Строительство подводных лодок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1930 год был знаменателен для завода началом подводного судостроения. К 1940 году был успешно освоен выпуск малых и средних подводных лодок III, V-бис, V-бис2, Х, ХII, IХ-бис серий. «Красное Сормово» вошло в число передовых предприятий Советского Союза по подводному судостроению.

 

Первой построенной на заводе подводной лодкой стала «Щ-304» типа «Щука». Ей было дано имя «Комсомолец», потому что средства на ее строительство собирали комсомольцы страны. ПЛ «Комсомолец» была заложена на стапеле завода 23 февраля 1930 года, в 12-ю годовщину Красного Военно-Морского Флота, а 15 августа 1934 года она была передана в состав Балтийского флота. Первым командиром ПЛ «Комсомолец» был К.М. Бубнов.

 

К началу Великой Отечественной войны завод «Красное Сормово» построил и сдал за-

казчику 32 подводные лодки («Щук» – 11 ед., «Малюток» – 15 ед. и «Эсок» – 6 ед.). Кроме того, перед войной в стадии строительства находилось 40 подводных лодок, из них к началу войны построено и переведено на сдаточные базы (или находились в пути) 12 ПЛ (три «Эски», девять «Малюток»), которые были сданы ВМФ в первые месяцы войны.

 

 

Итоги первой пятилетки

Первая пятилетка (1929–1932), выполненная за 4 года, на «Красном Сормове» прошла при все возрастающем творческом участии рабочих в решении производственных задач. Одной из форм такого участия была организация хозрасчетных бригад как наиболее законченной формы соревнования, которая позволила ликвидировать уравниловку и обезличку, правильно организовать труд.

 

Наравне с хозяйственными бригадами в 1932 году появились первые цехи сплошного хозрасчета – сборочный, фонарный, столярный на вагоностроительном заводе, арматурный и полускатный на паровозостроительном заводе. К концу первой пятилетки на комбинате насчитывалось 1117 ударных бригад.

 

За отличие на трудовом фронте в годы первой пятилетки многие сормовичи были отмечены наградами, лучшим из них Президиум ВЦИК присвоил почетное звание Героя Труда.

 

Большим событием в жизни Сормова явилось открытие 1 мая 1930 года Дворца куль-

туры. Располагая прекрасным зрительным залом на 1400 мест, физкультурным залом, множеством различных аудиторий, он на многие десятилетия стал центром всей культурной работы в районе. В Сормове, наверное, нет человека, который хотя бы раз не побывал в этих стенах.

 

Значительное место в здании Дворца культуры занимает библиотека профсоюзной организации завода с богатым книжным фондом. До 1930-х годов она размещалась в клубе «Металлист». С завершением строительства Сормовского Дворца культуры переехала в новое, специально для нее созданное помещение с уникально оборудованным (не только для тех времен) книгохранилищем. Библиотека открылась в один день с Дворцом культуры (1 мая 1930 г.).

 

Несколько позднее, в 1934 году, Дарьинский лес, на окраине которого разместился Дворец культуры, был превращен в прекрасный парк – крупнейший в Нижнем Новгороде. В те же довоенные годы на средства завода был построен стадион «Труд», а в 1970-х годах– Дворец спорта.

ЦЕНТР РЕЧНОГО СУДОСТРОЕНИЯ

Е годы

Реконструкция производства

Успехи первой пятилетки дали возможность наметить еще более грандиозный план работы завода на вторую пятилетку. Наибольшее развитие в производстве завода получило судостроение. Об этом говорят такие данные:

 

в 1932 году выпущено продукции по судостроению на 12,8 млн. рублей;

в 1933 – на 21,6 млн. рублей;

в 1934 – на 25,8 млн. рублей;

в 1935 – на 22,4 млн. рублей;

в 1936 – на 51 млн. рублей;

в 1937 – на 74 млн. рублей.

 

В 1937 году судостроение составляло около половины всей продукции завода.

 

С первых дней второй пятилетки на заводе развернулась перестройка. Верфь вновь присоединили к заводу. А с 1 января 1934 года предприятие было передано Главному управлению промышленности речного судостроения (Главречпром).

  

За годы второй пятилетки (1933–1937 гг.) были освоены новые типы мощных паровозов, чугуновозов, шлакозаводов, теплоходов, речных барж, паровых машин. Сормовичи успешно завершили производственные планы второй пятилетки. Широко внедрялась электросварка, что позволило заводу перейти на изготовление исключительно цельносварных корпусов судов.

 

В конце пятилетки «Красное Сормово» прекратило паровозо- и вагоностроение, которые до того занимали первое место в общем объеме его продукции, и начало специализироваться на речном и морском судостроении.

 

Тысячи рабочих и инженерно-технических работников принимали участие в разработке и внедрении больших и малых организационнотехнических мероприятий, в реконструкции производства. Станки и оборудование перемещались из цехов, имевших резервы, в другие, где ощущалась наибольшая потребность в них. Основная часть оборудования модернизировалась. Сормовичи овладевали новыми технологическими процессами.

 

Люди, освоившие технику, во много раз перевыполняли старые, а затем и вновь устанавливаемые нормы выработки. Сроки изготовления судов и другой продукции резко сокращались, качество работы значительно повышалось.

 

Реконструкции в первую очередь подвергались судостроительный u1080 и металлургический комплексы. Началась постройка нового плаза, корпусосборочного и сборочно-установочного цехов, оснащались они новейшей по тому времени техникой. Вся площадка верфи подсыпалась до незатопляемого уровня. Однако закончить реконструкцию всего завода в годы второй пятилетки не удалось.

 

Пионеры электросварки

Коллектив сормовичей одним из первых в Советском Союзе перешел на изготовление судов с целиком сварными корпусами. Этот метод давал экономию металла более чем на 20 %. Первое цельносварное судно «Сварщик» – буксирный пароход мощностью 150 л. с. – в 1933 году было спущено на воду. Этот пароход без единой заклепки был построен по чертежам молодого сормовского конструктора В.М. Керичева. А вслед за ним спускаются на воду еще три сварных буксира.

 

В 1934 году был создан сварочный цех, а затем электросварочная мастерская в судостроительном цехе, и завод полностью перешел на сварное судостроение.

 

В 1935 году был осуществлен первый опыт секционной сборки и сварки при постройке дизель-электрического землесоса производительностью 250 м3/час. К концу пятилетки четыре дизель-электрических землесоса работали на прокладке канала Москва – Волга.

 

Первый сварной буксирный пароход «Чубарь» мощностью 1200 л. с. осенью 1935 года отправился на испытания в Астрахань.

 

Электросварка, совершившая в те годы подлинную техническую революцию в промышленности Советского Союза, прочно заняла на «Красном Сормове» ведущее место. Опыт электросварки при постройке судов был перенесен на дизелестроение.

 

Во второй половине 1934 года сормовичи перешли на выпуск паровозов новой марки – СУ (Сормовский усиленный).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 203.