покрыли асфальтом, привели в образцовый порядок здания цехов, причем каждое из них было окрашено в особый цвет. Вокруг цехов и мастерских были высажены деревья, кустарники, разбиты скверы. Заводские площади – Буксирная, Паровозная и Металлургическая – были озеленены.

 

В канун юбилея свыше 2000 новаторов и старых производственников были награждены значками «Отличник социалистического соревнования», а более 180 рабочим металлургических u1094 цехов присвоено звание «Лучший металлург». За заслуги перед Родиной и советским народом и в связи со 100-летием со дня основания завод был награжден вторым орденом Ленина. Это был четвертый орден на знамени завода.

 

500 работников, особо отличившихся при выполнении заданий правительства, были награждены орденами и медалями СССР. Орденом Ленина было награждено 26 человек, орденом Трудового Красного Знамени – 124, Красной Звезды – 4, «Знак Почета» – 255, медалью «За трудовую доблесть» – 58 и «За трудовое отличие» – 33 человека.

 

В числе награжденных орденом Ленина директор завода Е.Э. Рубинчик, главный инженер П.П. Маркушев, главный конструктор В.М. Керичев, начальник производства С.Д. Нестеров, главный строитель судов М.И. Лернер, заместитель главного технолога В.М. Зубков, начальники цехов И.В. Мочалов и В.Е. Шугуров, начальник участка А.Ф. Горин, новаторы производства А.М. Беляев, В.А. Водопьянов, А.Г. Лопатин, М.К. Маслов и В.Я. Шевалдин, сормовский революционер П.А. Заломов, ставший прототипом героя романа М. Горького «Мать».

 

11 июля 1949 года Советское правительство приняло специальное Постановление о развитии жилищного и культурно-бытового строительства в Сормове.

 

100-летие завода «Красное Сормово» отмечала вся страна. Город оделся в праздничный наряд. По улицам реяли вымпелы, флаги, плакаты, гремела музыка. На юбилейные торжества прибыли гости из районов города и области, делегации многих крупнейших предприятий Советского Союза. Среди них представители Коломенского и Луганского

паровозостроительных заводов, Ленинградского имени С.М. Кирова, Московского автозавода, Киевского завода «Ленинская кузница» и др. Каждый коллектив преподнес подарок – модели своих изделий и приветственные адреса.

 

Со всех концов Советской страны поступали приветствия и поздравления. Особенно горячие чувства выражали земляки-сормовичи, работающие на многочисленных предприятиях страны, начинавшие когда-то свой трудовой путь на «Красном Сормове».

 

Газеты «Правда», «Известия», «Труд» и другие, местная печать посвятили заводу-юбиляру передовые статьи, очерки и рассказы. Поэты и композиторы создали ряд новых песен о героических подвигах сормовских рабочих. Песни исполнялись в театрах, клубах и концертных залах города. Наибольшей популярностью пользовалась «Сормовская лирическая» Б. Мокроусова на слова поэта Е. Долматовского.

 

Горьковские художники написали немало интересных полотен, посвященных труду и быту сормовичей. В их числе картина Л. Хныгина о событиях 1905 года, картины А. Каманина «На Сормовской судоверфи» и «Постройка буксирного судна в цехе» и др.

 

Московские и горьковские фабрики выпустили кондитерские изделия, шоколад и конфеты в коробках с изображением буксиров и паровозов Сормовского завода. Многие предметы домашнего обихода, школьные и канцелярские принадлежности изготовлялись с красочными надписями «Сто лет заводу «Красное Сормово».

 

Горьковский краеведческий музей открыл выставку документов и фотографий, которые наглядно рассказывали о славной истории завода. Такие же выставки были организованы в Сормовском Дворце культуры и многих клубах города.

 

12 июля в Сормове начались юбилейные торжества. Во всех цехах и отделах прошли торжественные собрания, на которых рабочим, проработавшим на заводе более 15 лет, вручались почетные грамоты, а старым производственникам – денежные премии. Все работающие получили красиво оформленные поздравления с пожеланиями дальнейших успехов в труде и личной жизни. На другой день состоялись народные гулянья, а вечером – праздничные концерты.

 

Накануне 100-летия завода Петр Андреевич Заломов, один из участников революционного движения в Сормове, прототип героя романа М. Горького «Мать», уже будучи в преклонном возрасте, завещал молодежи: «Будьте достойными продолжателями дела своих старших товарищей. Трудитесь самоотверженно, смело преодолевайте трудности. Работайте по-стахановски, будьте мастерами своего дела». Молодое поколение с честью продолжало дело своих отцов и дедов. Трудовые подвиги всех поколений сормовичей в послевоенные u1075 годы были тому неоспоримым подтверждением.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 226.