Этапы
урока
| Деятельность учителя
|
I. Организационный
| Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Все окружающие нас предметы имеют какую-либо форму. Но даже самые сложные формы можно представить в виде простых геометрических тел (цилиндра, куба и т. п.). Поэтому, научившись рисовать эти тела, мы сможем нарисовать и предметы самой сложной формы
|
II. Изучение нового материала
| - Беседа «Форма предметов». Посмотрите на рисунки с изображением разных предметов. Определите, какую геометрическую форму они имеют.
Демонстрирует предметы, имеющие простую геометрическую форму, затем предметы сложной формы (графин, ракета и т. п.).
Назовите предметы, имеющие форму овала, конуса.
Беседа «Способы рисования предметов простой геометрической
форме с учетом законов перспективы».
- Какой бы предмет мы не взялись рисовать, начинать работу над рисунком нужно с изучения его формы и конструкции. Когда же нам станет понятно, как устроен предмет, из каких геометрических фигур он состоит, мы должны вспомнить, как изображаются геометрические тела такой формы в угловой и фронтальной перспективе. На рисунке представлены предметы, имеющие форму параллелепипеда (книга) и призмы (скворечник). Рассмотрите последовательность их рисования и назовите все этапы. Когда
рисунок выполнен, придать изображению объемность
можно с помощью законов (чего?) светотени.
- Как выявляются светотеневые отношения, когда мы рисуем карандашом?
- Почему одна из сторон предмета выглядит темной, другая светлой?
- Определите, с какой стороны освещаются предметы (книга, скворечник, цилиндр)?
- Как называются линии, нанесенные на рисунок? Что означает термин «штриховка»? Найдите в учебнике ответ на данный вопрос.
- Найдите разницу в штриховке на рисунке скворечника и цилиндра.
Проводит физкультминутку
|
III . Творческая практическая деятельность
| - Сегодня вы будете рисовать вазу для цветов с учетом
всех закономерностей построения светотени. Выполним мы эту работу не карандашом, а акварельными красками. Скажите, какую форму имеет ваза? Чтобы нарисовать ее, вам придется вспомнить законы линейной перспективы. Изучая их, мы говорили, что круг в перспективе выглядит как эллипс.
Показывает последовательность рисования цилиндра.
- Как видите, рисунок не выглядит объемным. Почему? Рассмотрите рисунки . Передать форму нам поможет правильное распределение на предмете светлых и темных участков, то есть светотени. Каким способом мы обозначим свет и тень? Работая карандашом, вы могли бы это сделать с помощью штриховки. При рисовании цилиндра вы выполняли бы штрих по форме. Его используют, когда хотят с помощью направления штриха подчеркнуть форму объекта. Когда вы рисовали коробку, вы использовали штрих по форме, если штриховали параллельно ребрам куба, но в случае с цилиндром штрих по форме должен быть немного округлой формы, как бы повторяющей окружность цилиндра. А теперь рассмотрите рисунок кружки анализируя, как изменяются светотеневые отношения при изменении освещения. Как мы отразим в рисунке свет и тени, работая красками? Как можно изменить оттенок краски?
- Расскажите о последовательности работы над рисунком
(см. образовательные ресурсы).
В процессе рисования контролирует правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками, помогает учащимся, затрудняющимся в выполнении задания, наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся.
Практическое задание: Выполните рисунок вазы цилиндрической формы
|
IV. Итоги урока. Рефлексия
| В процессе просмотра работ организует обсуждение качества изготовления изделий. Комментирует и оценивает качество выполненной работы по критериям: аккуратность, композиция, оригинальность и т. д.
Проводит беседу по вопросам.
- Что нового узнали на уроке?
- Чем вы рисовали рисунок?
- Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?
- Какое настроение у вас сейчас?
|