Организационная структура урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Этапы урока Деятельность учителя I. Орга­низаци­онный Проверяется готовность обучающихся к уроку. - Сегодня наш урок будет посвящён изучению законов света и тени. Вы скажете: «Что тут изучать? Все знают, что такое свет и тень». И все-таки на уроке вы узнаете много нового об этих всем известных явлениях II. Изу­чение нового мате­риала Сообщение теоретических сведений. «Светотень и ее значение для получения эффекта объ­ёмности». Задумывались ли вы, что именно столкновение света и те­ни позволяет нам увидеть форму предметов? Если выклю­чить свет, то в темноте мы не увидим никакой формы Если все осветить очень ярким прожектором, то формы мы тоже не увидим. Только столкновение света и тени позволяют нам е увидеть. Светотень ложится на предметы не беспо­рядочно. Есть определённые закономерности расположе­ния светотени на разных формах, и рисующему человеку это необходимо знать. Основных форм, из сочетания кото­рых можно построить любую сложную форму, четыре: это куб, цилиндр, конус и шар. У каждой из этих форм есть свои закономерности распространения светотени и свои особенности. Рассмотрим их по порядку. Собственная тень. Предмет отбрасывает тень от по­падания на него прямых лучей от источника света. Посмот­рите на куб (см. ресурсный материал к уроку). Покажите грань, на которую падает свет. Какая из граней слабо освещается? Покажите поверхность предмета, на ко­торую не попадает свет? Про какую из этих граней можно сказать: «На этой поверхности полутень»? или «На этой поверхности тень»? Рассматривая куб, вы видели четкую прямую границу меж­ду тенью, полутенью и светом. Прослеживается ли такая четкость и на цилиндре? Светотень на цилиндре ведет себя похожим образом (см. ресурсный материал к уроку). свет и тень здесь тоже, как и у куба, образуют прямую линию. Но есть и существенные отличия в распространении света по цилиндру: здесь между светом и тенью нет четких границ, а есть промежуточные полутона — более светлые ближе к свету, и более темные ближе к тени. У шара на­блюдается несколько иная картина: линия разделения света и тени проходит по окружности, лежащей перпендикуляр­но направлению источника света (см. ресурсный материал к уроку). Если через центр шара мысленно провести плоскость, перпендикулярную лучу света, то плоскость разделит шар на условно освещенную и затененную части. А контур шара, лежащий в этой плоскости, мы будем ви­деть как овал. Здесь, на линии овала, и будет располагаться самая глубокая тень на поверхности шара. Если прищурить глаза и посмотреть на освещенную часть шара, мы увидим самое светлое пятно, которое называют «блик». Его составляют точки на поверхности шара, рас­положенные перпендикулярно лучу света. Светотень очень мягко переходит от самого светлого пятна (блика) до са­мого темного пятна в собственной тени шара. Но каждый предмет сам может отражать свет и цвет другой поверхности.          Это свойство называется рефлексом. Рефлекс (отсвет цвета и света) - то место в собственной тени на предмете, на ко­торое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета. Рефлекс всегда значительно темнее света. Иногда рефлекс называют отсветом. Точное воспроизведение рефлекса очень важно ведь именно он дает понять зрителю, что данный предмет существует не один, а в окружении других разнообразных вещей, даже если они и не изображены на рисунке Это все то, что касается собственных теней, то есть теней на самих предметах. А есть еще и падающие тени.  Падаю­щей называют тень, которую форма отбрасывает на другие поверхности. Пример построения падающей тени куба  (см. ресурсный материал к уроку). Построение таких теней довольно сложно, и это умение приходит с опытом. Физкультми­нутка III . Твор­ческая практи­ческая деятель­ность Беседа «Что мы будем рисовать?». - Сегодня вы будете рисовать шар с учетом всех закономерностей построения светотени. Для рисования потребуется лишь простой карандаш. Чтобы нарисовать шар, нужно вспомнить законы линейной перспективы. Изучая их, мы говорили, что шар во фронтальной перспективе выглядит как круг. Показывает последовательность рисования шара. - Как видите, рисунок не выглядит объемным. Передать форму нам поможет правильное распределение на предмете светлых и темных участков, то есть светотени. Каким способом мы обозначим свет и тень? С помощью штриховки. При рисовании шара вы освоите еще один вид штриховки – штрих по форме. Его используют, когда хотят с помощью направления штриха подчеркнуть форму объекта. Когда вы рисовали коробку, вы также использовали штрих по форме, если штриховали параллельно ребрам куба, но в случае с шаром штрих по форме должен быть округлой формы, как бы повторяющей окружность шара. Потренируйтесь сначала на чистом листе. Линии должны быть плавными, немного закругленными, но при этом нажим и толщина по всей длине штриха должны получаться одинаковыми. Контролируется правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками. Наблюдает, советует, отве­чает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Практическое задание Выполните рисунок шара (с натуры) карандашом IV. Ито­ги уро­ка. Реф­лексия В процессе просмотра работ учитель организует обсуж­дение качества изготовления изделий. Комментирует и оценивает качество выполненной работы. Организует беседу по вопросам. - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности вы испытывали в процессе рисования? Как их преодолевали? - Довольны ли вы своей работой на уроке?

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 291.