Этапы
урока
| Деятельность учителя
|
I. Организационный
| Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- На доске размещены репродукции картин с изображением натюрмортов. Учитель задает вопросы. Что объединяет представленные здесь произведения?
- Знаком ли вам жанр искусства, к которому относятся данные работы?
Как вы уже, наверное, поняли, сегодня на уроке мы познакомимся с жанром натюрморт.
|
II. Изучение нового материала
| Беседа: «Натюрморт как жанр изобразительного искусства».
«Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Так размышлял великий Паскаль, образно выражая почтительное недоумение человечества перед тайной искусства. Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни.
Натюрморт (фр. nature morte - букв, мертвая природа) - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т. п. произведения живописи.
Рассматривают натюрморты.
- Какие предметы изображены на натюрмортах? Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам.
Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад.
Беседа «произведения живописи»
На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. У каждого живописца свое ведение мира. Рассмотрим натюрморты известных художников.
Вот перед нами натюрморт П. Кончаловского «Персики». Опишите, что на нем изображено. Чем привлекает этот натюрморт? Нравится ли он вам? Натюрморт П. Кончаловского привлекает нас своей красотой и поэтичностью. Красота и гармония заключены уже в самой композиции натюрморта. В центре круглого стола помещена большая плетеная корзина, доверху наполненная крупными спелыми персиками. Белая миска справа ритмически уравновешивает белое пятно салфетки слева, придает композиции устойчивость.
Сочная зелень листьев красиво сочетается с пушистой золотисто-розовой поверхностью персиков и коричневым фоном. Цветовой контраст смягчает соломенная плетеная корзина. Все предметы переданы объемно. Художник с помощью красок передает красоту обыденных вещей.
А теперь обратите внимание на репродукцию картины Анри Матисса. Что же изображено на ней? С первого взгляда картина Матисса производит наибольшее впечатление своими ничем не замутненными, чистыми и звонкими красками, ясностью своих форм и ритмов.
Натюрморт Матисса, в отличие от «Персиков» Кончаловского решён в ярко выраженном контрасте красного, желтого, черного и белого цветов, что придает картине необыкновенную свежесть и солнечное настроение. Физкультминутка
|
III . Творческая практическая деятельность
| Проверяет организацию рабочего места.
- Рассмотрим этапы рисования натюрмортов.
Организует работу. В процессе рисования контролирует правильность держания в руках кисти, карандаша, приемы работы. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Практическое задание: Выполните рисунок натюрморта по представлению.
|
IV. Итоги урока. Рефлексия
| В процессе просмотра работ организует обсуждение качества изготовления изделий. Комментирует и оценивает качество выполненной работы по критериям: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д.
Проводит беседу по вопросам:
- Что нового узнали на уроке?
- Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?
- Какое настроение у вас сейчас?
|