Этапы
урока
| Деятельность учителя
|
I. Организационный
| Проверяется готовность обучающихся к уроку.
- Сегодня наш урок будет посвящён изучению законов света и тени. Вы скажете: «Что тут изучать? Все знают, что такое свет и тень». И все-таки на уроке вы узнаете много нового об этих всем известных явлениях
|
II. Изучение нового материала
| Сообщение теоретических сведений. «Светотень и ее значение для получения эффекта объёмности».
Задумывались ли вы, что именно столкновение света и тени позволяет нам увидеть форму предметов? Если выключить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам е увидеть. Светотень ложится на предметы не беспорядочно. Есть определённые закономерности расположения светотени на разных формах, и рисующему человеку это необходимо знать. Основных форм, из сочетания которых можно построить любую сложную форму, четыре: это куб, цилиндр, конус и шар. У каждой из этих форм есть свои закономерности распространения светотени и свои особенности. Рассмотрим их по порядку.
Собственная тень. Предмет отбрасывает тень от попадания на него прямых лучей от источника света. Посмотрите на куб (см. ресурсный материал к уроку). Покажите грань, на которую падает свет. Какая из граней слабо освещается? Покажите поверхность предмета, на которую не попадает свет? Про какую из этих граней можно сказать: «На этой поверхности полутень»? или «На этой поверхности тень»?
Рассматривая куб, вы видели четкую прямую границу между тенью, полутенью и светом. Прослеживается ли такая четкость и на цилиндре? Светотень на цилиндре ведет себя похожим образом (см. ресурсный материал к уроку). свет и тень здесь тоже, как и у куба, образуют прямую линию. Но есть и существенные отличия в распространении света по цилиндру: здесь между светом и тенью нет четких границ, а есть промежуточные полутона — более светлые ближе к свету, и более темные ближе к тени. У шара наблюдается несколько иная картина: линия разделения света и тени проходит по окружности, лежащей перпендикулярно направлению источника света (см. ресурсный материал к уроку). Если через центр шара мысленно провести плоскость, перпендикулярную лучу света, то плоскость разделит шар на условно освещенную и затененную части.
А контур шара, лежащий в этой плоскости, мы будем видеть как овал. Здесь, на линии овала, и будет располагаться самая глубокая тень на поверхности шара.
Если прищурить глаза и посмотреть на освещенную часть шара, мы увидим самое светлое пятно, которое называют «блик». Его составляют точки на поверхности шара, расположенные перпендикулярно лучу света. Светотень очень мягко переходит от самого светлого пятна (блика) до самого темного пятна в собственной тени шара. Но каждый предмет сам может отражать свет и цвет другой поверхности. Это свойство называется рефлексом.
Рефлекс (отсвет цвета и света) - то место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета. Рефлекс всегда значительно темнее света. Иногда рефлекс называют отсветом. Точное воспроизведение рефлекса очень важно ведь именно он дает понять зрителю, что данный предмет существует не один, а в окружении других разнообразных вещей, даже если они и не изображены на рисунке Это все то, что касается собственных теней, то есть теней на самих предметах. А есть еще и падающие тени.
Падающей называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности. Пример построения падающей тени куба (см. ресурсный материал к уроку). Построение таких теней довольно сложно, и это умение приходит с опытом.
Физкультминутка
|
III . Творческая практическая деятельность
| Беседа «Что мы будем рисовать?». - Сегодня вы будете рисовать шар с учетом всех закономерностей построения светотени. Для рисования потребуется лишь простой карандаш. Чтобы нарисовать шар, нужно
вспомнить законы линейной перспективы. Изучая их, мы
говорили, что шар во фронтальной перспективе выглядит как круг.
Показывает последовательность рисования шара.
- Как видите, рисунок не выглядит объемным. Передать
форму нам поможет правильное распределение на предмете
светлых и темных участков, то есть светотени. Каким способом мы обозначим свет и тень? С помощью штриховки. При рисовании шара вы освоите еще один вид штриховки – штрих по форме. Его используют, когда хотят с помощью направления штриха подчеркнуть форму объекта. Когда вы рисовали коробку, вы также использовали штрих по форме, если штриховали параллельно ребрам куба, но в случае с шаром
штрих по форме должен быть округлой формы, как бы повторяющей окружность шара. Потренируйтесь сначала на чистом листе. Линии должны быть плавными, немного закругленными, но при этом нажим и толщина по всей длине штриха должны получаться одинаковыми.
Контролируется правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Практическое задание
Выполните рисунок шара (с натуры) карандашом
|
IV. Итоги урока. Рефлексия
| В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества изготовления изделий. Комментирует и оценивает качество выполненной работы.
Организует беседу по вопросам.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности вы испытывали в процессе рисования? Как их преодолевали?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
|