I . Организационный момент и повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На доске 2 ряда по 7 картинок: в 1-м ряду картинки, в на­ званиях которых встречается звук [ч'], во 2-м - в названиях которых встречается звук [т'].

- По какому признаку сгруппированы картинки?

Работа идёт с каждым рядом по очереди. Дети запоми­нают картинки, не называя их, затем картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия картинок слева направо и справа налево.

II . Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [ч'] - [ц].

На доске слоговая таблица.

Логопед показывает картинки с изображением паровозика и цепи в форме буквы Ц.

Поезд мчится и пыхтит,

И колёсами стучит:

-Я лечу, лечу, лечу!

С ветерком вас прокачу!

Ч - ЧА - 40 (ЧЁ) - ЧИ - ЧЕ - ЧУ.

 

Буква Ц  Такая цаца!

Мастерица наряжаться,

Цепи ценные носить,

Как царица в них ходить!

Мало моднице такой

Целой цепи золотой!

Снизу, с правого конца,

Прицепила два кольца!

Ц- ЦО - ЦУ - ЦЫ (ЦИ) - ЦЕ - ЦА

 И. Лопухина

Сравнение звуков [ц] - [т'] по таблице.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [ч']?

Д е т и. Он состоит из двух Простых звуков - [т'] и [щ'].

Поэтому звук [ч'] - сложный звук.

Звук [ч'] согласный, так как есть преграда язык. Губы ок­руглены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка под­нят вверх. Он вначале образует смычку-преграду с передней ча­стью твёрдого нёба, а затем щель. Язык принимает форму «ча­шечки». Воздушная струя тёплая, быстрая, толчкообразная. Звук [ч'] - мягкий, глухой.

Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.

Л о г о п е д . Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [ц]?

Д е т и . Он состоит из двух простых звуков - [т] и [с], поэто­му звук [ц] сложный звук.

Звук [ц] согласный, так как есть преграда язык. Губы улыбаются. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Передняя часть спинки вначале образует смычку-преграду с верх­ними зубами, а затем щель. Воздушная струя быстрая, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [ц] - твёрдый, глухой.

Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.

Составляется табличка со сравнительными фонетическими и артикуляционными характеристиками звуков, которая и запи­сывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [ч'] - [ц ]в слогах.

1) Чтение слогов по слоговой таблице.

Логопед.Читаем слоги по этой таблице слева направо и справа налево правильно и как можно быстрее:

ца-ча                                       ац-ач                                           цач-чац

цо-чо                                      оц-оч                                          цоч-чоц

цу-чу                                      уч-уц                                          цуч-чуц

цы-чи                                      ич-иц                                          цыч-чиц

це-че                                       ец-еч                                           цеч-чец

2) Игра с мячом «В стране гномов».

овца-овечка                                             птица-

крыльцо -                                                синица -

кольцо -                                                   палец -

пуговица -                                                птенец -

рукавица -                                               заяц -

луковица -                                               огурец -

водица-                                                    зубец-

стра н и ца -                                               цвето к -
теплица -

3. Дифференциация звуков [ч'] - [ц] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Поезд и цепь-модница приготовили для вас свои любимые слова. Если вы услышите в них звук [ч'], делайте кру­говые движения сжатыми в кулак руками, изображая движение поезда, если услышите звук [ц], соедините большие и указа­тельные пальцы обеих рук в виде цепи.

Целлюлоза, цербер, чародей, чеботарь, циркуляр, черто­полох, цирюльник (далее идёт слушание с нагрузкой: дети за­крывают глаза, широко открывают рот, высовывают язык, болтают ногами, сидя на стуле, и продолжают выполнять упражнение), оцепили, кричали, остроконечный, иждивенец, ворчливый, образцовый, иллюминация, отечественный, венти­ляционный, дальневосточный, царевич, чепец, чересполосица, цепочка, человечество, чернильница, централизация, чрезвы­чайный, падчерица, циничный, цивилизация, горчица, чечевич­ный, цилиндрический, черепитчатый.


Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

ПЧЕЛА                                                             ЧЕЧЁТКА

На цветке сидит пчела,                                                   Тётка-чечётка

До чего она мала.                                             Говорила чётко:

Набирает сладкий сок                                           - Чечевица! Чечевица!

Наша пчёлка в хоботок.                                        Чечевица на кислице!

А цветок качается,                                                 Кто не верит -

Это ей не нравится.                                               Пусть проверит!

К. Быкова                                                               В. Бардадым

б) Развитие мелкой моторики.

• «Утречко».

Утро настало,                     Ладони скрещены, пальцы растопырены,

Солнышко встало.             образуя «солнышко с лучиками».

- Эй, братец Федя,              Кулак правой руки, стоящий на ладони

Разбуди соседей!               левой руки, сжат, а большой палец

- Вставай, Большак!   правой руки совершает круговые дви­ жения.

                                          Большой и указательный пальцы правой

руки щёлкают по большому пальцу ле­ вой,

затем по большому пальцу левой руки щёлкают

большой и средний паль­ цы правой руки, затем

большой и безы­ мянный, затем большой и мизинец.

- Вставай, Указка!              Такие же щелчки по указательному пальцу

                                            левой руки.

- Вставай, Серёдка!     Такие же щелчки по среднему пальцу левой руки.

- Вставай, Сиротка!     Такие же щелчки по безымянному пальцу левой руки.

И Крошка-Митрошка! Щелчки таким же образом по мизинцу левой руки.

- Привет, Ладошка!          Щелчки таким же образом по центру ладони левой руки.

- Все потянулись               Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются

И проснулись!                   и быстро шевелятся.

При повторении игры поменять руки.

• «Перетяжечки» (см. занятие 40, по играющие сцепляются каждым пальцем по очереди - от большого до мизинца).

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру любой фигуры (см. занятия 31-40) на расстоянии вы­тянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы, причём движения глаз сочетаются с одновременным движением языка, но в противоположную сторону.

2) Анализ и синтез слов.

• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [ч'] или [ц], и положите синюю букву ц или зелёную букву ч на соответствующую цифру на звуковой линейке.

 Идеографический, электростанция, чистосердечный, прорицательница, станочница, бесчеловечный, чулочница, цельнометаллический, сочинительница, грязелечебница.                                                                                                             I

• Запись слов тремя цветами под диктовку.

Встречали, заступница, отсвечивали, учительница, концерт, цветочница.

4. Дифференциация звуков [ч'] - [ц] в предложениях.

На доске записан текст. Дети его читают. С помощью логопеда составляют план текста, который логопед записывает на доске. Дети снова читают текст. Затем текст стирается с  доски, а план остаётся. Опираясь на план, каждый ре­бёнок пересказывает текст и записывает его в тетрадь тремя цветами. Предлагаются два текста на выбор с примерным планом к одному из них.

ЛЕТОМ НА ЛУГУ

Небо безоблачное. Ярко светит солнце. Нa обочине дороги одуванчики. А весь луг усыпан пахучими цветами. Запахи цветов привлекают пчёл. Они садятся на лепестки собирают нектар. Потом из нектара пчеловод получает целебный цветочный мёд.

Там же порхают бабочки. Они перелетают с цветка на цветок и кружатся в чудном танце. Так бабочки переносят на лапках пыльцу.

В траве стрекочут кузнечики. Они весело скачут с места на место и выделывают в воздухе акробатические кольца.

Как прекрасен луг в солнечный летний день! Так и хочется валяться на мягком цветочном ковре, вдыхать запахи цветов и трав, слушать стрекотание кузнечиков, жужжание пчёл.

Примерный план:

1. Летний день на лугу.

2. Труженицы-пчёлы.

3. Танцовщицы-бабочки.

4. Акробаты-кузнечики.

5. Луг прекрасен.

ПТИЧЬИ ГНЁЗДА

Весной первыми прилетают грачи и скворцы. Грачи собира­ются целыми стаями и начинают вить гнёзда на деревьях. Для скворцов люди готовят скворечники. Потом птицы выводят птенцов.

Когда птенчики появляются на свет, грачи и скворцы от­правляются за добычей. Они приносят птенцам червячков, гусе­ниц и жучков.

Не разоряйте птичьих гнёзд! Птицы - наши друзья. Они уничтожают червяков и гусениц. Берегите птиц!

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение    

- Занятие 1. Текст и предложение     

- Занятие 2. Предложение и слово    

- Занятие 3. Слово и слог        

- Занятие 4. Звуки и буквы      

- 3 а и я т и с 5. Гласные звуки

- Занятие 6. Ударение   

- 3 а н я т и е 7. Согласные звуки и буквы  

- Занятие 8. Буквы Я, Ё, Ю, Е   

- Занятие 9. Твердые и мягкие согласные звуки    

- 3 а н я т и е 10. Звонкие и глухие согласные       

- Занятие 11. Звуки [п] - [п'] и буква II   

- Занятие 12. Звуки [б] - [б'] и буква Б   

- Занятие 13. Дифференциация звуков [п] - [б]      

- 3 а н я т и е 14. Дифференциация звуков [и'] - [б']        

- Занятие 15. Звуки [ф] - [ф'] и буква Ф       

- Занятие 16. Звуки [в] - [в'] и буква В

- Занятие 17. Дифференциация звуков [в] - [ф]      

- Занятие 18. Дифференциация звуков [в'] - [ф1]    

- Занятие 19. Звуки [т] - [т'] и буква Т    

- Занятие 20. Звуки [д] - [д'] и букваД  

- Занятие 21. Дифференциация звуков [т] - [д]      

- Занятие 22. Дифференциация звуков [т'] - [д']       

- Занятие 23. Звуки [к] - [к'] и буква А"

- Занятие 24. Звуки [г] - [г'] и буква Г    

- Занятие 25. Дифференциация звуков [к] - [г]       

- 3 а и я т и е 26. Дифференциация звуков [к'] - [г']        

- 3 а н я т и е 27. Звуки [с] - [с'] и буква С    

- Занятие 28. Звуки [з] - [з'] и буква 3    

- Занятие 29. Дифференциация звуков [с] - [з]       

- Занятие 30. Дифференциация звуков [с'] - [з']        

- Занятие 31. Дифференциация звуков [ш] - [ж]    

- Занятие 32. Дифференциация звуков [с] - [ш]     

- Занятие 33. Дифференциация звуков [з] - [ж]      

- Занятие 34. Звуки [л] - [л'] и буква Л (I этап игры «Звездный час»)         

- Занятие 35. Звуки [р] - [р'] и буква Р (II этап игры «Звездный час»)

- Занятие 36. Звуки [л] - [р] и буквы Л, Р (III этап игры «Звезд­ный час»)     

- Занятие 37. Звуки [л'] - [р'] и буквы Л, Р (IV этап игры «Звезд­ный час»)   

- Занятие 38. Звуки [ц] - [с] и буквы Ц, С        

- Занятие 39. Звуки [ц] - [т'] и буквы Ц, Т.      

- Занятие 40. Звуки [щ'] - [с'] и буквы Щ, С    

- Занятие 41. Звуки [ч'] - [щ'] и буквы Ч, Щ    

- Занятие 42. Звуки [ч'] - [т'] и буквы Ч, Т.      

- Занятие 43. Звуки [ч'] - [ц] и буквы Ч, Ц       

Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.