На доске 2 ряда по 7 картинок: в 1-м ряду картинки, в на званиях которых встречается звук [ч'], во 2-м - в названиях которых встречается звук [т'].
- По какому признаку сгруппированы картинки?
Работа идёт с каждым рядом по очереди. Дети запоминают картинки, не называя их, затем картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия картинок слева направо и справа налево.
II . Знакомство с новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [ч'] - [ц].
На доске слоговая таблица.
Логопед показывает картинки с изображением паровозика и цепи в форме буквы Ц.
Поезд мчится и пыхтит,
И колёсами стучит:
-Я лечу, лечу, лечу!
С ветерком вас прокачу!
Ч - ЧА - 40 (ЧЁ) - ЧИ - ЧЕ - ЧУ.
Буква Ц Такая цаца!
Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить,
Как царица в них ходить!
Мало моднице такой
Целой цепи золотой!
Снизу, с правого конца,
Прицепила два кольца!
Ц- ЦО - ЦУ - ЦЫ (ЦИ) - ЦЕ - ЦА
И. Лопухина
Сравнение звуков [ц] - [т'] по таблице.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [ч']?
Д е т и. Он состоит из двух Простых звуков - [т'] и [щ'].
Поэтому звук [ч'] - сложный звук.
Звук [ч'] согласный, так как есть преграда язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Он вначале образует смычку-преграду с передней частью твёрдого нёба, а затем щель. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя тёплая, быстрая, толчкообразная. Звук [ч'] - мягкий, глухой.
Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.
Л о г о п е д . Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [ц]?
Д е т и . Он состоит из двух простых звуков - [т] и [с], поэтому звук [ц] сложный звук.
Звук [ц] согласный, так как есть преграда язык. Губы улыбаются. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Передняя часть спинки вначале образует смычку-преграду с верхними зубами, а затем щель. Воздушная струя быстрая, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [ц] - твёрдый, глухой.
Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.
Составляется табличка со сравнительными фонетическими и артикуляционными характеристиками звуков, которая и записывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [ч'] - [ц ]в слогах.
1) Чтение слогов по слоговой таблице.
Логопед.Читаем слоги по этой таблице слева направо и справа налево правильно и как можно быстрее:
ца-ча ац-ач цач-чац
цо-чо оц-оч цоч-чоц
цу-чу уч-уц цуч-чуц
цы-чи ич-иц цыч-чиц
це-че ец-еч цеч-чец
2) Игра с мячом «В стране гномов».
овца-овечка птица-
крыльцо - синица -
кольцо - палец -
пуговица - птенец -
рукавица - заяц -
луковица - огурец -
водица- зубец-
стра н и ца - цвето к -
теплица -
3. Дифференциация звуков [ч'] - [ц] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Поезд и цепь-модница приготовили для вас свои любимые слова. Если вы услышите в них звук [ч'], делайте круговые движения сжатыми в кулак руками, изображая движение поезда, если услышите звук [ц], соедините большие и указательные пальцы обеих рук в виде цепи.
Целлюлоза, цербер, чародей, чеботарь, циркуляр, чертополох, цирюльник (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, высовывают язык, болтают ногами, сидя на стуле, и продолжают выполнять упражнение), оцепили, кричали, остроконечный, иждивенец, ворчливый, образцовый, иллюминация, отечественный, вентиляционный, дальневосточный, царевич, чепец, чересполосица, цепочка, человечество, чернильница, централизация, чрезвычайный, падчерица, циничный, цивилизация, горчица, чечевичный, цилиндрический, черепитчатый.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
ПЧЕЛА ЧЕЧЁТКА
На цветке сидит пчела, Тётка-чечётка
До чего она мала. Говорила чётко:
Набирает сладкий сок - Чечевица! Чечевица!
Наша пчёлка в хоботок. Чечевица на кислице!
А цветок качается, Кто не верит -
Это ей не нравится. Пусть проверит!
К. Быкова В. Бардадым
б) Развитие мелкой моторики.
• «Утречко».
Утро настало, Ладони скрещены, пальцы растопырены,
Солнышко встало. образуя «солнышко с лучиками».
- Эй, братец Федя, Кулак правой руки, стоящий на ладони
Разбуди соседей! левой руки, сжат, а большой палец
- Вставай, Большак! правой руки совершает круговые дви жения.
Большой и указательный пальцы правой
руки щёлкают по большому пальцу ле вой,
затем по большому пальцу левой руки щёлкают
большой и средний паль цы правой руки, затем
большой и безы мянный, затем большой и мизинец.
- Вставай, Указка! Такие же щелчки по указательному пальцу
левой руки.
- Вставай, Серёдка! Такие же щелчки по среднему пальцу левой руки.
- Вставай, Сиротка! Такие же щелчки по безымянному пальцу левой руки.
И Крошка-Митрошка! Щелчки таким же образом по мизинцу левой руки.
- Привет, Ладошка! Щелчки таким же образом по центру ладони левой руки.
- Все потянулись Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются
И проснулись! и быстро шевелятся.
При повторении игры поменять руки.
• «Перетяжечки» (см. занятие 40, по играющие сцепляются каждым пальцем по очереди - от большого до мизинца).
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру любой фигуры (см. занятия 31-40) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы, причём движения глаз сочетаются с одновременным движением языка, но в противоположную сторону.
2) Анализ и синтез слов.
• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [ч'] или [ц], и положите синюю букву ц или зелёную букву ч на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Идеографический, электростанция, чистосердечный, прорицательница, станочница, бесчеловечный, чулочница, цельнометаллический, сочинительница, грязелечебница. I
• Запись слов тремя цветами под диктовку.
Встречали, заступница, отсвечивали, учительница, концерт, цветочница.
4. Дифференциация звуков [ч'] - [ц] в предложениях.
На доске записан текст. Дети его читают. С помощью логопеда составляют план текста, который логопед записывает на доске. Дети снова читают текст. Затем текст стирается с доски, а план остаётся. Опираясь на план, каждый ребёнок пересказывает текст и записывает его в тетрадь тремя цветами. Предлагаются два текста на выбор с примерным планом к одному из них.
ЛЕТОМ НА ЛУГУ
Небо безоблачное. Ярко светит солнце. Нa обочине дороги одуванчики. А весь луг усыпан пахучими цветами. Запахи цветов привлекают пчёл. Они садятся на лепестки собирают нектар. Потом из нектара пчеловод получает целебный цветочный мёд.
Там же порхают бабочки. Они перелетают с цветка на цветок и кружатся в чудном танце. Так бабочки переносят на лапках пыльцу.
В траве стрекочут кузнечики. Они весело скачут с места на место и выделывают в воздухе акробатические кольца.
Как прекрасен луг в солнечный летний день! Так и хочется валяться на мягком цветочном ковре, вдыхать запахи цветов и трав, слушать стрекотание кузнечиков, жужжание пчёл.
Примерный план:
1. Летний день на лугу.
2. Труженицы-пчёлы.
3. Танцовщицы-бабочки.
4. Акробаты-кузнечики.
5. Луг прекрасен.
ПТИЧЬИ ГНЁЗДА
Весной первыми прилетают грачи и скворцы. Грачи собираются целыми стаями и начинают вить гнёзда на деревьях. Для скворцов люди готовят скворечники. Потом птицы выводят птенцов.
Когда птенчики появляются на свет, грачи и скворцы отправляются за добычей. Они приносят птенцам червячков, гусениц и жучков.
Не разоряйте птичьих гнёзд! Птицы - наши друзья. Они уничтожают червяков и гусениц. Берегите птиц!
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
- Занятие 1. Текст и предложение
- Занятие 2. Предложение и слово
- Занятие 3. Слово и слог
- Занятие 4. Звуки и буквы
- 3 а и я т и с 5. Гласные звуки
- Занятие 6. Ударение
- 3 а н я т и е 7. Согласные звуки и буквы
- Занятие 8. Буквы Я, Ё, Ю, Е
- Занятие 9. Твердые и мягкие согласные звуки
- 3 а н я т и е 10. Звонкие и глухие согласные
- Занятие 11. Звуки [п] - [п'] и буква II
- Занятие 12. Звуки [б] - [б'] и буква Б
- Занятие 13. Дифференциация звуков [п] - [б]
- 3 а н я т и е 14. Дифференциация звуков [и'] - [б']
- Занятие 15. Звуки [ф] - [ф'] и буква Ф
- Занятие 16. Звуки [в] - [в'] и буква В
- Занятие 17. Дифференциация звуков [в] - [ф]
- Занятие 18. Дифференциация звуков [в'] - [ф1]
- Занятие 19. Звуки [т] - [т'] и буква Т
- Занятие 20. Звуки [д] - [д'] и букваД
- Занятие 21. Дифференциация звуков [т] - [д]
- Занятие 22. Дифференциация звуков [т'] - [д']
- Занятие 23. Звуки [к] - [к'] и буква А"
- Занятие 24. Звуки [г] - [г'] и буква Г
- Занятие 25. Дифференциация звуков [к] - [г]
- 3 а и я т и е 26. Дифференциация звуков [к'] - [г']
- 3 а н я т и е 27. Звуки [с] - [с'] и буква С
- Занятие 28. Звуки [з] - [з'] и буква 3
- Занятие 29. Дифференциация звуков [с] - [з]
- Занятие 30. Дифференциация звуков [с'] - [з']
- Занятие 31. Дифференциация звуков [ш] - [ж]
- Занятие 32. Дифференциация звуков [с] - [ш]
- Занятие 33. Дифференциация звуков [з] - [ж]
- Занятие 34. Звуки [л] - [л'] и буква Л (I этап игры «Звездный час»)
- Занятие 35. Звуки [р] - [р'] и буква Р (II этап игры «Звездный час»)
- Занятие 36. Звуки [л] - [р] и буквы Л, Р (III этап игры «Звездный час»)
- Занятие 37. Звуки [л'] - [р'] и буквы Л, Р (IV этап игры «Звездный час»)
- Занятие 38. Звуки [ц] - [с] и буквы Ц, С
- Занятие 39. Звуки [ц] - [т'] и буквы Ц, Т.
- Занятие 40. Звуки [щ'] - [с'] и буквы Щ, С
- Занятие 41. Звуки [ч'] - [щ'] и буквы Ч, Щ
- Занятие 42. Звуки [ч'] - [т'] и буквы Ч, Т.
- Занятие 43. Звуки [ч'] - [ц] и буквы Ч, Ц
Дата: 2019-03-05, просмотров: 263.