Флотилия для канала Москва – Волга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1935 году перед Сормовским заводом была поставлена сложная задача: создать флотилию судов для строившегося канала Москва – Волга.

 

В апреле 1937 году четыре товаропассажирских теплохода и шесть пассажирских катеров были спущены на воду. Несколько позднее на канал отправились еще шесть катеров.

 

Проектирование и постройка теплоходов и катеров явились крупным достижением технической мысли сормовских судостроителей. Товаропассажирские теплоходы и катера для канала Москва – Волга олицетворяли собой более высокий этап в развитии советского речного судостроения. Они были созданы заводскими конструкторами под руководством В.М. Керичева.

 

В создании флотилии судов для канала Москва – Волга много сил вложили инженерно-технические работники В.И. Саввин, Г.П. Кондаков, А.А. Бармин, Л.А. Разин, А.Л. Футорян, А.В. Собачкин, А.Ф. Горин. Самоотверженно, не считаясь со временем, трудились бригады сборщиков П.А. Муравьева, С.М. Харузина, монтажников А.И. Ускова, В.И. Пискарева, электросварщики А.В. Разживин, А.Е. Пирогов, трубопроводчики В.М. Пыренков, Н.Г. Кожевников, Н.З. Шведов, плотники Н.Д. Муреев, М.Д. Голубев и многие другие. Лучшие из них удостоились высокой чести совершить первую поездку по каналу Москва – Волга на своих же судах.

 

20 апреля 1937 года теплоходы вышли из заводской гавани. Поистине триумфальным было следование по каналу и прибытие в Москву флотилии, построенной сормовичами.

 

В помощь другим предприятиям

В эти годы Сормовский завод окончательно специализируется на речном и морском судостроении, на постройке судов технического флота. Сормовичи освоили строительство танкеров, сухогрузных шхун и ледокола для Каспия, крупных сварных судов самоходного речного флота, как буксирного, так и товаропассажирского, судов технического флота (землесосов, землечерпалок, понтонов), мощных дизелей, паровых машин и котлов. Продолжался выпуск гребных винтов и колес.

 

Наряду с этим в 1933–1937 годах для нужд промышленности выпускались пассажирские и узкоколейные паровозы, чугуновозы, шлаковозы, думпкары, новые тендер-конденсаторы для паровозов серии СО и ФД, прокатное оборудование для черной металлургии, сложное буровое оборудование для нефтяной промышленности. В эти же годы производились мостовые опоры, коленчатые валы, трамвайные вагоны, запасные части для комбайнов и тракторов, различные изделия широкого потребления.

 

Но не всегда все шло гладко. Были отдельные срывы в выполнении заданий. В начале 1934 года неблагополучно обстояло дело с выпуском запасных частей к тракторам. Но дружными усилиями коллектив неизменно преодолевал затруднения и упорно двигался вперед.

 

Завод продолжал оказывать разностороннюю поддержку вновь строящимся предприятиям области. Особенно ценной была подготовка кадров и посылка бригад на Горьковский автозавод.

 

Рос Сормовский завод, росли и его люди. Завод стал разносторонней школой по подготовке квалифицированных кадров не только для себя, но и для других предприятий машиностроительной промышленности.

Стахановцы

Первым на Сормовском заводе из тех, кто подхватил почин кузнецовстахановцев Горьковского автозавода, был бригадир мелкосортного стана Александр Павлович Калмыков. В ноябре 1935 года он уже выполнил свою годовую программу, выпустив 14 000 т проката. В 1937 году его бригада дала 1650 т сверх плана и всю пятилетку трудилась по-стахановски, давая высокую выработку.

 

С первых же дней в соревнование с калмыковцами вступили другие бригады прокатного цеха. Перенимая передовой опыт, они также добились резкого увеличения выработки. И в результате – досрочное выполнение плана 1935 года. До этого в течение последних лет прокатчики не выполняли производственной программы, цех называли «старой телегой».

 

Примеру коммуниста Калмыкова последовали бригадиры колесопрокатного цеха Ф.И. Гребнев и М.Е. Шмелев, сталевары мартеновского цеха П.С. Бакаев и П.А. Баландин, бригады старых производственников паровозного цеха П.В. Бренчугина и А.М. Гара-

нина, бригада гибщиков судокотельного цеха И.В. Чкалова, бригада клепальщиков судоверфи М.А. Клюшенкова и др.

 

В ноябре 1935 года в Сормове состоялся I Всесоюзный слет стахановцев судостроительной промышленности. Место его проведения было избрано не случайно. Это объяснялось не только тем, что завод стал ведущим в системе речного судостроения, но и тем, что сормовичи показывали образцы высокопроизводительной работы. Они опровергли мнение, что в судостроении, не имевшего в то время массового производства, стахановское движение неприменимо.

 

В стахановском движении принимали участие также инженеры и техники завода. Они трудились, не считаясь со временем, бескорыстно отдавали свои знания, опыт и энергию выполнению сложнейших правительственных заказов, в том числе и подводных лодок. Иван Васильевич Мочалов первым из инженерно-технических работников завоевал почетное звание стахановца. В июле 1937 года И.В. Мочалов был выдвинут на должность директора завода «Красное Сормово».

 

Самоотверженно работали начальники отделов, цехов и участков И.Я. Березовский, Д.В. Галка, А.А. Лобашев, Д.В. Михалев, С.А. Пархоменко, Л.А. Разин, В.С. Савровский, В.Т. Садченко, Г.И. Усков, М.Н. Фадеев, В.А. Федоровцев, П.П. Маркушев, А.М. Черноверхский, мастера М.И. Васильев, А.В. Красильников, В.И. Годяев, А.С. Степа-

нов, Б.Н. Садовский, С.П. Ястребов и многие другие.

Гости сормовичей

Сормовский завод с его богатым революционным прошлым и современными техническими достижениями привлекал всеобщее внимание. Его часто посещали руководители партии, государства, деятели культуры, писатели.

 

Во второй половине 1928 года А.М. Горький приехал в Советский Союз, посетил родной город и с детства близкий ему Сормовский завод. 8 августа писатель прибыл в Сормово. После краткой беседы в заводоуправлении он появился на балконе, выходящем на заводской двор. Гудок как раз перед тем оповестил конец дневной смены. За несколько минут весь большой двор завода был буквально запружен тысячами рабочих. С большим вниманием люди слушали простые слова своего великого земляка. Сормовичи единогласно избрали Максима Горького почетным членом заводского комитета.

 

В феврале 1928 года в Нижний Новгород приезжал другой известный в те годы писатель А.С. Серафимович и сразу же поспешил на встречу с рабочими «Красного Сормова». Он побывал в цехах, беседовал с рабочими. О своем посещении завода Серафимович написал очерк «В Сормове», известный также под названием «Отчет художникаu187 ». Он отметил огромные перемены в новом, социалистическом Сормове по сравнению со старым, дореволюционным.

 

В том же году в город на Волгу приезжал американский писатель Гиршбейн. Зная о Сормове по произведениям М. Горького, он посетил завод. Крупнейшее социалистическое предприятие произвело на него большое впечатление.

 

В 1936 году завод в третий раз посетил М.И. Калинин. Первый приезд «Всесоюзного старосты», как его стали называть после избрания председателем Верховного Совета СССР, состоялся в 1927 году, Максим Горький с сормовичами. 1928 г. второй – в 1933 году. Он был в цехах, беседовал с рабочими, интересовался их бытом. Уезжая, благодарил сормовичей за ударный труд.

 

Еще раньше, в августе 1935 года, за несколько месяцев до смерти, Сормово вновь посетил М. Горький. Он не узнавал многих улиц, даже главной – Коминтерна. Было чему удивиться. Так, в 1934 году по инициативе старых производственников началось сооружение парка культуры. В его строительство завод вложил более 1,5 миллиона рублей. На территории парка были построены Зеленый театр, эстрадная сцена, парашютная вышка, беседки, павильоны, детские площадки и аттракционы. В заводском Дворце культуры устраивались встречи работников завода с известными писателями Ф. Пар-

феновым, В. Ставским, Б. Иллешем, популярными артистами театра и кино.

 

В 1936 году сормовичи приняли участие в обсуждении Конституции СССР и внесли 120 предложений. А в декабре состоялись выборы в Верховный Совет СССР. Депутатом в Совет Национальностей был избран легендарный летчик В.П. Чкалов.

Первый орден заводу

Сормовичи радовались своим победам. Коллектив рабочих судоверфи в январе 1939 года закончил изготовление корпусов двух морских комбинированных землечерпалок мощностью 750 м3 грунта в час. Производство таких судов в СССР осваивалось впервые.

 

Производственная победа сормовичей была одержана в преддверии знаменательного события: в 1939 году исполнялось 90 лет со дня основания завода.

 

Торжественно отметить эту историческую дату готовились u1085 не только сормовичи, но и весь город. 4 декабря 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР: «В ознаменование 90-й годовщины горьковского завода «Красное Сормово» и за выдающиеся заслуги в деле судостроения и машиностроения наградить завод «Красное Сормово» орденом Трудового Красного Знамени». В связи с юбилеем завода Президиум Верховного Совета СССР наградил 89 сормовичей орденами и медалями за образцовую и долголетнюю работу на производстве. Высшую награду – орден Ленина – получили бригадир Василий Иванович Бояркин, проработавший на заводе 67 лет, Михаил Григорьевич Боков и Александр Павлович Калмыков.

 

В день Конституции, 5 декабря, у Дворца культуры собрались более 20 тысяч сормовичей на митинг. В этот же день во Дворце состоялось торжественное собрание. Трогательным был момент, когда на сцену вышли два старейших ветерана завода – В.И. Бояркин и П.А. Заломов.

 

Правительственные награды вдохновляли сормовичей на новые производственные успехи.

 

ЗАВОД СОЛДАТ – ЗАВОД ГЕРОЙ

Годы

Накануне грозных событий

В предмайских обязательствах 1940 года на заводе родилась мысль вступить в соревнование с одним из крупнейших предприятий страны – Горьковским автомобильным заводом. Это захватившее всех предложение обсуждалось 7 мая на собрании стахановцев, ударников и специалистов «Красного Сормова». Было принято решение о соревновании коллективов двух самых крупных заводов Горьковской области.

 

На арену соревнования выходил старейший завод, прошедший 90-летний путь, имевший опытные, закаленные десятками лет работы на производстве кадры. С другой стороны – молодой, с 8-летним стажем автомобильный гигант, оснащенный первоклассной современной техникой. Сормовичи заявили, что досрочно завершат выполнение плана 1940 года, и свое слово сдержали.

 

Местные органы власти уделяли большое внимание дальнейшему укреплению материально-технической базы завода. В январе 1941 года бюро Горьковского обкома партии отметило, что реконструкция завода «Красное Сормово» проходит неудовлетворительно. За 11 месяцев 1940 года капиталовложения были освоены лишь на 70,4 %. Обком

партии обязал директора завода и управляющего трестом «Стройгаз» предоставить конкретный план с указанием сроков сдачи в эксплуатацию фасонно-сталелитейного цеха, котельной и других объектов. Руководство области обратилось в Москву с просьбой ускорить решение вопроса о полной реконструкции завода «Красное Сормово».

 

В преддверии Великой Отечественной войны были приняты партийно-государственные документы, направленные на ужесточение дисциплины. Совнарком СССР и ВЦСПС в декабре 1938 года приняли Постановление «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе со злоупотреблением в этом деле». Было также решено ввести с 15 января 1939 года для каждого работающего трудовую книжку.

 

Как мера дальнейшего укрепления трудовой дисциплины был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятия и учреждений». Эти меры были жесткими, но необходимыми. На Сормовском заводе прогулы в течение первых дней уменьшились в три раза.

 

Преодолевая многие трудности, непрерывно совершенствуя производство, сормовичи продолжали самоотверженно трудиться. Но мирный труд был прерван внезапным нападением фашистских агрессоров.

Вероломное нападение

22 июня 1941 года завод не работал (было воскресенье), за исключением мартеновского и других ведущих цехов. Услышав правительственное сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на СССР, тысячи рабочих пришли на завод, и каждый занял свое место на производстве.

 

22 и 23 июня во всех цехах прошли митинги. Многотысячный митинг состоялся у главной проходной. В резолюции рабочие заявили: «Мы, сормовичи, готовы все как один встать с оружием в руках на борьбу с врагом и вести ее до полного уничтожения фашистских захватчиков. Будем работать, не покладая рук, на дело укрепления военной мощи нашей Родины u1080 и доблестной Красной Армии».

 

В первый же день сотни работников подали заявление о добровольном вступлении в действующую армию. В Сормовский военкомат пришли более 5000 добровольцев. В числе первых были секретарь партбюро сварочного цеха А.Я. Забелин, рабочий цеха № 1 И. Гурилев, работницы завода Галина Беляева, Зинаида Шведова.

 

Как только началась война, многие ушедшие на отдых старейшие, прославленные производственники, всю свою жизнь посвятившие родному заводу, люди огромного опыта и революционной закалки, вновь вернулись на производство. Одним из первых пришел ветеран труда И.М. Олимпиев, участник вооруженного восстания 1905 года в Сормове.

 

Вслед за старыми производственниками высокий уровень сознательности проявили женщины Сормова. В первые же дни войны на завод пришли тысячи домохозяек, ранее совершенно не видевших производства. Они заменили своих отцов, мужей, братьев и сыновей, ушедших на фронт. У станков и верстаков на специальных подставках стали работать дети-подростки.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 178.