ГЛАВА II .   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТОДИКЕ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСЬЮ   НАТЮРМОРТА                              
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.1. Творческая работа. Выбор темы и этапы работы над выполнением натюрморта.

Выбирая тему выпускной квалификационной работы, мы не сомневалась, что это будет натюрморт. Однако, и в этом жанре есть множество разновидностей и граней. Его называют «малым жанром», считают простой работой, без всякого глубокого смысла и сюжета. Но многие великие художники с этим не согласятся, и будут правы. Как выбрать один из многообразия разновидностей натюрморта и наполнить его смыслом, атмосферой и живописным колоритом.

Мы просмотрели множество известных работ. Мне понравились работы Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960). Он тонко чувствует натуру. Его работы пронизаны светом и цветом « Банка с вареньем и яблоки» [ Прил. Илл. 1],  («Утренний чай» [ Прил. Илл. 2]. Они живописны и передают атмосферу тепла и солнца.

Натюрморты Ильи Ивановича Машкова (1881-1944) приковывают взгляд.                                    С поразительной живописной силой воплощена материальность, осязаемость предметов, убедительно передана их фактура, мастерски построена композиция, гармонична цветовая гамма. В своих натюрмортах художник стремился показать красоту и разнообразие предметных форм в природе («Натюрморт с грибами» [ Прил. Илл. 3], «Натюрморт» [Прил. Илл.4].

Поражают своей самобытностью произведения Петра Петровича  Кончаловского . Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой - вот задача Кончаловского в его многочисленных натюрмортах, где неслучайно фигурирует часто тот же рыночный поднос как своего рода камертон, задающий живописи необходимый уровень колористического напряжения («Сундук и глиняная посуда»,1919г. [Прил. Илл. 6] . Цвет здесь передаёт не столько поверхностную раскраску, сколько саму форму и массу, материальную плоть вещей. В натюрморте («Сухие краски» [Прил. Илл. 5]  тяжёлые цветные порошки в прозрачных банках делают это качество цвета особенно наглядным.

Не могли мне не понравится так же работы французких живописцев Шардена Жана Батиста Симеона, Камиля Писсарро, так же и множество других художников разных эпох, стилей, манер, школ, которых объединяет лишь особенное отношение к натюрмортам (Н.И. Фешин; К.И. Коровин; К.С. Петров-Водкин, Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов, А. Сислей; П. Гоген; П. Сезанн; «Малые голландцы» и др.).

Особо поразили меня работы художника Владимира Фёдоровича Стожарова (1926–1973) . Он обладал счастливым чувством исторической перспективы, чувством народных традиций. Его натюрморты — это ярмарка цвета, весёлый праздник народного духа. Предметы старого крестьянского быта, изделия народных умельцев, такие как прялки, братины, туеса, вальки, расшитые льняные полотенца, поставленные и положенные на деревянные крестьянские столы под золотистыми брёвнами русских изб - все создаёт неповторимый дух того времени.

Тематика работ Стожарова определилась еще в ученические годы, когда студент Художественного института им. В. И. Сурикова совершал поездки по родной стране. Красота русской земли, её старинная архитектура, простой быт обитателей северных деревень - все это запало в душу молодого живописца, посвятившего своё творчество России.

Стожаров много путешествовал. Он посетил Костромскую и Ярославскую области, Сибирь, озера Байкал и Иссык-Куль, совершил поездку по Енисею и Ангаре, по Северной Двине и Пинеге. Художник побывал в Италии, Франции, Англии, Румынии. Но главной темой его творчества всегда оставалась Россия, русский Север. Мастера привлекали старинные белокаменные соборы, деревни по берегам Северной Двины, бревенчатые избы, весёлые народные гулянья.

Одним из излюбленных жанров Стожарова был натюрморт. В его картинах гармонично сочетаются цельность общего впечатления и тонкая наблюдательность, с которой переданы многочисленные детали. Натюрморты художника - настоящий апофеоз Русской земли, ее основ, идущих из глубины веков. Главные "персонажи" полотен Стожарова - самовары, хлеба, испеченные умелыми хозяйками, братины, крынки, кувшины («Натюрморт с хлебом» [Прил. Илл. 7],   «Натюрморт с подковой» [Прил. Илл. 9]  , 1961, собрание семьи художника). Все эти предметы как будто хранят тепло сильных и добрых человеческих рук. Мир простых и скромных вещей предстаёт на удивительно поэтичной картине «Братина и чеснок» [Прил. Илл 8], (1964, Третьяковская галерея, Москва). Стожаров умело подобрал предметы для этой композиции. Зритель видит караваи хлеба, вышитое полотенце, кувшины, туесок - самые обычные детали, соседствующие рядом со старинной братиной. Картина лишена бытового начала, все, представленное на ней, - не просто элементы скромного человеческого быта, а образ прочности и мощи земли.

Живопись Стожарова - глубоко национальное явление. Его гармоничные и цельные полотна пронизаны искренним восхищением красотой родной земли, отмечены огромным интересом и уважением к прошлому и настоящему страны. Художник был замечательным колористом. Плотные, густые мазки, глубокие и звучные красочные оттенки придают его картинам монументальность и значимость. Несмотря на свою поэтичность, натюрморты и пейзажи мастера не лишены материальности.

Выполненные с большим мастерством произведения Стожарова полны внутренней энергии и силы, и потому они и сейчас продолжают интересовать зрителя. Работы мастера украшают многие крупнейшие музеи в нашей стране и за рубежом. Многие современные художники тоже не уходят от темы старинного быта. Интересны, по - своему своеобразны простые и душевные натюрморты Кирилла Дацука (1974 г.р.) «Натюрморт с лампой» [Прил. Илл 11], Вадима Николайчука (1961г.р), «Натюрморт с прялкой» [Прил. Илл. 12],

Анализируя работы этих художников, мы точно определились с темой моей бедующей выпускной квалификационной работы. После долгих поисков, мы с руководителем решили остановить свой выбор на сюжетно - тематическом натюрморте из предметов старинного быта близких по цвету, а именно светлых белых и охристых оттенков с внесением небольшого количества контрастных цветов. Название работы - «Бабушкины вещи». Суть работы состоит в том, чтобы скомпоновать предметы старого крестьянского быта, передать таинственность, ценность и уникальность вещей.

Натюрморт наполнен изделиями народных умельцев, такими как, деревянная прялка, веретено, лапти, плетёная корзина, кукла «Стригушка», глиняные горшки. Текстиль, выполненный руками умелых мастериц - это расшитое льняное полотенце (рушник), ажурная вышивка на белоснежной скатерти, вязаный коврик на котором лежат клубочки из шерстяных нитей. Добавляет натюрморт грациозно стоящая старинная керосиновая лампа, чугунная, потрескавшаяся от времени, ступка и засушенный букет из полевых трав. Все это создаёт неповторимый дух того времени, связывающий прошлое и настоящее поколение, так как многие предметы подобранные для этой композиции принадлежали моей бабушки, переданные ей её матерью. Все они являются экспонатами   музея «Русская изба», организованного на базе дошкольного учреждения в котором проходит моя педагогическая деятельность.

 Этапы работы над натюрмортом

Долгие поиски, разнообразная компоновка, множество вариантов постановки предметов, изменение точки зрения - таким образом, подготавливалась выпускная квалификационная работа.

После окончательного варианта размещения всех предметов натюрморта в единую постановку, мы рассмотрели  с различных точек зрения и выбрали наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов, в нашем случае при боковом освещении. Затем были продуманы, формат картины и лучшая компоновка натюрморта. Остановились на вертикальном расположении.

Поиск композиции начался с выполнения набросков, этюдов и эскизов данной постановки [Прил. Илл 13]. Начала рисунок с композиционного размещения изображения, скомпоновав всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого мысленно объединила всю группу предметов в одно целое, нашла композиционный центр на картинной плоскости и продумала её размещение в соответствии с выбранным форматом. После того, как этюды, выполненные в небольших форматах, были одобрены научным руководителем [Прил. Илл. 15] , был сделан рисунок на бумаге выбранного нами формата [Прил. Илл.16], которые в точности перенеслись на холст.

Работа над холстом

Первая стадия работы - это пропись. Это первый живописный слой. Определяет большой свет для всех предметов «знак картины». Смягчает грани между светом и тенью (полутон). Намечается рисунок кистью.

Вторая стадия работы - это подмалёвок [Прил. Илл. 17]. Он является основным живописным слоем. Работа ведётся в протирку или тонкослойно. Так как предстоят и другие стадии работы.

На следующем этапе работы маслом, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, приступила к более детальной проработке отдельных частей, подчиняя их общему [Прил. Илл. 18]. Теневые части изображений оставались заполненными тонким слоем краски, тогда как свет можно писать корпусно, пастозно используя кисть. Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний (по законам композиции).

Завершающий этап - самый основной и сложный из этапов работы над станковым произведением [Прил. Илл. 18]. Подчинение частного общей идее произведения, обобщение, расстановка акцентов, придание работе завершённости. Если сначала работы писались широкой кистью, большими отношениями, заключительные проработки выполняются маленькими кистями. Нам необходимо выстроить цветом живописный и нежный образ натюрморта, избегая этюдности довести работу над холстом до как можно большей завершённости образа. Нужно подчеркнуть, что первоначальные эскизы и законченные живописные работы не отождествляются друг с другом. Чтобы прийти к определённому итогу, обычно перерабатывается много материала, набросков, эскизов. Творческая работа несколько отличается от учебной. В творческой работе используются удачные решения учебных задач. При этом осуществляется попытка следования объектным законам, использования разнообразных приёмов и средств художественной выразительности, соединения чувственного и логического.

2 . 2. Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом.

Живопись натюрморта имеет основополагающее значение в учебном процессе. Это необходимый этап постановки руки, глаза, развитие чувства, цвета, цельности ведения. Через натюрморт познаётся реальный мир во всем его многообразии. Натюрморт - это не случайный набор предметов, активное отношение к натуре, чувство красоты должны проявляться на каждом этапе работы. Передача материальности, живописно - пластических и смысловых связей предметов помогает в всезнании художественного образа. Методика работы с школьниками над натюрмортом основывается на общей последовательности выполнения живописных изображений.

Исследовательская работа проводилась мною во время прохождения практики в МАУ ДО г. Нижневартовска «ЦДТ» у педагога дополнительного образования, работавшей с группой детей 7-8 и 9-10 лет Детского объединения «Гармония», первого и второго  года обучения.

 За период прохождения практики мною были изучены опыт педагога в планировании учебных и воспитательных мероприятий, ознакомилась с материальной базой, а так же с методикой по ведению учебных и вне учебных занятий по всем видам обучения и воспитания в сфере дополнительного образования. Реализовала свои знания и умения в процессе проведения  учебных занятий. При подготовке к урокам мною были применены исследовательский и научный метод обучения. Проходила разработка и выполнение наглядного пособия. Задача заключалась, в исследовании практической части работы детей, насколько они проявляют интерес и любовь к искусству, раскрытие творческого потенциала учащихся. 

Так как изобразительная деятельность младших школьников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер, мною, как педагогом создавались для этого все условия. Прежде всего обеспечивалось эмоциональное, образное восприятие действительности, формировались эстетические чувства и представления, развивалось образное мышление и воображение. На занятиях учила детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.                     Процесс обучения был направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. В череде бесед и практических занятий развивались у детей способность видеть предметы в окружающей среде, смотреть на натюрморт как на гармоническую группу предметов, имеющие рефлексные и пространственные связи. Единственный метод, позволяющий успешно создавать зрительный образ натуры – это метод отношений. Процесс развития зрительного восприятия идёт параллельно с накоплением знаний и умений..

Известно, что натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить младших школьников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображённых предметов и любоваться ими.

В процессе проведения эксперимента и наблюдения за детьми, мой опыт показал, что наибольшее внимание детей привлекал один из жанров изобразительного искусства - это натюрморт. Мотив выбора детьми данного жанра живописи понятен: он созвучен их опыту, так как со многими предметами, изображёнными, в натюрморте, дети ежедневно встречаются в быту. В процессе эксперимента мною были установлены уровни эстетического восприятия детьми живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребёнок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На втором уровне ребёнок начинает осознавать элементарно-эстетические качества произведения – могут оценить в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображённых предметов и явлений, реже – форму и композицию. На третьем уровне ребёнок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это ещё частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребёнку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника.

На занятиях, с помощью живописи младшие школьники учились понимать гармонию природы. Когда мы рассматривали ряд натюрмортов разных художников, мы видели, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. На первом этапе с детьми рассматривались одновидовые натюрморты, которые изображают объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта, например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и другие. Затем нами рассматривались картины, на которых  представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи и другие), условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». Следующие мы рассматривали сюжетные натюрморты, к которым можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.

В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагались натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщённо-реалистической, детализированной и декоративной манере, в тёплой, холодной и контрастной гамме, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбирались разнообразными по композиции.

В отборе произведений по форме учитывался принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. Для рассматривания с детьми отбирались картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично. Учитывались также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина время от времени неоднократно предлагалась для рассматривания детьми, но при этом внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.

При подборе произведений живописи, были отобраны натюрморты, реалистично отражающие знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картинах чётко выражена идея, замысел художника,  чётко представлены, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Темы натюрмортов выбирались близкие социальному опыту ребёнка, его жизненным впечатлениям, а так же учитывалось индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов.

В процессе ознакомления младших школьников знакомила с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, дети приобрели умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображённому.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы, душевного контакта между взрослыми и детьми. Поэтому при ознакомлении детей с живописью, в частности, с натюрмортом, мною  широко использовались пояснения, сравнения, приём акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, приём «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приёмы. Единство приёмов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивало формирование у младших школьников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи. «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» – так говорил В.Н. Сухомлинский.

По методике преподавания изобразительного искусства первый этап обучения  должен через искусство заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей действительности.

Поэтому именно в период  обучения младших школьников  в сознании и эмоциональном развитии ребёнка создаётся фундамент художественных представлений, на которые он сможет опираться во всем дальнейшем обучении. 

 

 

2.3.  Методические рекомендации  по выполнению натюрморта на уроках изобразительного искусства младших школьников

 Методика занятий по рисованию натюрморта — важный компонент системы обучения изобразительному искусству. Роль преподавателя в организации учебного процесса, в выборе задания и его представлении очень велика, так как отражение мира - это познание и оценка его, формирование мировоззрения средствами искусства.

При подготовке проведении занятий, для  эффективности работы с детьми старалась творчески подходить к делу.  Учитывая то, что в младших классах дети ещё не умеют целенаправленно наблюдать, и характер процесса работы у них импульсивен, важное значение в работе имел темп выполнения заданий. В своих наблюдениях увидела, что чем больше ребёнок  учится наблюдать действительность, размышлять в процессе выполнения заданий, чем сложнее и многограннее становится его работа над изображением, тем быстрее сохраняется его интерес к заданию.

На первых этапах обучения младших школьников мною брались лёгкие, по исполнению, темы. Например, тема урока: «предметы в нашей жизни» (выполнение рисунков с натуры). Здесь ставились следующие задачи урока:

1. Развивать у детей умение внимательно рассматривать предметы.

2. Развивать умение сравнивать предметы между собой, в виде сходства и различия между ними (высокий - низкий, маленький - большой) и передавать эти особенности.

3. Размещать изображение на листе бумаги (в длину или в ширину листа), учитывая положение предметов перед рисующими, их формы и размеры.

В процессе рисования, добивалась, что бы рисунок был крупного размера, но правильно расположен на листе и уравновешен на нем. Эти навыки не сразу могут быть освоены детьми, однако ставить перед ними такую задачу возможно и необходимо, чтобы развивать у них глазомер и чувство ритма (качества, необходимые человеку в любой деятельности).

Предметы для рисования подбирались крупного размера. Они ставились на уровне глаз, чтобы рисующие могли отчётливо воспринимать силуэты. Для этого задания специально отбирались предметы, например цветная натура (кувшин жёлтый, коричневый или красноватый). За предметами устанавливался светлый фон. Предметы ставились на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы один предмет не закрывал другой,  и детям легко было сравнивать их между собой.

Урок начинала с беседы о роли и назначении знакомых детям предметов, о соответствии их формы и материала. Для примера показывала, например, вазу для фруктов, блюдце или тарелку, которые служат разным целям, отмечая при этом, что мы не только повседневно пользуемся этими вещами, но и любуемся ими. Анализируя, отмечаем, что очень часто художники изображают их в своих картинах.

Анализ и формы поставленных предметов, сравнение их размеров и цвета проводился путём вопросов к детям, что помогало им более зорко и осмысленно воспринимать  их особенности, оценить красоту соотношений их функциональных частей. В вопросы к детям вносился и игровой момент, оживляющий и обостряющий восприятие действительности. Затем переходили к выполнению рисунка. При этом разъясняла детям, что рисунок должен быть достаточно крупным, чтобы изображённые предметы были хорошо видны на расстоянии. С этой целью показывались репродукции произведений художников или их фрагменты.

Начинали рисунок с лёгкого наброска формы предметов на листе бумаги, решая карандашом первую задачу: выбор положения бумаги перед рисующим в длину или ширину листа и размещение рисунка на листе.

Следующий этап - работа в цвете - включает поиски не только основного цвета предмета, но и его общей формы, характерных особенностей силуэта, характеристики функциональных частей.

Темп работы младших школьников, обычно быстрый, так как они удовлетворяются приблизительным сходством рисунка с натуры. Поэтому после того как общая масса и силуэты предметов переданы, дети было предложено украсить предметы и фон по собственному желанию. Связи предметов в пространстве младшие школьники передают в своих рисунках условно. Они ещё не зрители изображаемого события, а лишь прямые его участники, поэтому и не осознают значения единой точки зрения на предметы. Этим объясняется своеобразие их рисунков - характерная «прозрачность» изображения, несоответствие пропорций предметов по отношению друг к другу и другие особенности. В то же время дети уже способны к активному зрительному восприятия, они вполне сознательно могут сравнивать, сопоставлять свои впечатления от наблюдения действительности и строить рисунок на их основе, и в этом им мною оказывалась  помощь.

Развитие зрительного восприятия пространства, умение видеть расположение предметов в пространстве - одна из наиболее сложных проблем учебной работы для этого возраста.

На занятиях, в процессе рисования, следила за тем, чтобы дети в самом начале работы не задерживались на отдельных предметах, не пытались бы передать все их детали. Очень важно, чтобы, сравнивая цвета в натуре между собой, они широко и свободно закрывали форму предмета общим цветом, оставляя белым только самые светлые места, например, блики, если они есть в натуре.

При составлении поурочных планов старалась уточнить конкретные содержания повторных заданий, представить их воспитательные задачи, не навязывающие непосильное их пониманию содержание, при этом учитывала интересы детей. 

На следующих этапах обучения детей рассматривались и анализировались репродукций картин художников. В картинах А. Пластова, И. Левитана, А. Рылова не только выражено разное состояние природы, но для них характерна и различная техника решения волнующей темы.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 273.