II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [л] - [л'].

На доске слоговая таблица. В руках у логопеда лайнер.

Лайнер серебристый В вышине промчался.

Только след пушистый В воздухе остался.

л-ла-ло-лу-лы-лэ.

Педагог показывает маленький самолётик.

Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме.

ЛЬ - ЛЯ - ЛЁ - ЛЮ - ЛИ - ЛЕ.

Сравнение звуков [л] - [л'] по таблице.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [л] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зу­бы. Спинка языка прогнута. Воздушная струя слабая, тёплая, выходит по бокам языка. Звук [л] - твёрдый, звонкий.

Звук [л'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы, переднесредняя часть спинки поднимается вверх. Воздушная струя слабая, тёплая, выходит по бокам языка. Звук [л'] - мягкий, звонкий.

Они оба согласные, звонкие.

Но звук [л] - твёрдый, а звук [л'] - мягкий, так как передняя средняя часть спинки поднимается вверх и ощущается напряжённость артикуляционного аппарата.

Задание 2.

Детям раздаются таблички для сравнения фонетических  и артикуляционных характеристик звуков, которые ими самостоятельно заполняются за ограниченный отрезок времени (исходя из индивидуальных особенностей группы).

2. Дифференциация звуков [л] - [л'] в слогах.

1) Чтение слогов по слоговой таблице:

Разминка.

Логопед. Читаем слог самолёта-лайнера и сразу же слог маленького самолётика: ла - ля, ло - лё... А теперь наоборот: ля - ла...

Задание 3.

Для каждого участника игры готовится карточка с четырьмя парами слогов.

Логопед. Прочитайте эти слоги слева - направо и справа налево правильно и как можно быстрее:

пла - пля    слу - слю         шло - шлё      злы - зли         флэ - фле

клу - клю   фла - фля         влэ - вле         плы - пли         дло – длё

блы-бли     жлэ-жле           тла-тля           глу-глю           жлы-жли

зло - зле    глы - гли          длу - длю       вла - вля          ела - сля

 

2) Игра с мячом «Перевертыши».

Логопед. Поменяйте звук [л] на [л'] или [л'] на [л], пере­кидывая мяч:

мол - моль, мыль-..., быль-..., мел-..., ел-..., коль-, пыл-..., цель-..., дал - ..., жал-..., сталь-..., пол-...

3. Дифференциация звуков [л] - [л'] в словах.

Задание 4.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Ребята, наши самолёты очень любят пролетать над лесами, полями, лугами, в которых растет очень много раз­личных растений. Мы с самолётами сейчас вам будем их назы­вать, а вы, если услышите в названиях растений звук [л], пока­зывайте кулак, а если услышите звук [л'], показывайте ладонь.

Лопух, лён, лебеда, лонас, лаванда, люпин, лапчатка, левкой, лютик (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), алтей, девясил, алиссум, алоэ, василёк, белладонна, гелениум, аквилегия, ба­гульник, жимолость, бальзамин, белоцветик, золототысячник, калган, белена, ветла, виола, вельвичия, дягиль, дельфиниум, калужница, омела белая, земляника лесная, лобелия, календула, лопух большой, лилейник, желтушник левкойный, сальпиглоссис, липа мелколистная, лилия белая.

2) Анализ и синтез слов.

Задание 5.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука а слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [л] или [л'], и положите синюю или зе­лёную букву л на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Гипсофилла, гнафалиум, болиголов, белотал, флокс метельчатый, багульник болотный, чистотел большой, солянка мало листная, большеголовник альпийский.

Физкультминутка

а)      Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

Мыслимо ли намылить мочалку мылом без капли воды?

• Калина клонила ветви к ветле.

• Шаловливые лягушки  Колотили в колотушки.

И от этих колотушек Близ болота у зверушек      

      Разболелись ушки.

б)      Развитие мелкой моторики.

•     «Пианист».

Руки в положении как для игры на фортепиано. Пальцы правой руки, начиная с большого, поочерёдно нажимают воображаемые клавиши, затем движение повторяется в направлении oт мизинца к большому.

Сначала тренируются пальцы правой руки, затем левой руки, затем обеих рук (движения синхронны: начинают большие пальцы или мизинцы обеих рук одновременно).

•     «Пропеллер».

Шестигранный карандаш вкладывается между выпрямлен­ными указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.

По сигналу дети начинают закручивать карандаш, передавая его с пальца на палец, стараясь не придерживать его большим пальцем.

Чей пропеллер крутится быстрее?

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру квадрата (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

Задание 6.

Запись слов тремя цветами в два столбика.

Лисохвост, клубника, вольвокс (водоросль), купальница, глоксиния, астильба, гелиантус, колхикум, колокольчики.

Дифференциация звуков [л] - [л'] в предложениях.

Задание 7.

Анализ и синтез предложений.

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз ско­роговорку, которая записана на доске или на ватмане. Затем текст закрывается. Дети по памяти записывают скороговорку в  тетрадь тремя цветами. После записи предъявляется обра­зец, по которому дети проверяют написанное.

Звала по малину Клава Галину. Клаву Галина звала по калину.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

Занятие 35

Тема: ЗВУКИ [Р] - [Р'] И БУКВА Р ( II этап игры «Звёздный час»)

Цель: учить детей различать звуки [р] - [р'] изолированно, к слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) aнализа и синтеза предложения из 9 - 10 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [л], [л'], слоговая таблица, игрушечные фигурки тигра и тигренка, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - индивидуальные зеркала, звуковые линейки и карточки с синими и зелёными буквами; мяч.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.