II . Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [ц] - [с].

На доске слоговая таблица.

В руках у логопеда пластилиновая фигурка папы-насоса и изо­ бражение цепи в форме буквы Ц.

Буква Ц

 Такая цаца! Мастерица наряжаться,

Цепи ценные носить, Как царица в них ходить!

Мало моднице такой Целой цепи золотой!

Снизу, с правого конца, Прицепила два кольца!

И. Лопухина

Ц- ЦО - ЦУ - ЦЫ (ЦИ) - ЦЕ - ЦА

Жил-был насос, жил-был насос.

Любил смеяться он до слёз.

Любил качать он колесо.

 С - СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.

Сравнение звуков [ц] - [с] по таблице.

Л о г о п е д. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [с] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в перед­ние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направ­ленная вниз, выходи! по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] - твёрдый, глухой.

Звук [ц] сложный звук. Он состоит из двух простых зву­ков [т] и [с]

Звук [ц] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка упирается в нижние передние зу­бы. Передняя часть спинки вначале образует смычку-преграду с верхними зубами, а затем щель. Воздушная струя быстрая, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [ц] твёр­дый, глухой.

Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.

Составляется табличка со сравнительными фонетически­ми и артикуляционными характеристиками звуков, которая и записывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.

 

2. Дифференциация звуков [ц] - [с] в слогах.

1) Чтение слогов по слоговой таблице.

Л о го пед. Читаем слог цепи и сразу же слог насоса: ца -са, цо -со...

А теперь наоборот: са - ца...

Па доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь чигаем слоги на этой таблице слева направо и спра­ва налево:

аца—аса                      цае-сац                  ело - цло                  сца

ацо асо                     цос - соц                слы-цлы                   сцо

ацу—асу                     цус-суц                  слу-цлу                    сцу

ацы—асы                    цис-сыц                 слэ-цлэ                     сцы

аце - асэ                       цес - сэц                 ела - цла                   сце

2) Игра «Рифмы» с мячом.

На доске в беспорядке записаны слова.

Логопед. Давайте объединим в пары рифмующиеся слова. Я буду говорить одно из слов, записанных на доске, и кидать мяч кому-то из вас, вы должны подобрать к нему слово в рифму, произнести его и вернуть мне мяч:

свет- цвет       овца - оса       цапля -сабля цып-цып - сыпь-сыпь кольцо - колесо           пыльца - полоса               цокал - сокол

3. Дифференциация звуков [ц] - [с]  в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Цепь-модница и насос приготовили для вас свои любимые слова. Если вы услышите в них звук [ц], соедините большие и указательные пальцы обеих рук в виде цепи, а если услышите звук [с], изобразите, как качают насосом.

Царапина, сольфеджио, цыплята, сомнение, славяне, цыгане, циркуль (дальше идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаз a , болтают ногами, сидя на стуле, и продолжают выпол­нять упражнение), сновидение, центрифуга, слиток, скорпион, цилиндр, гравитация, голубцы, аплодисменты, обескураженный, бряцание, перестраховка, поленница, водостойкий, канцеля­рия, славословие, царица, солнцепёк, сострадание, концентра­ция, санкция, соприкосновение, концертмейстер, сцепление, песцовый.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

На Садовом на кольце Буква С и буква Ц

У прохожих на виду Заигрались в чехарду.

- Эй, баран, подай овса! -

Просит белая ... (овца).

Я не притронусь к сену,

Ему я знаю ... (цену).

Видала я лису, ей рыжий цвет к ... (лицу).

Окрась меня, мой свет,

В такой же рыжий ... (цвет).

б) Развитие мелкой моторики.
«Встречные кольца».

Правая рука: кончик указательного пальца встаёт на кончик большого - получается кольцо.

Левая рука: одновременно кончик мизинца встаёт на кончик большого - образуется встречное кольцо.

Колечки размыкаются.

Затем правая рука: кончик среднего пальца встаёт на кончик большого; левая рука: кончик безымянного пальца встаёт на кон­чик большого - образуется встречное кольцо. (Движения со­ вершаются одновременно.)

Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого. (Движения производятся одновременно.)

Для правой руки колечко строят мизинец и большой пальцы, для левой указательный и большой. (Движения происходят одновременно.)

Затем кольца двигаются в противоположном направлении.

• «Тяни-толкай».

Пальцы рук опущены вниз, на парту. Тыльные стороны ла­доней соединены. Указательные и средние пальцы скрещивают­ся с теми же пальцами другой руки, кончики их сцепляются. Сцепленные пальцы попеременно двигаются: ходят вперёд-назад по парте.

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру синусоиды сверху вниз и снизу вверх на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

2) Анализ и синтез слов.

• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [ц] или [с], и положите букву ц или с на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Конкурсант, дореволюционный, длинношёрстный, домовла­делец, добросовестный, денационализация, дистанция, отцов­ский, демонстрация, воспитанница, бессмыслица.

• Запись слов тремя цветами под диктовку.

Сахарница, песцы, спутница, сцена, скворцы, повстанец, со­ревноваться.

4. Дифференциация звуков |ц| - [с| в предложениях, текстах.

• Анализ и синтез предложений, текста.

Сначала логопед знакомит детей с текстом, затем диктует его, а учащиеся записывают рассказ в тетрадь, зашифро­вывая: дети вычерчивают схемы предложении, надписывая над соответствующими словами транскрипции звуков [ц] и [с] си ним цветом. После завершения работы дети пересказывают текст, опираясь на шифровку.

Ниже даны два варианта текстов различной сложности на выбор.

САД

Это сад. В саду много цветов. Цветут настурции и цикламе­ны. Распускаются ([ца]) флоксы и астры. Стае целый день про­води! в саду. Он сам ухаживает за цветником, высаживает и по­ливает цветы. У Стаса прекрасный сад.

КОНЦЕРТ

В пятницу во Дворце культуры проходил концерт. На сцене выступали танцоры - азербайджанцы и литовцы, певцы - укра­инцы и белорусы. Цирковые номера показывали эстонцы и ки­тайцы. В центре внимания было выступление белорусского во­кально-инструментального ансамбля «Верасы». Под конец кон­церта выступал цыганский хор со старинными романсами. Кон­церт был завершён аплодисментами и овациями.


III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

 

Занятие  39

Тема: ЗВУКИ [Ц| - [Т'| И БУКВЫ Ц, Т

Цель: учить детей различать звуки [ц] - [т'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполу тарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквен-ного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) ана­лиза и синтеза предложений, текста; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: 14 предметных картинок, в названиях которых встречаются звуки [ц] и [с], слоговые таблицы, изобра­жения цепи и киски, таблица «Характеристика звуков», мяч; на каждого ребёнка - карточки со слогами, звуковые линейки и карточки с синими буквами ц и зелёными буквами т.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.