Криженовская Лариса Владимировна
« Натюрморт в технике масляной живописи. Методика работы над живописью натюрморта »
Выпускная квалификационная работа
(бакалаврская работа)
Вид образования: | Профессиональное образование |
Уровень образования: | Высшее образование (бакалавриат) |
Квалификация выпускника: | бакалавр |
Направление подготовки: | 44.03.01 Педагогическое образование |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств |
Научный руководитель: | доцент, кандидат педагогических наук Голосай А.В. |
Допущена к защите «____»___________201__ г. Зав. кафедрой ИЗО ___________________ | Дата защиты «___»__________201__ г. Отметка ___________________________ ___________________________ (Председатель ГЭК) |
Нижневартовск 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
ГЛАВА I . НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖИВОПИСНОЙ ГРАМОТЫ. | ||
1.1. | Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства. | 6 |
1.2. | История натюрморта как жанра. История возникновения масляной живописи. | 9 |
1.3. | Модель выполнения натюрморта и приёмы масляной живописи. | 15 |
1.4. | Средства выполнения натюрморта | 23 |
ГЛАВА II . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТОДИКЕ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСЬЮ НАТЮРМОРТА | ||
2.1. | Творческая работа. Выбор темы натюрморта и этапы работы над ним. | 34 |
2.2. | Организация педагогической работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с натюрмортом. | 39 |
2.3. | Методические рекомендации для учащихся по выполнению натюрморта на уроках изобразительного искусства | 44 |
2.4. | Исследовательская работа по обучению выполнения живописного натюрморта с детьми младшего школьного возраста. | 47 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 66 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 67 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 71 |
ВВЕДЕНИЕ
Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объёмную и материальную сущность, а также выразить своё отношение к изображаемым предметам.
Из глубины веков натюрморт считается наилучшей школой реалистической живописи, где живописец познает законы цветовой гармонии и пластику форм, обучается умению владения техническими приёмами и креативному отношению к натуре. Уметь реалистично изобразить с натуры форму и краски вещей - это означает передать при помощи конструкции, возможности, цветовых взаимоотношений пропорции, объём, материальность, пространственное положение вещей и их нрав в целостном выразительном натюрморте. Данные свойства реалистического изображения предметов ориентированы на раскрытии их эстетических качеств и красоты.
Натюрморт - один из ведущих жанров в обучении изобразительной грамоте. Работа над натюрмортом способствует развитию художественного вкуса, а так же получение знаний и навыков. Сравнительная неизменность цвета неодушевлённых предметов, их неподвижность - создают условия для длительной штудии натуры и изучения на практике основных законов живописи.
Создание натюрморта - это творческий процесс. Поэтому этот жанр занимает свою особенную нишу в живописном искусстве. Он так же, как и другие жанры помогает художнику самовыразиться. Может нести в себе тайный смысл, порыв души, замысловатый сюжет. Натюрморт, как и любое искусство - отражение души художника. Принято считать, что натюрморт - это застывший фрагмент жизни, поэтому через него можно выразить красоту, мимолётность, мгновения жизни.
Итак, изучим этот самостоятельный жанр живописи посредством определения термина, исторических справок и работ великих художников.
Значимость данного исследования состоит в том, что, натюрморт вплотную связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В нём, как и в иных жанрах изобразительного искусства, установились собственные традиции, выработались собственные каноны.
В данной выпускной квалификационной работе мы постарались показать большие потенциальные возможности одного из самых выразительных жанров изобразительного искусства – натюрморта для формирования творческих способностей и художественного вкуса.
Актуальность выбранной темы обусловлена большим интересом к такому жанру изобразительного искусства, как натюрморт в технике масляной живописи. Ведь даже сейчас произведения великих художников натюрмористов по-прежнему живы и одаряют нас новыми чувствами и мыслями.
Объектом исследования является натюрморт как жанр изобразительного искусства.
Предметом исследования являются возможности масляной техники живописи, способствующие созданию выразительного образа натюрморта.
Гипотеза состоит в том, что художественная ценность созданных творческих работ и максимальный эффект воздействия их на зрителя зависит от правильного подбора средств художественной выразительности, максимально отражающих первоначальный замысел художника и включения в содержание творческих работ объектов и их соответствующего колористического и образного решения.
Цель данной работы – выявить сущность методики выполнения натюрморта в технике масляной живописи.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику натюрморта как жанра изобразительного искусства;
2. осветить вопрос истории развития масляной живописи;
3. изложить основы теории живописной грамоты;
4. описать поэтапный процесс выполнения натюрморта маслом;
5. провести эксперимент по реализации тематического плана по методике работы над живописью натюрморта у детей младшего школьного возраста.
Источниковую базу исследования составили работы учебной и научной литературы как отечественных, так и зарубежных эстетиков, искусствоведов и культурологов: «Русский натюрморт конца XIX – начала XX века» под редакцией Раковой М.М., «Основы изобразительной грамоты» под редакцией Беда В.Г., «Как писать натюрморт» под редакцией Хосе М. Паррамон и др.
Все эти работы посвящены одному из жанров изобразительного искусства – натюрморт в технике масляной живописи. Некоторые из представленных в списке литературы источников – целостные исследования данного жанра изобразительного искусства, другие – очерки, освещающие отдельные стороны творческого метода работы над натюрмортом.
Структура дипломной работы состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении сформулированы цель и задачи работы, изложена её структура. Первая глава - теоретическая. В ней затронуты история развития жанра и техники масляной живописи, выделены наиболее яркие художники, работавшие в данной технике. Так же описаны средства выполнения натюрморта: оборудование и материалы для масляной живописи; основные правила работы масляными красками. Во второй главе подробно описан ход работы над композицией и выбор темы. Изложены этапы последовательности работы над холстом, от его подготовки до завершения работ. А так же описан эксперимент по реализации тематического плана по методике работы над живописью натюрморта у детей младшего школьного возраста Общий объём работы - 70 страниц машинописного текста, библиографический список включает - 38 наименований источников, 12 – интернет - источников, приложение - 22 иллюстрации.
Занятие № 1 Тема: Светотень
Цели деятельности педагога | Ознакомить учащихся с понятиями «светотень», «свет», «рефлекс», «тень», «полутень», «падающая тень», «блик», раскрыть значение светотени для получения эффекта объемного изображения на плоскости; учить приёмам штриховки но форме, выполнять рисунок предмета (цилиндра) с распределением света на его поверхности; развивать пространственные представления, умение чувствовать и определять красоту линий, формы; воспитывать усидчивость, аккуратность |
Тип урока | Комбинированный |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Светотень, свет, блик, тень, полутень, рефлекс, падающая тень |
Наглядно-демонстра- ционный материал | иллюстрации, репродукции картин, схемы, образец педагогического рисунка, краски, карандаши, бумага и др. |
Оборудование | альбом, карандаш |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Живопись - это сама жизнь. В ней природа предстаёт перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Живопись - это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умалить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздаётся каждому по справедливости». Эжен Делакруа
Натюрморт - это отдушина художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия - это состояние, в котором он живёт, и живёт постоянно. Взволнованность - вот что неизбежно проявляется в картине, если это сопутствовало её созданию. Холодное искусство мертво. Нельзя имитировать чувства, делать вид, что переживаешь. Надо любить и волноваться. Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины.
Для усвоения необходимых теоретических знаний и практических навыков на протяжении всего обучения на факультете было выполнено большое количество учебных натюрмортов. В дипломной работе я попыталась применить свои полученные знания и практические умения.
В процессе работы с научным руководителем Александром Викторовичем Голосаем мною было получено много полезных практических советов, касающихся приёмов и техники масляной живописи. Я получила бесценный опыт и почерпнула множество знаний в предмете обучения.
За период обучения в стенах Нижневартовского Государственного Университета познакомилась с талантливыми преподавателями, настоящими мастерами своего дела. Благодаря обучению на факультете искусства и дизайна смогла значительно расширить творческий потенциал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. — Москва: Просвещение, 2004.
2. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки. М.: «Искусство», 2012. — 168 с.
3. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Книга. — М.: «Просвещение», 1989. — 192с.
4. Беда, Г.В. Живопись. - М.: Просвещение, 2006.
5. Бергер, Э., История развития техники масляной живописи, перевод с немецкого, М., 2001;
6. Визер, В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. Научно-популярная литература. - СПб.: Питер, 2007. - 191с.
7. Виноградова, Г. Г. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов. М.: «Просвещение», 2010. — 173с.
8. Виффен, В.: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по рисованию \ пер. с англ. И.Гиляровой.- М: Изд. ЭКСМО - Пресс, 2011-64с.ил.
9. Власов, В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства; СПб: ЛИТА - Москва, 2015. - 287 c.
10. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. Книга. — М.: «Искусство», 2005. — 480с.
11. Голубева, О.Л. Основы композиции. Учебное пособие — 2-е изд. — М.: «Искусство», 2004. — 175с.
12. Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2010. — 312с.
13. Евтых, С. Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы. Учебное пособие. Оренбург, 2013. — 115с.
14. Зайцев, Н.Н. Наука о цвете и живопись. Книга. — М.: «Искусство», 2001. — 147с.
15. Иттен, И. Искусство цвета. Книга. — Издатель Д. Аронов, 2007. — 96с.
16. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие. — М.: Гуманитар. Изд. Цетр ВЛАДОС, 2016. — 255с.
17. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. — Москва: Просвещение, 2014.
18. Комарова, Т.С. Как научить ребёнка рисовать. — Москва: Просвещение, 2008. Методика обучения изобразительной деятельности.
19. Косминская, В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»: Учебное пособие для студентов пединститутов- М: Просвещение, 2015.-128с.
20. Кузин, В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2014. — 232с.
21. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Агар», 2008. — 334с.
22. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — Москва: Просвещение, 2015. -197с.
23. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — Москва: Просвещение, 2014.
24. Ломов, С. П., Игнатьев С. Е., Карамзина М. В. Изобразительное искусство. Часть I. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. М.: «Дрофа», 2013. — 157с.
25. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. 1-4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений — 4-е изд. — М.: «Просвещение», 2014. — 175с.
26. Неменский, Б. М., Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Изобразительная деятельность. Программы общеобразовательных учреждений. 1-4 классы. — М.: «Просвещение», 2005.
27. Однорялова, И.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве». М., 1990
28. Поташник, М.М. Требования к современному уроку. Метод. пособие. — М.: Центр пед. образования, 2016. — 270с.
29. Пучков, А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,2002–160 с.
30. Раковой, М.М. «Русский натюрморт конца XIX – начала XX века» СПб: 2001.
31. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник. — М.: Агар, 2015. — 251с.
32. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Книга. – М.: Изд-во НИИ школьных технологий, 2014. — 224с.
33. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка. М.: «Московские учебники», 2014. — 95с.
34. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции. М.: «Московские учебники», 2009. — 79с.
35. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок. Живопись. Нар. искусство. Декор. искусство. Дизайн: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — 4-е изд., стер. — М.: «Академия», 2011. — 365с.
36. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — 4-е изд. — М.: «Академия», 2012. — 312с.
37. Унковский, А. А. Рисунки – наброски. Пособие для студ.-заочников худ.-граф. факультетов пед. институтов. СПб: 2001. — 54с.
38. Хосе, М. Паррамон. «Как писать натюрморт» - М; Просвещение,2002.
Интернет-ресурсы
1. Сайт: Библиотекарь.ру – http://www.bibliotekar.ru/kVenecianov/index.ht
2. Сайт: Журнал «Русское искусство» – http://www.rusiskusstvo.ru/
3. Сайт: Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.lgb.ru/psi/shtml
4. Сайт: Методсовет – http://metodsovet.su/
5. Сайт: Открытый класс – http://www.openclass.ru/node/215682
6. Сайт: Библиотека изобразительных искусств Art.lib.ru – http://www.artlib.ru/
7. Сайт: Фестиваль педагогических идей – http://festival.1september.ru
8. Сайт: Художникам.ру – http://hudozhnikam.ru/nauka_o_cvete/59.html
19. Сайт: Энциклопедия искусств – http://www.artprojekt.ru/
10. http://pedportal.net/starshie-klassy/izobrazitelnoe-iskusstv...
12. http://www.metod-kopilka.ru/otkritoe-zanyatie-natyurmort-kak...
ПРИЛОЖЕНИЕ
Работа с детьми
19. Работа детей на занятии. Тема «Цвет в живописи. Цветовой круг»
20. Рабочие детей на занятии: Тема: «Рисование по представлению, яблоки»
21.Работы детей «Яблоко»
22. Работы детей «Натюрморты»
Работа с детьми
19. Работа детей на занятии. Тема «Цвет в живописи. Цветовой круг».
20. Рабочие моменты на занятии: Тема: «Рисование по представлению, яблоки»
.
21. Работы детей.
22. Работы детей «Натюрморты»
Криженовская Лариса Владимировна
« Натюрморт в технике масляной живописи. Методика работы над живописью натюрморта »
Дата: 2019-03-05, просмотров: 394.