II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [л'] - [p'].

На доске слоговая таблица.

В руках у логопеда самолётик и тигрёнок.

Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме.

ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ.

Эй, не стойте слишком близко, Я тигрёнок, а не киска!

РЬ - РЯ - РЁ - РЮ - РИ - РЕ.

Сравнение звуков [л'] - [р'] по таблице.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и . Звук [л'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние  зубы, переднесредняя часть спинки поднимается вверх. Воз­душная струя слабая, тёплая, выходит по бокам языка. Звук [л'] - мягкий, звонкий.

Звук [р'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка ПОДНЯТ к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Язык смещается вперёд, переднесредняя часть спинки при­поднимается вверх. Воздушная струя сильная, идёт по сере­дине языка. Голосовые складки вибрируют. Звук [р'] - мяг­кий, звонкий.

Они оба согласные, звонкие, мягкие, так как ощущается Подъём передне-средней части спинки языка и напряжённость артикуляционного аппарата.

Но на звук [л'] кончик языка поднят вверх и упирается в зубы, воздух идёт с боков, а на звук [p'J кончик поднятого вверх языка дрожит и воздух идёт посередине.

Задани е 2.

Детям раздаются таблички для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков, которые ими само­стоятельно заполняются за ограниченный отрезок времени (исходя из индивидуальных особенностей группы).

ЗВУКИ

Гласный или согласный?

Твёрдый или мягкий?     

Звонкий или глухой?  

Губы

Язык

Воздушная струя

2. Дифференциация звуков [л'] - [p'] в слогах.

Разминка.

1) Чтение слогов по слоговой таблице:

Логопед. Читаем слог маленького самолётика и сразу же слог тигрёнка: ля - ря, лё- рё ... А теперь наоборот: ря - ля ...

Задание 3.

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

Логопед. А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево, следуя за моей указкой по цепочке:

зрё - зле                                                            лярь - ряль

бри - бли                                                           лёрь - рёль

гля - гря                                                            люрь - рюль

жре - жле                                                           лирь - риль

врю - влю                                                          лерь-рель

Разминка с мячом.

2) Игра «Перевертыши».

Надо менять звук [л'] на [р'], или [р'] на [л'] в слогах и словах.

ля -ря,             рё - лё...,      лю-...

ря, ля - ля, ря; ли, ри - ...

лейка - рейка,          рента - ...,       лепка - ...,       лечь --...,    рёва - ...,                   ва­лить - ...,     сорить - ...,              молить - ...,   палить - ...,               Карина - ...,    Алина- ....

3. Дифференциация звуков [л'] - [р'] в словах.

Задание 4.

• Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Ребята, тигрёнок и самолётик решили помочь  папам в их благородном труде по озеленению планеты. Они то­же решили посадить свои любимые растения, названия которых вы сейчас услышите. Если в этих словах, окажется звук [л'], изобразите кистями рук крылья самолётика, а если звук [р'] -раскрытую пасть тигрёнка.

Левзея, рябчик, любисток, репешок, лимонник, лиственница, рябина, липа (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрыва­ют глаза, широко открывают рот, высовывают язык, марши­руют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять уп­ражнение), осокорь, пырей, мятлик, цикорий, столетник, эшшольция, обриета, сальвия, кливия, переступень, секуринега,  повилика, сирень, чемерица, тюльпан, чабрец,солидаго, офрис, мальва лесная, фрезия гибридная, резуха альпийская, кипрей узколистный, лихнис халыкский, перелеска, валериана, горечавка перекрёстнолистная.

Задание 5.

• Анализ и синтез слов.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [л'] или [р'], и положите букву на соответствующую цифру на звуковой линейке.                                                                                                                          j

Мандарин, тысячелистник, центаурея, можжевельник, ольха клейкая, стальник полевой, шлемник байкаль, клюква четырёхлепестная, кальцеолярия гибридная.                                                                                                                     I

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

Терем, терем, теремок. Звери строили домок

-Ставенки резные,  Двери расписные.

Пришёл медведь, Принялся реветь:

- В теремок пустите, Двери отворите!

Выходили звери, Отворяли двери.

Смотрят на мишку:

- Велик ты слишком!

Теремок сломаешь, Зверей распугаешь!

Уходи, медведь! Перестань реветь.

б) Развитие мелкой моторики.

«Колечки».

Правая рука: кончик указательного пальца встаёт на кончик большого - получается колечко. Колечко размыкается. Затем кончик среднего пальца встаёт на кончик большого, затем встречаются кончики безымянного и большого, мизинца и большого. Потом колечки строятся в направлении от мизинца к большому.

Точно такие же колечки делаются левой рукой и двумя руками одновременно.

 «Пропеллер» (см. занятие 34, но работают две руки одновременно).

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру синусоиды слева направо и справа налево на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

Задание 6.

Запись слов тремя цветами в два столбика.

Клюква, трясунка, трифоль, смолевка, бересклет, хризантема, эвкалипт, трилистник, гелихризум.

4. Дифференциация звуков [л'] -[р'] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Задание 7.

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, которая записана на доске. Затем текст закрывается. Дети по памяти записывают её в тетрадь тремя цвета­ми, После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.

Приготовит Василиса для Бориса суп из риса, А Борис Василису угостит ирисом.

В грязи у Олега застрянет телега. Придётся Олегу чистить телегу.

III . Итог занятия.

- Какие звуки вы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

Следующие 6 занятий в роли логопеда выступают сами дети по очереди. Логопед предварительно готовит ребёнка к проведению занятия.

3 а и я т и е 38

Тема: ЗВУКИ [Ц| - [С] И БУКВЫ Ц,С

Ц е л ь: учить детей различать звуки [ц] - [с] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мирован, навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений, текста; расширять сеисомоторный репертуар.

Оборудование: 14 предметных картинок, в названиях которых встречается звуки [л' ] и [р'], слоговые таблицы, изо­бражения цепи и папы-насоса, таблица «Характеристика зву­ков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с си­ними буквами ц и с; мяч.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.