II . Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I . Дифференциация изолированных звуков [щ'] - [с'].

На доске слоговая таблица.

Логопед показывает картинку с изображением щётки.

Я - щётка, мягкая и нежная. Одежду чищу вашу бережно.

Веду хозяйство я отменно. Пожалуйте все в гости непременно.

Всех я щами вас из щавеля угощу.

Щ - ЩА - ЩО - ЩИ - ЩЕ - ЩУ.

В руках у логопеда пластилиновые фигурки двух сыночков- насосиков.

А для маленьких колесиков

Звал сыночков он насосиков

Они сделают, что ни проси.

СЬ - СЯ - СЁ - СЮ - СЕ - СИ.

Сравнение звуков [щ'] - [с'] по таблице.

Л о г о п е д. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [щ'] - согласный, так как есть преграда - язык Губы слегка округлены. Кончик широкого языка поднят вверх Дополнительно поднимается и средняя его часть, язык напряжен. Он принимает форму «чашечки». Воздушная струя дли тельная, тёплая, направлена вперед. Голосовые складки не рабо­тают, голоса нет. Звук [щ'] - мягкий, глухой.

Звук [с'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубы Средняя часть языка приподнимается вперёд вверх. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с'] мягкий, глухой.

2. Дифференциации звуков |щ'| - [с'] в слогах.

1) Чтение слогов по слоговой таблице.

Логопед. Читаем слог щётки и сразу же слог маленьких насосиков:

ща - ся, що - сё... А теперь наоборот: ся - ща...

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

 Прочитайте эти слоги слева направо и справа налево пра­вильно и как можно быстрее:

ща-ся                                          ась-ащ              сящ-щась

щё-сё                                          ось-ощ              сёщ-щёсь

щу-сю                                         усь-ущ              сющ-щусь

щи-си                                          ись-ищ              сищ-щись

ще - се                                       есь - ещ              сещ - щесь
2) Игры.

• «Перевертыши».

 Логопед. Поменяйте звук [щ'] на [с'] или [с'] на [щ'] и за­пишите как можно быстрее полученные слова:

сель - щель, лосины - лощины, гуси - гущи, весь - вещь, лезь [с'] - лещ, сидит - щадит.

• «Эхо» - игра с мячом:

освещать - освещение                         похищать –

вращать -                                             восхищать-

прощать –                                           вещать -

просвещать –                                      угощать -  

посвящать –                                        совещаться -

смущать -                                            возвращаться -

возмущаться -                                     прощаться -

3. Дифференциация звуков [щ'| - | c ' J в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Щётка и насосики приготовили для вас свои любимые слова. Если вы услышите в них звук [щ'], делай  «подметательное» движение, а если услышите звук [с'], изобразите, как накачивают шину насосики.

Щебетанье, семафор, сиреневый, щекотка, сеялка, щебетунья, щупальца (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, болтают ногами, сидя на стуле, и продолжают выполнять упражнение), топорище, велосипедный, заквасить, газоубежище, максимальный, бомбарди­ровщик, литейщик, отправился, нержавеющий, комиссионный, пломбировщик, вопиющий, карбоксильный, консилиум, обывательщина... письмоносец, газонокосильщик, щетинщик, серпо­вище, щитоносец, секущая, седалищный, семасиолог, семибоярщина, отщепился.

2) Анализ и синтез слов.

• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [щ'] или [с'], и положите буквы щ и с на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Доморощенный, открепились, взаимопомощь, двоякодыша­щий, сенокосилка, носильщик, ощетинился, семенохранилище, семидесятилетие, овощехранилище, сентиментальщина.


Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ ниями,

Почтовый ящик

Па скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

|Письма настоящие.

б)    Развитие мелкой моторики.

•   «Щелчки».

Правая рука: кончик указательного пальца щёлкает по боль­шому, затем кончик среднего пальца щёлкает по большому, потом кончик безымянного и, наконец, мизинца. После этого щелчки идут в направлении от мизинца к большому.

Точно такие же щелчки делаются левой рукой и двумя рука-|ми одновременно.

•   «Перетяжечки».

На парту кладётся линейка, как бы разделяя её на две части.

Двое играющих садятся по обе стороны от линейки, сцепив руки  над ней. Играющие сцепляются четырьмя прижатыми друг к другу пальцами (исключается большой палец). По сигналу каждый старается перетянуть соперника на свою сторону.

в)    Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру знака бесконечности (восьмёрки, лежащей на боку) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около пе­реносицы.

•   Запись слов тремя цветами под диктовку.

Трещотки, серпантин, секундант, зрелищный, землетрясе­ние, щиколотка, сенбернар, дрессировщик.

4. Дифференциация звуков [щ'| - [с'] в предложениях, текстах.

•   Анализ и синтез предложений, текста.

На доске записан текст и вопросы к нему. Дети читают текст, отвечают на вопросы развёрнутыми предложениями. Затем текст стирается с доски, а вопросы остаются. Уча­щиеся по памяти, с опорой на вопросы, пересказывают, а по­том записывают текст в тетрадь.

РЫБАЛКА

Дед Касьян, Вася и их товарищ Семен отправились удить рыбу. Дед Касьян поймал лещей и карасей. Лещи оказались большущими. Вася очищает лещей и карасей для ухи. Семён носит сухие ветки для костра, ищет щепки. Дед Касьян еще удит.

Подчеркнутое слово остаётся записанным на доске, так как в нём встречается ещё не отдифференцированная пара.

Bonросы:

- Кто отправился удить рыбу?

- Кого поймал дед Касьян?

- Какими оказались лещи?

- Что делает Вася?

- Что делает Семен?

- Что делает дед Касьян?

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

Занятие 41

Тема: ЗВУКИ |Ч'| - |Щ'| И БУКВЫ Ч, Щ

Цель: учить детей различать звуки [ч'], [щ'] изолирован­но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений, текста; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: 14 предметных картинок, в названиях которых встречаются звуки [щ'] и [с'], слоговые таблицы, изображения паровозика и щётки, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с зелёными буквами щ и ч,  мяч.


    Ход занятия


Дата: 2019-03-05, просмотров: 196.