II . Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [ц] - [т']

На доске слоговая таблица.

В руках у логопеда изображения цепи в форме буквы Ц и киски Тоши.

Буква Ц такая цаца!

Мастерица наряжаться,

Цепи ценные носить,

Как царица в них ходить!

Мало моднице такой

Целой цепи золотой!

Снизу, с правого конца,

Прицепила два кольца!

И. Лопухина

Ц-ЦО-ЦУ ЦЫ(ЦИ)Ц.

Мягко лапки ставит киска. Эта киска - пианистка.

Ть, тя , тю, ти, те, тё.

 (равнение звуков [ц] - [т'] по таблице.)

Логопед. Давай те охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [ц]?

Д е т и. Он состоит из двух простых звуков - [т] и [с].

Поэтому звук [ц] - сложный звук.

Звук [ц] - согласный, так как есть преграда язык. Губы улыбаются. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Передняя часть спинки вначале образует смычку-преграду с верхними зубами, а затем щель. Воздушная струя быстрая, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [ц] твёрдый, глухой.

Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.

Звук [т']- согласный, так как есть преграда воздуху - язык Кончик языка за нижними зубами. Передняя часть спинки плот но прижимается к верхним альвеолам, боковые края прижаты к верхним зубам. Средняя часть спинки языка дополнительно поднимается и напрягается. Воздушная струя быстро и с силой прорывается между языком и верхними альвеолами, но не сразу и не так резко, как при звуке [т].

Звук [т'] - мягкий, глухой.

Составляется табличка со сравнительными фонетическими  и артикуляционными характеристиками звуков, которая и записывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [ц] - [т'] в слогах.

1)    Чтение слогов по слоговой таблице:

Логопед. Читаем слог цепи и сразу же слог доброй То-ши:

ца -тя, цо-тё...

А теперь наоборот: тя - ца...

2)    Работа по карточкам.

Для каждого участника игры готовится карточка со сло­гами.

Логопед. Прочитайте эти слоги слева направо и справа налево правильно и как можно быстрее:

цать - тяц                                      сца - стя                                цтя

цоть - тёц                                      сцо - стё                                цтё

цуть - тюц                                     сцу - стю                               цтю

цить - тиц                                     сцы - сти                               цти

цеть - тец                                      сце - сте                                 цте

3)    Игра «Рифмы» с мячом.

На доске в беспорядке записаны слова.

Логопед. Давайте объединим в пары рифмующиеся слова. Я буду говорить одно из слов, записанных на доске, и бросать  мяч кому-то из вас, вы должны подобрать к нему слово в рифму, произнести его и вернуть мне мяч:

цыкать - тикать

Цыплята - тигрята

цепкий - терпкий

сцены-стены

медицина – Валентина

 цыплёнок -телёнок

царапка -тяпка

цени - тяни

 цок -тёк

3. Дифференциация звуков [ц] - [т'] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Л о го п е д. Цепь-модница и Тоша приготовили для вас свои любимые слова. Если вы услышите в них звук [ц], соедините большие и указательные пальцы обеих рук в виде цепи, а если услышите звук [т'], изобразите, как Гоша мягко ставит лапки.

Телеграф, цифровой, цокольный, тяжеловесный, цензура, типография, тюленёнок (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, болтают ногами, сидя на стуле, и продол­жают выполнять упражнение), церемония, цикада, тюрколо­гия, теплолюбивый, доброволец, газификация, возвышенность, выдвиженец, диапозитив, вспомогательный, дифференциаль­ный, доброжелатель... теоретик, теплица, отец, царедворец, цве­тение, темница, ситец, цокать, теплотехник, циркуляция, плать­ице, зацикленность, полотенце, целительница.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ ниями.

 Птицы клювы раскрывают, Птицы песни распевают:

«Рипи-тиц, типии-риц» -Репетиция у птиц.

Наши нежные цветки Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши алые цветки Закрывают лепестки.

Тихо засыпают, Головой качают.

б) Развитие мелкой моторики.

• «Встречные кольца» (см. занятие 38).

• «Тяни - толкай» (см. занятие 38, но сцепляются средние и безымянные пальцы).

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру восьмёрки на расстоянии вытянутой руки, на расстоя­нии локтя и около переносицы.

2) Анализ и синтез слов.

• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [ц] или [т'], и положите букву ц или т на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Гололедица, диалектика, водонепроницаемый, гальванопла­стика, активизировать, галлюцинация, безработица, акклимати­зация, вентилировать, восклицательный, ценительница, цели­тельность.

(Запись слов тремя цветами под диктовку.)

Цыплятина, цепкость, известь, целебность, тюбетейка, писа­тельница, цвести, серпантин, птенцы, птицы, специальность, восклицательный.

4. Дифференциация звуков [ц] - [ t ' ] в предложениях, тек­ стах.

• Анализ и синтез предложений, текста.

Па доске записан текст, порядок предложении в котором нарушен. Дети должны восстановить правильную последова­тельность предложений, прочитать текст целиком, после чего записать его в тетрадь (для сильной группы по памяти).

У курицы было десять цыплят, а у утки - пять утят. Цып­лята и утята вместе ходили гулять. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Купаются утята, а цыплята не умеют плавать. Тогда курица показала цыплятам, как можно купать­ся в пыли.

III . Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

Занятие 40

Тема: ЗВУКИ [Щ'| - [С'| И БУКВЫ Щ, С

Цель: учить детей различать звуки [щ'] - [с'] изолирован­но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обо­значать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений, текста; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: 14 предметных картинок, в названиях  которых встречаются звуки [ц] и [т'], слоговые таблицы, изо­бражения щётки и сыночков-насосиков, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с зелёными буквами щ и с; мяч.

Ход занятия

I . Организационный момент и повторение пройденного материала.

На доске 2 ряда по 7 картинок: В 1-м ряду картинки, в названиях которых встречается звук [ц], во 2-м - в названиях которых встречается звук [т'].

- По какому признаку сгруппированы картинки?

Робота идёт с каждым рядом по очереди.

Логопед. Ребята, сегодня мы с вами будем запоминать картинки необычным способом. Мы попробуем все картинки первого ряда связать в рассказ.

 Например, даны картинки: цапля, мельница, огурец, кузнец, солнце, цветы, полотенце. Возможно объединение при по­мощи следующих фраз: «Цапля на мельнице молола огурец, а куз­нец укрывал от солнца цветы полотенцем». Затем картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия картинок сле­ва направо и справа налево. После этого учащиеся составляют рассказ по второму ряду картинок, картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия картинок слева направо и справа налево.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.