II . Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [ч'] - [щ'].

  На доске слоговая таблица.

Логопед показываем картинки с изображением щётки и па­ровозика.

Поезд мчится, и пыхтит,

И колбами стучит:

-Я лечу, лечу, лечу!

С ветерком вас прокачу!

Ч - ЧА - ЧО (ЧЁ) - ЧИ - ЧЕ - ЧУ.

Я - щетка, мягкая и нежная.

Одежду чищу вашу бережно.

 Веду хозяйство я отменно.

Пожалуйте все в гости непременно.

Всех я щами вас из щавеля угощу.

IЦ - ЩА - ЩО (ЩЁ)- ЩИ - ЩЕ - ЩУ.

Сравнение звуков [ч'] - [щ'] по таблице.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [щ'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка округлены. Кончик широкого языка поднят вверх. Дополнительно поднимается и средняя его часть, язык напря­жён. Он принимает форму «чашечки». Воздушная струя дли­тельная, тёплая, направлена вперёд. Голосовые складки не рабо­тают, голоса нет. Звук [щ'] - мягкий, глухой.

Звук [ч'] - сложный звук. Он состоит из двух простых зву­ков- [т'] и [щ'].

Звук [ч'] - согласный, так как есть преграда язык. Губы ок­руглены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка под­нят вверх. Он вначале образует смычку-преграду с передней частью твёрдого нёба, а затем щель. Язык принимает форму «ча­шечки». Воздушная струя тёплая, быстрая, толчкообразная. Звук [ч'] - мягкий, глухой.

3вук произносится быстро, его нельзя тянуть.

Составляется табличка со сравнительными фонетически­ми и артикуляционными характеристиками звуков, которая и записывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков |ч'] - [щ'| в слогах.

1)  Чтение слогов по слоговой таблице.

Логопед. Читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево:

ча-ща                   ач-ащ                    чач-щащ                чащ-щач

що-чо                   яч-ящ                    щощ-чоч                щоч-чощ

чу-щу                   оч-ощ                   чуч-щущ                чущ-щуч

чи-щи                   уч-ущ                   чич-щищ                чищ-щич

ще-че                    ич-ищ                   щещ-чеч                 щеч-чеч

еч-ещ

2)  Игра с мячом «Перевертыши».

Надо менять звук [щ'] на [ч'], или [ч'] на [щ'] в слогах и словах.

ща - ча, чё - щё, щу -...

ща, ча - ча, ща; чи, щи - ...

плач - плащ, щёлка - ..., чётки - ..., чадит - ..., щур - ..., чека - ..., кущи - ..., лущи - ..., точу - ..., лещи - ..., горящий - ...

3. Дифференциация звуков [ч'] - [щ'] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Поезд и щётка приготовили для вас свои любимые слова. Если вы услышите в них звук [ч'] делайте круговые движения сжатыми в кулак руками, изображая движение поезда, а если услышите звук [щ'], делайте «подметательное» движение,

Чопорный, щекотливый, щеголеватый, четвертушка, щуп­лый, черенкование, чернозём (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, болтают но­гами, сидя на стуле, и продолжают выполнять упражнение), кладовщик, каменщик, почтальон, закройщик, ткач, сварщик, кровельщик, печник, бетонщик, стрелочник, вертолётчик, ков­ровщик, водопроводчик, старьёвщик, пильщик, кафельщик, по­граничник, регулировщик, паркетчик, пасечник, прокатчик, часовщик, червоточина, щеглячий, точильщик, чудотворчество, щёлочеупорный, чеканщик, хищнический, чужеземщина, цвето­ощущение, отщепенческий, защищающий, щетинощёточный.

Ф и з к у л ь т минутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? Рычащий!

Пёс ворчит, ворчит, ворчит. Пёс какой? Ворчащий!

Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? Мычащий!

А петух кричит, кричит. Он какой? Кричащий!

Молоток стучит, стучит. Молоток стучащий!

Колокол звучит, звучит. Колокол звучащий!

б) Развитие мелкой моторики.

• «Встречные щелчки».

Правая рука: кончик указательного пальца щёлкает по боль­шому.

Левая рука: одновременно кончик мизинца щёлкает по боль­шому пальцу.

Затем правая рука: кончик среднего пальца щёлкает по боль­шому; левая рука: кончик безымянного пальца щёлкает по боль­шому. (Движения совершаются одновременно.)

Далее щелчки совершают кончики безымянного и большого пальцев правой руки, и кончики среднего и большого пальцев левой руки. (Движения производятся одновременно.)

Затем щёлкают мизинец и большой пальцы правой руки, и указательный и большой пальцы левой. (Движения происхо­дят одновременно.)

Затем щелчки двигаются в противоположном направлении.

• «Перетяжечки» (см. занятие 40, но играющие сцепляются тремя прижатыми друг к другу пальцами).

е) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру любой фигуры (см. занятия 31-40) на расстоянии вы­тянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы, причём движения глаз сочетаются с одновременным движением языка в туже сторону.

2) Анализ и синтез слов.

♦ Работа со звуковой линейкой. Определение места звука
в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [ч'] или [щ'], и положите букву ч или щ на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Экскаваторщик, восприимчивый, книгохранилище, беспересадочный, чудовищный, чистосердечный, овощеводческий, жи­вотрепещущий, пальчато-рассеченный, кислотно-щелочной, чу­лочно-носочный, овощеперерабатывающий.

♦ Запись слов тремя цветами под диктовку.

Крановщик, скрипичный, землечерпалка, автокарщик, бес­толковщина, щелкунчик, чревовещание.

4. Дифференциация звуков [ч'] - [щ'] в предложениях, текстах.

Анализ и синтез предложений, текста.

На доске записан текст. Дети его читают. Затем текст шифруется пиктограммами (рисунками). После этого запись стирается, а рисунки остаются. Учащиеся пересказывают текст и записывают его в тетрадях по памяти с опорой на пикто­ граммы.

Летом на даче Лёша любит ходить в рощу. В роще поют щеглы и чижи. За рощей чистая речка. В речке плавают лещи и щуки. Лёша с товарищами рыбачит на речке. Они ловят щук и лещей на удочку.

Подчёркнутое слово остаётся записанным на доске, так как ещё не отдифференцирована пара - [ч'] - [т'].

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

 


Занятие 42

Тема: ЗВУКИ [Ч'| - [Т'] И БУКВЫ «Ч, Т»

Цель: учить детей различать звуки [ч'] - [т'] изолирован­но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обо­значать их па письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) ана­лиза и синтеза предложений, текста; расширять сенсомоторный ре пергу ар.

Оборудование: 14 предметных картинок, в названиях которых встречаются звуки [ч'] и [щ'], слоговая таблица, изо­бражения паровозика и киски, таблица «Характеристика зву­ков», на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с зелё­ными буквами ч и т, мяч.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.