Организационная структура урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Этапы урока Деятельность учителя I. Орга­низаци­онный Проверяет готовность обучающихся к уроку. Сегодня на уроке мы про­должим знакомство с жанром натюрморта. II. Изу­чение нового мате­риала Натюрморт (фр. nature morte - букв, мертвая природа) - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т. п. произведе­ния жи­вописи. Вопросы по материалу прошлой темы. - Какие предметы изображают на натюрмортах? - Какова задача художника, изображающего натюрморт? (передать коло­ристическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам). Физкультминутка III . Твор­ческая практи­ческая деятель­ность Проверяет организацию рабочего места. - Сегодня вы будете рисовать натюрморт. Весь процесс рисования натюрморта состоит из ряда этапов. I этап. Композиционное размещение рисунка на листе. Важно продумать, как лучше расположить натюрморт на листе бумаги - в вертикальном или горизонтальном по­ложении. Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения. Наиболее выразительное композиционное решение переносят на основной лист. При рисовании натюрморта необходимо выделить его композиционный центр, то есть главный в смысловом отношении предмет. Остальные предметы постановки являются второстепенными и подчинены композиционному центру. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Рисунок не должен упираться в края листа, но и не должен «плавать» на нем. II этап. Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения. При построении изображения предметов необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов. III этап. Выявление объемности предметов с помощью цвета. Необходимо также обращать внимание на передачу пространственных планов. Предметы на переднем плане требуют более тщательной проработки , нежели предметы, расположенные на дальнем плане. В процессе работы над натюрмортом для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном. IV этап. На завершающем этапе, когда работа в основном закончена, обобщаем все его части. Сравнивая работу с натурой, необходимо отказаться от излишней детализации, добиться цельности и выразительности. - Рассмотрим этапы рисования натюрмортов. Организует работу. В процессе рисования контролирует правильность держания в руках кисти, карандаша, приемы работы. Наблюдает, советует, косвенно руководит дея­тельностью, отвечает на вопросы учащихся. IV. Ито­ги уро­ка. Реф­лексия В процессе просмотра работ организует обсуждение ка­чества изготовления изделий. Комментирует и оценивает качество выполненной работы по критериям: аккурат­ность, композиция, оригинальность и т. д. Проводит беседу по вопросам: - Что нового узнали на уроке? - Какая работа вам кажется наиболее удачной? Почему? - Какое настроение у вас сейчас?

 

На завершающем этапе исследовательской работы вновь был проведён анализ работ тех же детей, но уже второго года обучения, и выявлен уровень умения  методически верно изображать живописный натюрморт.

Работы рассматривались по следующим критериям:

1. Композиционное решение.

2. Соблюдение пропорций предметов.

3. Передача формы предметов цветом.

Цель данного этапа: выявить уровень умения детей изображать живописный натюрморт.

Методы, которые использовались на данном этапе: анализ детских  работ.

Проанализировав рисунки детей на конец исследуемого периода, мне удалось выяснить, что дети в достаточной степени выполняют композиционное решение (выс. 34%; ср. 66%: низ.0%), соблюдают пропорции предметов (выс. 48%; ср. 52%: низ.0%), им удаётся передача формы предметов цветом (выс. 41%; ср. 59%: низ.0%). На рисунках детей изображение предметов соответствует фактическому расположе­нию в пространстве, пропорциональны изображения предметов и фона. Пропорциональные соотношения изображения предметов соответствует реальным, но в незначительной степени имеются неточности в передаче пропорций. Найдены пропорции изображения предметов и поля листа, но ритм в композиции не всегда изображён верно. Объём предметов передаётся изменением цвета и тона в соответствии с освещением, соблюдено сочетание холодного (освещения) и тёплого (тень) цветов. В рисунке хорошо выражено пространство с помощью использования правил световоздушной перспективы, однако в некоторых работах цветовое решение дальнего и переднего плана слабо различается.

Вывод: Результаты проделанной работы считаю положительными, учитывая возрастные особенности детей. Натюрморт для обучения младших школьников рисованию - очень удобная во всех отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик, натюрмортным предметам можно придать любое положение и получить интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок. Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие, необходимые для обучения детей в дальнейшем.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Живопись - это сама жизнь. В ней природа предстаёт перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Живопись - это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умалить вашу славу.                     Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздаётся каждому по справедливости». Эжен Делакруа

Натюрморт - это отдушина художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия - это состояние, в котором он живёт, и живёт постоянно. Взволнованность - вот что неизбежно проявляется в картине, если это сопутствовало её созданию. Холодное искусство мертво. Нельзя имитировать чувства, делать вид, что переживаешь. Надо любить и волноваться. Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины.

Для усвоения необходимых теоретических знаний и практических навыков на протяжении всего обучения на факультете было выполнено большое количество учебных натюрмортов. В дипломной работе я попыталась применить свои полученные знания и практические умения.

В процессе работы с научным руководителем Александром Викторовичем Голосаем мною было получено много полезных практических советов, касающихся приёмов и техники масляной живописи. Я получила бесценный опыт и почерпнула множество знаний в предмете обучения.

За период обучения в стенах Нижневартовского Государственного Университета познакомилась с талантливыми преподавателями, настоящими мастерами своего дела. Благодаря обучению на факультете искусства и дизайна смогла значительно расширить творческий потенциал.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 2004.

2. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки. М.: «Искусство», 2012. — 168 с.

3. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. — 192с.

4. Беда, Г.В. Живопись. - М.: Просвещение, 2006.

5. Бергер, Э., История развития техники масляной живописи, перевод с немецкого, М., 2001;

6. Визер, В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. - СПб.: Питер, 2007. - 191с.

7. Виноградова, Г. Г. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов. М.: «Просвещение», 2010. — 173с.

8. Виффен, В.: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию \ пер. с англ. И.Гиляровой.- М: Изд. ЭКСМО - Пресс, 2011-64с.ил.

9. Власов, В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства; СПб: ЛИТА - Москва, 2015. - 287 c.

10. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. Книга. — М.: «Искусство», 2005. — 480с.

11. Голубева, О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — 2-е изд. — М.: «Искусство», 2004. — 175с.

12. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. — 312с.

13. Евтых, С. Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы. Учебное пособие. Оренбург, 2013. — 115с.

14. Зайцев, Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. — М.: «Искусство», 2001. — 147с.

15. Иттен, И. Искусство цвета. Книга. — Издатель Д. Аронов, 2007. — 96с.

16. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. — М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2016. — 255с.

17. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. — Москва: Просвещение, 2014.

18.  Комарова, Т.С. Как научить ребёнка рисовать. — Москва: Просвещение, 2008. Методика обучения изобразительной деятельности.     

19. Косминская, В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»: Учебное пособие для студентов пединститутов- М: Просвещение, 2015.-128с.

20. Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2014. — 232с.

21. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 2008. — 334с.

22. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — Москва: Просвещение, 2015. -197с.

23.  Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — Москва: Просвещение, 2014.

24. Ломов, С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. М.: «Дрофа», 2013. — 157с.

25. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. 1-4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 2014. — 175с.

26. Неменский, Б. М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Изобразительная деятельность. Программы общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. — М.: «Просвещение», 2005.

27. Однорялова, И.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве». М., 1990

28. Поташник, М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2016. — 270с.

29. Пучков, А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,2002–160 с.

30. Раковой, М.М. «Русский натюрморт конца XIX – начала XX века» СПб: 2001.

31. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2015. — 251с.

32. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Книга. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2014. — 224с.

33. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. М.: «Московские учебники», 2014. — 95с.

34. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. М.: «Московские учебники», 2009. — 79с.

35. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декор. искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2011. — 365с.

36. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд. — М.: «Академия», 2012. — 312с.

37. Унковский, А. А. Рисунки – наброски. Пособие для студ.-заочников худ.-граф.  факультетов пед. институтов. СПб: 2001. — 54с.

38.  Хосе, М. Паррамон. «Как писать натюрморт» - М; Просвещение,2002.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Сайт: Библиотекарь.ру – http://www.bibliotekar.ru/kVenecianov/index.ht

2. Сайт: Журнал «Русское искусство» – http://www.rusiskusstvo.ru/

3. Сайт: Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.lgb.ru/psi/shtml

4. Сайт: Методсовет – http://metodsovet.su/

5. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/node/215682

6. Сайт: Библиотека изобразительных искусств Art.lib.ru – http://www.artlib.ru/

7. Сайт: Фестиваль педагогических идей – http://festival.1september.ru

8. Сайт: Художникам.ру – http://hudozhnikam.ru/nauka_o_cvete/59.html

19. Сайт: Энциклопедия искусств – http://www.artprojekt.ru/

10. http://pedportal.net/starshie-klassy/izobrazitelnoe-iskusstv...

12. http://www.metod-kopilka.ru/otkritoe-zanyatie-natyurmort-kak...

  

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ

Дата: 2019-03-05, просмотров: 217.