1. Дифференциация изолированных звуков [р] - [р'].
Па доске слоговая таблица.
В руках логопеда фигурки тигра и тигрёнка. I
Берегите тигров, детки!
Я же зверь ужасно редкий!
И, пожалуйста, меня
Берегитесь как огня!
Р - РА - РО - РУ - РЫ – РЭ
Эй, не стойте слишком близко,
Я тигрёнок, а не киска!
РЬ - РЯ - РЁ - РЮ - РИ - РЕ.
Сравнение звуков [р] - [p'] по таблице.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [р] - согласный, так как есть преграда - язык, бы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к буркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Спинка языка прогнута. Воздушная струя сильная, идёт в середине языка. Голосовые складки вибрируют. Звук [р] твёрдый, звонкий.
Звук [р'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Язык вмешается вперёд, переднесредняя часть спинки приподнимается вверх. Воздушная струя сильная, идёт по середине языка. Готовые складки вибрируют. Звук [р'] - мягкий, звонкий. Они оба согласные, звонкие.
Но звук [р] - твёрдый, а звук [р'] - мягкий, так как на звук [р'] язык более продвинут вперёд, спинка более поднята вверх и ощущается напряжённость артикуляционного аппарата.
Задание 2.
Детям раздаются таблички для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков, которые ими самостоятельно заполняются за ограниченный отрезок времени исходя из индивидуальных особенностей группы.
![]() | |||||
![]() | |||||
![]() | |||||
2. Дифференциация звуков [р] - [ p '] слогах.
1) Чтение слогов по слоговой таблице.
Разминка.
Логопед. Читаем слог самолёта-лайнера и сразу же слог маленького самолётика: ра - ря, ро - рё... А теперь наоборот: ря - ра...
Задание 3.
Для каждого участника игры готовится карточка с четырьмя парами слогов.
Логопед. Прочитайте эти слоги слева направо и cnpава налево правильно и как можно быстрее:
нра - пря бры - бри шру - шрю
зру - зрю фро - фрё про - прё
фры - фри грэ - гре кра - кря
мро - мрё хра - хря нры - при
врэ - вре бру - брю
тро - трё вро - врё
дра - дря шра - шря
хру - хрю трэ - тре
2) «Перевертыши».
Разминка с мячом
ра- ря, ро - ..., ру - ...
рё - ро, рэ - ..., ры - ...
ра, ря, ря, ра; ри, ры - ры, ри...
• «Волшебники».
Надо в данное слово на второе место поставить звук [р], [р'], так чтобы получилось новое слово.
Каска - краска, Дёма - дрёма, тюк - ..., ковать - ..., кошка - ..., тяпка - ..., топка - ..., пятки - ..., Тишка - ..., гам мы - ..., доги - ..., такт - ..., пяди - ..., пост - ..., киль -…, тубы -..., битва- ....
3. Дифференциация звуков [ р] - [р']. в словах.
Задание 4.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Ребята, тигр с тигрёнком знают каждый кустик, каждую травинку в своём лесу. Мы с тиграми сейчас вам будем Их называть, а вы, если услышите в названиях растений звук [р], показывайте деревянный кубик, а если услышите звук [р'], показывайте меховой шарик.
Роза, ромашка, резеда, росянка, роданте, репейник, резуха (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), агератум, астра, вереск, бессмертник, ветреница, горицвет, барвинок, вербена, горец, жирянка, амарант, гортензия, золотарник, ибериус, зверобой, кипрей, антирринум, виктория... гербера, армерия, арника, барбарис, орех грецкий, ирный корень, бархат амурский, нархатцы прямостоящие, вероника вергинская, рододендрон дарский, бразения Шребера.
2) Анализ и синтез слов.
Задание 5.
Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте названия растений, определите, На каком месте по счёту находится звук [р] или [р'], и положите синюю или зелёную букву р на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Перец, подорожник, аспидистра, водосбор, чернокорень, иван-да-марья, (рудбекия) пурпуровая.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
• Говорит Терентий
Про торги да про покупки,
А Терентьиха -
Про крупу да про подкрупки.
• Курьера курьер обгоняет в карьер.
• Стаффордширский терьер ретив, а черношёрстный Ризеншнауцер резв.
б) Развитие мелкой моторики.
• «Пианист» (см. занятие 34, но движения необходимо повторить в определённой последовательности, например: правой рукой, двумя руками вместе, затем левой рукой и т. д.).
• «Пропеллер» (см. занятие 34, но работает левая рука).
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру «стоящего» прямоугольника (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
Задание 6.
Запись слов тремя цветами в два столбика.
Бархатцы, безвременник, маргаритка, кореопсис, доротеантус, кориандр, арктотис, грейпфрут.
4. Дифференциация звуков [р] - [р'] в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Задание 7.
Даёт Катеринка картинки Каринке.
Картинки в корзинку бросает Каринка.
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз ско роговорку, которая записана на доске. Затем текст закрывается. Дети по памяти записывают её в тетрадь тремя цветами. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
Занятие 36
Тема: ЗВУКИ [Л] - [Р] И БУКВЫ Л, Р
(III этап игры «Звёздный час»)
Цель : учить детей различать звуки [л] - [р] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложения из 9-11 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [р], [р'], слоговая таблица, игрушечные лайнер и тигр, таблица «Характеристика звуков», на каждого ребёнка -индивидуальные зеркала, звуковые линейки и карточки с синими буквами л и р; мяч.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 250.