II . Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [р] - [р'].

Па доске слоговая таблица.

В руках логопеда фигурки тигра и тигрёнка.                                                                                                                       I

Берегите тигров, детки!

Я же зверь ужасно редкий!

И, пожалуйста, меня

Берегитесь как огня!

Р - РА - РО - РУ - РЫ – РЭ

Эй, не стойте слишком близко,

Я тигрёнок, а не киска!

РЬ - РЯ - РЁ - РЮ - РИ - РЕ.

Сравнение звуков [р] - [p'] по таблице.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [р] - согласный, так как есть преграда - язык, бы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бу­ркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Спинка языка прогнута. Воздушная струя сильная, идёт в середине языка. Голосовые складки вибрируют. Звук [р] твёрдый, звонкий.

Звук [р'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Язык вмешается вперёд, переднесредняя часть спинки приподнимается вверх. Воздушная струя сильная, идёт по середине языка. Го­товые складки вибрируют. Звук [р'] - мягкий, звонкий. Они оба согласные, звонкие.

Но звук [р] - твёрдый, а звук  [р'] - мягкий, так как на звук [р'] язык более продвинут вперёд, спинка более поднята вверх и ощущается напряжённость артикуляционного аппарата.

Задание 2.

Детям раздаются таблички для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков, которые ими самостоятельно заполняются за ограниченный отрезок времени исходя из индивидуальных особенностей группы.

         
 


2. Дифференциация звуков [р] - [ p ']  слогах.

1) Чтение слогов по слоговой таблице.

Разминка.

Логопед. Читаем слог самолёта-лайнера и сразу же слог маленького самолётика: ра - ря, ро - рё... А теперь наоборот: ря - ра...

Задание 3.

Для каждого участника игры готовится карточка с четырьмя парами слогов.

Логопед. Прочитайте эти слоги слева направо и cnpава налево правильно и как можно быстрее:

нра - пря                                    бры - бри                   шру - шрю

зру - зрю                                    фро - фрё                    про - прё

фры - фри                                  грэ - гре                      кра - кря

мро - мрё                                   хра - хря                    нры - при

 

врэ - вре                                     бру - брю

тро - трё                                     вро - врё

дра - дря                                    шра - шря

хру - хрю                                   трэ - тре

2) «Перевертыши».

Разминка с   мячом
ра- ря,                       ро - ...,          ру - ...
рё - ро,             рэ - ...,         ры - ...

ра, ря, ря, ра; ри, ры - ры, ри...

• «Волшебники».

Надо в данное слово на второе место поставить звук [р],  [р'], так чтобы получилось новое слово.

Каска - краска,        Дёма - дрёма,          тюк - ...,       ковать - ..., кошка - ...,                 тяпка - ...,                топка - ...,      пятки - ..., Тишка - ...,               гам мы - ...,              доги - ...,        такт - ..., пяди - ...,               пост - ...,                  киль -…,         тубы -..., битва- ....

3. Дифференциация звуков [ р] - [р'].  в словах.

Задание 4.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Ребята, тигр с тигрёнком знают каждый кустик, каждую травинку в своём лесу. Мы с тиграми сейчас вам будем Их называть, а вы, если услышите в названиях растений звук [р], показывайте деревянный кубик, а если услышите звук [р'], показывайте меховой шарик.

Роза, ромашка, резеда, росянка, роданте, репейник, резуха (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), агератум, астра, ве­реск, бессмертник, ветреница, горицвет, барвинок, вербена, го­рец, жирянка, амарант, гортензия, золотарник, ибериус, зверобой, кипрей, антирринум, виктория... гербера, армерия, арника, барбарис, орех грецкий, ирный корень, бархат амурский, нархатцы прямостоящие, вероника вергинская, рододендрон дарский, бразения Шребера.

2) Анализ и синтез слов.

Задание 5.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте названия растений, определите, На каком месте по счёту находится звук [р] или [р'], и положите синюю или зелёную букву р на соответствующую цифру на зву­ковой линейке.

Перец, подорожник, аспидистра, водосбор, чернокорень, иван-да-марья, (рудбекия) пурпуровая.




Ф и з к у л ь т м и н у т к а

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

• Говорит Терентий

Про торги да про покупки,

А Терентьиха -

Про крупу да про подкрупки.

• Курьера курьер обгоняет в карьер.

• Стаффордширский терьер ретив, а черношёрстный Ризеншнауцер резв.

б) Развитие мелкой моторики.

• «Пианист» (см. занятие 34, но движения необходимо повторить в определённой последовательности, например: правой рукой, двумя руками вместе, затем левой рукой и т. д.).

• «Пропеллер» (см. занятие 34, но работает левая рука).

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру «стоящего» прямоугольника (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

Задание 6.

Запись слов тремя цветами в два столбика.

Бархатцы, безвременник, маргаритка, кореопсис, доротеантус, кориандр, арктотис, грейпфрут.

4. Дифференциация звуков [р] - [р'] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Задание 7.

Даёт Катеринка картинки Каринке.

Картинки в корзинку бросает Каринка.

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз ско­ роговорку, которая записана на доске. Затем текст закрыва­ется. Дети по памяти записывают её в тетрадь тремя цве­тами. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

Занятие 36

Тема: ЗВУКИ [Л] - [Р] И БУКВЫ Л, Р

(III этап игры «Звёздный час»)

 Цель : учить детей различать звуки [л] - [р] изолированно,  в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) ана­лиза и синтеза предложения из 9-11 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях ко­торых есть звуки [р], [р'], слоговая таблица, игрушечные лайнер и тигр, таблица «Характеристика звуков», на каждого ребёнка -индивидуальные зеркала, звуковые линейки и карточки с сини­ми буквами л и р; мяч.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 193.