1. Дифференциация изолированных звуков [л] - [л'].
На доске слоговая таблица. В руках у логопеда лайнер.
Лайнер серебристый В вышине промчался.
Только след пушистый В воздухе остался.
л-ла-ло-лу-лы-лэ.
Педагог показывает маленький самолётик.
Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме.
ЛЬ - ЛЯ - ЛЁ - ЛЮ - ЛИ - ЛЕ.
Сравнение звуков [л] - [л'] по таблице.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [л] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы. Спинка языка прогнута. Воздушная струя слабая, тёплая, выходит по бокам языка. Звук [л] - твёрдый, звонкий.
Звук [л'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы, переднесредняя часть спинки поднимается вверх. Воздушная струя слабая, тёплая, выходит по бокам языка. Звук [л'] - мягкий, звонкий.
Они оба согласные, звонкие.
Но звук [л] - твёрдый, а звук [л'] - мягкий, так как передняя средняя часть спинки поднимается вверх и ощущается напряжённость артикуляционного аппарата.
Задание 2.
Детям раздаются таблички для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков, которые ими самостоятельно заполняются за ограниченный отрезок времени (исходя из индивидуальных особенностей группы).
2. Дифференциация звуков [л] - [л'] в слогах.
1) Чтение слогов по слоговой таблице:
Разминка.
Логопед. Читаем слог самолёта-лайнера и сразу же слог маленького самолётика: ла - ля, ло - лё... А теперь наоборот: ля - ла...
Задание 3.
Для каждого участника игры готовится карточка с четырьмя парами слогов.
Логопед. Прочитайте эти слоги слева - направо и справа налево правильно и как можно быстрее:
пла - пля слу - слю шло - шлё злы - зли флэ - фле
клу - клю фла - фля влэ - вле плы - пли дло – длё
блы-бли жлэ-жле тла-тля глу-глю жлы-жли
зло - зле глы - гли длу - длю вла - вля ела - сля
2) Игра с мячом «Перевертыши».
Логопед. Поменяйте звук [л] на [л'] или [л'] на [л], перекидывая мяч:
мол - моль, мыль-..., быль-..., мел-..., ел-..., коль-, пыл-..., цель-..., дал - ..., жал-..., сталь-..., пол-...
3. Дифференциация звуков [л] - [л'] в словах.
Задание 4.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Ребята, наши самолёты очень любят пролетать над лесами, полями, лугами, в которых растет очень много различных растений. Мы с самолётами сейчас вам будем их называть, а вы, если услышите в названиях растений звук [л], показывайте кулак, а если услышите звук [л'], показывайте ладонь.
Лопух, лён, лебеда, лонас, лаванда, люпин, лапчатка, левкой, лютик (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), алтей, девясил, алиссум, алоэ, василёк, белладонна, гелениум, аквилегия, багульник, жимолость, бальзамин, белоцветик, золототысячник, калган, белена, ветла, виола, вельвичия, дягиль, дельфиниум, калужница, омела белая, земляника лесная, лобелия, календула, лопух большой, лилейник, желтушник левкойный, сальпиглоссис, липа мелколистная, лилия белая.
2) Анализ и синтез слов.
Задание 5.
Работа со звуковой линейкой. Определение места звука а слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [л] или [л'], и положите синюю или зелёную букву л на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Гипсофилла, гнафалиум, болиголов, белотал, флокс метельчатый, багульник болотный, чистотел большой, солянка мало листная, большеголовник альпийский.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
• Мыслимо ли намылить мочалку мылом без капли воды?
• Калина клонила ветви к ветле.
• Шаловливые лягушки Колотили в колотушки.
И от этих колотушек Близ болота у зверушек
Разболелись ушки.
б) Развитие мелкой моторики.
• «Пианист».
Руки в положении как для игры на фортепиано. Пальцы правой руки, начиная с большого, поочерёдно нажимают воображаемые клавиши, затем движение повторяется в направлении oт мизинца к большому.
Сначала тренируются пальцы правой руки, затем левой руки, затем обеих рук (движения синхронны: начинают большие пальцы или мизинцы обеих рук одновременно).
• «Пропеллер».
Шестигранный карандаш вкладывается между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.
По сигналу дети начинают закручивать карандаш, передавая его с пальца на палец, стараясь не придерживать его большим пальцем.
Чей пропеллер крутится быстрее?
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру квадрата (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
Задание 6.
Запись слов тремя цветами в два столбика.
Лисохвост, клубника, вольвокс (водоросль), купальница, глоксиния, астильба, гелиантус, колхикум, колокольчики.
Дифференциация звуков [л] - [л'] в предложениях.
Задание 7.
Анализ и синтез предложений.
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, которая записана на доске или на ватмане. Затем текст закрывается. Дети по памяти записывают скороговорку в тетрадь тремя цветами. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.
Звала по малину Клава Галину. Клаву Галина звала по калину.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
Занятие 35
Тема: ЗВУКИ [Р] - [Р'] И БУКВА Р ( II этап игры «Звёздный час»)
Цель: учить детей различать звуки [р] - [р'] изолированно, к слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) aнализа и синтеза предложения из 9 - 10 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [л], [л'], слоговая таблица, игрушечные фигурки тигра и тигренка, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - индивидуальные зеркала, звуковые линейки и карточки с синими и зелёными буквами; мяч.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 262.