1. Дифференциация изолированных звуков [л'] - [p'].
На доске слоговая таблица.
В руках у логопеда самолётик и тигрёнок.
Самолёт построим сами, Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами, А потом вернёмся к маме.
ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ.
Эй, не стойте слишком близко, Я тигрёнок, а не киска!
РЬ - РЯ - РЁ - РЮ - РИ - РЕ.
Сравнение звуков [л'] - [р'] по таблице.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и . Звук [л'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние
зубы, переднесредняя часть спинки поднимается вверх. Воздушная струя слабая, тёплая, выходит по бокам языка. Звук [л'] - мягкий, звонкий.
Звук [р'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка ПОДНЯТ к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Язык смещается вперёд, переднесредняя часть спинки приподнимается вверх. Воздушная струя сильная, идёт по середине языка. Голосовые складки вибрируют. Звук [р'] - мягкий, звонкий.
Они оба согласные, звонкие, мягкие, так как ощущается Подъём передне-средней части спинки языка и напряжённость артикуляционного аппарата.
Но на звук [л'] кончик языка поднят вверх и упирается в зубы, воздух идёт с боков, а на звук [p'J кончик поднятого вверх языка дрожит и воздух идёт посередине.
Задани е 2.
Детям раздаются таблички для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков, которые ими самостоятельно заполняются за ограниченный отрезок времени (исходя из индивидуальных особенностей группы).
ЗВУКИ
Гласный или согласный?
Твёрдый или мягкий?
Звонкий или глухой?
Губы
Язык
Воздушная струя
2. Дифференциация звуков [л'] - [p'] в слогах.
Разминка.
1) Чтение слогов по слоговой таблице:
Логопед. Читаем слог маленького самолётика и сразу же слог тигрёнка: ля - ря, лё- рё ... А теперь наоборот: ря - ля ...
Задание 3.
На доску вывешивается вторая слоговая таблица.
Логопед. А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево, следуя за моей указкой по цепочке:
зрё - зле лярь - ряль
бри - бли лёрь - рёль
гля - гря люрь - рюль
жре - жле лирь - риль
врю - влю лерь-рель
Разминка с мячом.
2) Игра «Перевертыши».
Надо менять звук [л'] на [р'], или [р'] на [л'] в слогах и словах.
ля -ря, рё - лё..., лю-...
ря, ля - ля, ря; ли, ри - ...
лейка - рейка, рента - ..., лепка - ..., лечь --..., рёва - ..., валить - ..., сорить - ..., молить - ..., палить - ..., Карина - ..., Алина- ....
3. Дифференциация звуков [л'] - [р'] в словах.
Задание 4.
• Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Ребята, тигрёнок и самолётик решили помочь папам в их благородном труде по озеленению планеты. Они тоже решили посадить свои любимые растения, названия которых вы сейчас услышите. Если в этих словах, окажется звук [л'], изобразите кистями рук крылья самолётика, а если звук [р'] -раскрытую пасть тигрёнка.
Левзея, рябчик, любисток, репешок, лимонник, лиственница, рябина, липа (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, высовывают язык, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), осокорь, пырей, мятлик, цикорий, столетник, эшшольция, обриета, сальвия, кливия, переступень, секуринега,
повилика, сирень, чемерица, тюльпан, чабрец,солидаго, офрис, мальва лесная, фрезия гибридная, резуха альпийская, кипрей узколистный, лихнис халыкский, перелеска, валериана, горечавка перекрёстнолистная.
Задание 5.
• Анализ и синтез слов.
Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [л'] или [р'], и положите букву на соответствующую цифру на звуковой линейке. j
Мандарин, тысячелистник, центаурея, можжевельник, ольха клейкая, стальник полевой, шлемник байкаль, клюква четырёхлепестная, кальцеолярия гибридная. I
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Терем, терем, теремок. Звери строили домок
-Ставенки резные, Двери расписные.
Пришёл медведь, Принялся реветь:
- В теремок пустите, Двери отворите!
Выходили звери, Отворяли двери.
Смотрят на мишку:
- Велик ты слишком!
Теремок сломаешь, Зверей распугаешь!
Уходи, медведь! Перестань реветь.
б) Развитие мелкой моторики.
• «Колечки».
Правая рука: кончик указательного пальца встаёт на кончик большого - получается колечко. Колечко размыкается. Затем кончик среднего пальца встаёт на кончик большого, затем встречаются кончики безымянного и большого, мизинца и большого. Потом колечки строятся в направлении от мизинца к большому.
Точно такие же колечки делаются левой рукой и двумя руками одновременно.
«Пропеллер» (см. занятие 34, но работают две руки одновременно).
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру синусоиды слева направо и справа налево на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
Задание 6.
Запись слов тремя цветами в два столбика.
Клюква, трясунка, трифоль, смолевка, бересклет, хризантема, эвкалипт, трилистник, гелихризум.
4. Дифференциация звуков [л'] -[р'] в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Задание 7.
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, которая записана на доске. Затем текст закрывается. Дети по памяти записывают её в тетрадь тремя цветами, После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.
Приготовит Василиса для Бориса суп из риса, А Борис Василису угостит ирисом.
В грязи у Олега застрянет телега. Придётся Олегу чистить телегу.
III . Итог занятия.
- Какие звуки вы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
Следующие 6 занятий в роли логопеда выступают сами дети по очереди. Логопед предварительно готовит ребёнка к проведению занятия.
3 а и я т и е 38
Тема: ЗВУКИ [Ц| - [С] И БУКВЫ Ц,С
Ц е л ь: учить детей различать звуки [ц] - [с] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формирован, навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений, текста; расширять сеисомоторный репертуар.
Оборудование: 14 предметных картинок, в названиях которых встречается звуки [л' ] и [р'], слоговые таблицы, изображения цепи и папы-насоса, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с синими буквами ц и с; мяч.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 270.