1. Дифференциация изолированных звуков [ц] - [т']
На доске слоговая таблица.
В руках у логопеда изображения цепи в форме буквы Ц и киски Тоши.
Буква Ц такая цаца!
Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить,
Как царица в них ходить!
Мало моднице такой
Целой цепи золотой!
Снизу, с правого конца,
Прицепила два кольца!
И. Лопухина
Ц-ЦО-ЦУ ЦЫ(ЦИ)Ц.
Мягко лапки ставит киска. Эта киска - пианистка.
Ть, тя , тю, ти, те, тё.
(равнение звуков [ц] - [т'] по таблице.)
Логопед. Давай те охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Вспомните, пожалуйста, из каких звуков состоит звук [ц]?
Д е т и. Он состоит из двух простых звуков - [т] и [с].
Поэтому звук [ц] - сложный звук.
Звук [ц] - согласный, так как есть преграда язык. Губы улыбаются. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Передняя часть спинки вначале образует смычку-преграду с верхними зубами, а затем щель. Воздушная струя быстрая, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [ц] твёрдый, глухой.
Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.
Звук [т']- согласный, так как есть преграда воздуху - язык Кончик языка за нижними зубами. Передняя часть спинки плот но прижимается к верхним альвеолам, боковые края прижаты к верхним зубам. Средняя часть спинки языка дополнительно поднимается и напрягается. Воздушная струя быстро и с силой прорывается между языком и верхними альвеолами, но не сразу и не так резко, как при звуке [т].
Звук [т'] - мягкий, глухой.
Составляется табличка со сравнительными фонетическими и артикуляционными характеристиками звуков, которая и записывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [ц] - [т'] в слогах.
1) Чтение слогов по слоговой таблице:
Логопед. Читаем слог цепи и сразу же слог доброй То-ши:
ца -тя, цо-тё...
А теперь наоборот: тя - ца...
2) Работа по карточкам.
Для каждого участника игры готовится карточка со слогами.
Логопед. Прочитайте эти слоги слева направо и справа налево правильно и как можно быстрее:
цать - тяц сца - стя цтя
цоть - тёц сцо - стё цтё
цуть - тюц сцу - стю цтю
цить - тиц сцы - сти цти
цеть - тец сце - сте цте
3) Игра «Рифмы» с мячом.
На доске в беспорядке записаны слова.
Логопед. Давайте объединим в пары рифмующиеся слова. Я буду говорить одно из слов, записанных на доске, и бросать
мяч кому-то из вас, вы должны подобрать к нему слово в рифму, произнести его и вернуть мне мяч:
цыкать - тикать
Цыплята - тигрята
цепкий - терпкий
сцены-стены
медицина – Валентина
цыплёнок -телёнок
царапка -тяпка
цени - тяни
цок -тёк
3. Дифференциация звуков [ц] - [т'] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Л о го п е д. Цепь-модница и Тоша приготовили для вас свои любимые слова. Если вы услышите в них звук [ц], соедините большие и указательные пальцы обеих рук в виде цепи, а если услышите звук [т'], изобразите, как Гоша мягко ставит лапки.
Телеграф, цифровой, цокольный, тяжеловесный, цензура, типография, тюленёнок (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, болтают ногами, сидя на стуле, и продолжают выполнять упражнение), церемония, цикада, тюркология, теплолюбивый, доброволец, газификация, возвышенность, выдвиженец, диапозитив, вспомогательный, дифференциальный, доброжелатель... теоретик, теплица, отец, царедворец, цветение, темница, ситец, цокать, теплотехник, циркуляция, платьице, зацикленность, полотенце, целительница.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе ниями.
Птицы клювы раскрывают, Птицы песни распевают:
«Рипи-тиц, типии-риц» -Репетиция у птиц.
Наши нежные цветки Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
Наши алые цветки Закрывают лепестки.
Тихо засыпают, Головой качают.
б) Развитие мелкой моторики.
• «Встречные кольца» (см. занятие 38).
• «Тяни - толкай» (см. занятие 38, но сцепляются средние и безымянные пальцы).
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру восьмёрки на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
2) Анализ и синтез слов.
• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [ц] или [т'], и положите букву ц или т на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Гололедица, диалектика, водонепроницаемый, гальванопластика, активизировать, галлюцинация, безработица, акклиматизация, вентилировать, восклицательный, ценительница, целительность.
(Запись слов тремя цветами под диктовку.)
Цыплятина, цепкость, известь, целебность, тюбетейка, писательница, цвести, серпантин, птенцы, птицы, специальность, восклицательный.
4. Дифференциация звуков [ц] - [ t ' ] в предложениях, тек стах.
• Анализ и синтез предложений, текста.
Па доске записан текст, порядок предложении в котором нарушен. Дети должны восстановить правильную последовательность предложений, прочитать текст целиком, после чего записать его в тетрадь (для сильной группы по памяти).
У курицы было десять цыплят, а у утки - пять утят. Цыплята и утята вместе ходили гулять. Повела утка утят купаться. И цыплята за утятами. Купаются утята, а цыплята не умеют плавать. Тогда курица показала цыплятам, как можно купаться в пыли.
III . Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
Занятие 40
Тема: ЗВУКИ [Щ'| - [С'| И БУКВЫ Щ, С
Цель: учить детей различать звуки [щ'] - [с'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений, текста; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: 14 предметных картинок, в названиях которых встречаются звуки [ц] и [т'], слоговые таблицы, изображения щётки и сыночков-насосиков, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с зелёными буквами щ и с; мяч.
Ход занятия
I . Организационный момент и повторение пройденного материала.
На доске 2 ряда по 7 картинок: В 1-м ряду картинки, в названиях которых встречается звук [ц], во 2-м - в названиях которых встречается звук [т'].
- По какому признаку сгруппированы картинки?
Робота идёт с каждым рядом по очереди.
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами будем запоминать картинки необычным способом. Мы попробуем все картинки первого ряда связать в рассказ.
Например, даны картинки: цапля, мельница, огурец, кузнец, солнце, цветы, полотенце. Возможно объединение при помощи следующих фраз: «Цапля на мельнице молола огурец, а кузнец укрывал от солнца цветы полотенцем». Затем картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия картинок слева направо и справа налево. После этого учащиеся составляют рассказ по второму ряду картинок, картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия картинок слева направо и справа налево.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 269.