(бакалаврская работа)
Вид образования: | Профессиональное образование |
Уровень образования: | Высшее образование (бакалавриат) |
Квалификация выпускника: | бакалавр |
Направление подготовки: | 44.03.01 Педагогическое образование |
Направленность (профиль) образовательной программы: | Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусств |
Научный руководитель: | доцент, кандидат педагогических наук Голосай А.В. |
Допущена к защите «____»___________201__ г. Зав. кафедрой ИЗО ___________________ | Дата защиты «___»__________201__ г. Отметка ___________________________ ___________________________ (Председатель ГЭК) |
Нижневартовск 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
ГЛАВА I . НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖИВОПИСНОЙ ГРАМОТЫ. | ||
1.1. | Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства. | 6 |
1.2. | История натюрморта как жанра. История возникновения масляной живописи. | 9 |
1.3. | Модель выполнения натюрморта и приёмы масляной живописи. | 15 |
1.4. | Средства выполнения натюрморта | 23 |
ГЛАВА II . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МЕТОДИКЕ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСЬЮ НАТЮРМОРТА | ||
2.1. | Творческая работа. Выбор темы натюрморта и этапы работы над ним. | 34 |
2.2. | Организация педагогической работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с натюрмортом. | 39 |
2.3. | Методические рекомендации для учащихся по выполнению натюрморта на уроках изобразительного искусства | 44 |
2.4. | Исследовательская работа по обучению выполнения живописного натюрморта с детьми младшего школьного возраста. | 47 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 66 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 67 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 71 |
ВВЕДЕНИЕ
Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объёмную и материальную сущность, а также выразить своё отношение к изображаемым предметам.
Из глубины веков натюрморт считается наилучшей школой реалистической живописи, где живописец познает законы цветовой гармонии и пластику форм, обучается умению владения техническими приёмами и креативному отношению к натуре. Уметь реалистично изобразить с натуры форму и краски вещей - это означает передать при помощи конструкции, возможности, цветовых взаимоотношений пропорции, объём, материальность, пространственное положение вещей и их нрав в целостном выразительном натюрморте. Данные свойства реалистического изображения предметов ориентированы на раскрытии их эстетических качеств и красоты.
Натюрморт - один из ведущих жанров в обучении изобразительной грамоте. Работа над натюрмортом способствует развитию художественного вкуса, а так же получение знаний и навыков. Сравнительная неизменность цвета неодушевлённых предметов, их неподвижность - создают условия для длительной штудии натуры и изучения на практике основных законов живописи.
Создание натюрморта - это творческий процесс. Поэтому этот жанр занимает свою особенную нишу в живописном искусстве. Он так же, как и другие жанры помогает художнику самовыразиться. Может нести в себе тайный смысл, порыв души, замысловатый сюжет. Натюрморт, как и любое искусство - отражение души художника. Принято считать, что натюрморт - это застывший фрагмент жизни, поэтому через него можно выразить красоту, мимолётность, мгновения жизни.
Итак, изучим этот самостоятельный жанр живописи посредством определения термина, исторических справок и работ великих художников.
Значимость данного исследования состоит в том, что, натюрморт вплотную связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В нём, как и в иных жанрах изобразительного искусства, установились собственные традиции, выработались собственные каноны.
В данной выпускной квалификационной работе мы постарались показать большие потенциальные возможности одного из самых выразительных жанров изобразительного искусства – натюрморта для формирования творческих способностей и художественного вкуса.
Актуальность выбранной темы обусловлена большим интересом к такому жанру изобразительного искусства, как натюрморт в технике масляной живописи. Ведь даже сейчас произведения великих художников натюрмористов по-прежнему живы и одаряют нас новыми чувствами и мыслями.
Объектом исследования является натюрморт как жанр изобразительного искусства.
Предметом исследования являются возможности масляной техники живописи, способствующие созданию выразительного образа натюрморта.
Гипотеза состоит в том, что художественная ценность созданных творческих работ и максимальный эффект воздействия их на зрителя зависит от правильного подбора средств художественной выразительности, максимально отражающих первоначальный замысел художника и включения в содержание творческих работ объектов и их соответствующего колористического и образного решения.
Цель данной работы – выявить сущность методики выполнения натюрморта в технике масляной живописи.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику натюрморта как жанра изобразительного искусства;
2. осветить вопрос истории развития масляной живописи;
3. изложить основы теории живописной грамоты;
4. описать поэтапный процесс выполнения натюрморта маслом;
5. провести эксперимент по реализации тематического плана по методике работы над живописью натюрморта у детей младшего школьного возраста.
Источниковую базу исследования составили работы учебной и научной литературы как отечественных, так и зарубежных эстетиков, искусствоведов и культурологов: «Русский натюрморт конца XIX – начала XX века» под редакцией Раковой М.М., «Основы изобразительной грамоты» под редакцией Беда В.Г., «Как писать натюрморт» под редакцией Хосе М. Паррамон и др.
Все эти работы посвящены одному из жанров изобразительного искусства – натюрморт в технике масляной живописи. Некоторые из представленных в списке литературы источников – целостные исследования данного жанра изобразительного искусства, другие – очерки, освещающие отдельные стороны творческого метода работы над натюрмортом.
Структура дипломной работы состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении сформулированы цель и задачи работы, изложена её структура. Первая глава - теоретическая. В ней затронуты история развития жанра и техники масляной живописи, выделены наиболее яркие художники, работавшие в данной технике. Так же описаны средства выполнения натюрморта: оборудование и материалы для масляной живописи; основные правила работы масляными красками. Во второй главе подробно описан ход работы над композицией и выбор темы. Изложены этапы последовательности работы над холстом, от его подготовки до завершения работ. А так же описан эксперимент по реализации тематического плана по методике работы над живописью натюрморта у детей младшего школьного возраста Общий объём работы - 70 страниц машинописного текста, библиографический список включает - 38 наименований источников, 12 – интернет - источников, приложение - 22 иллюстрации.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 309.