1. Дифференциация изолированных звуков [ц] - [с].
На доске слоговая таблица.
В руках у логопеда пластилиновая фигурка папы-насоса и изо бражение цепи в форме буквы Ц.
Буква Ц
Такая цаца! Мастерица наряжаться,
Цепи ценные носить, Как царица в них ходить!
Мало моднице такой Целой цепи золотой!
Снизу, с правого конца, Прицепила два кольца!
И. Лопухина
Ц- ЦО - ЦУ - ЦЫ (ЦИ) - ЦЕ - ЦА
Жил-был насос, жил-был насос.
Любил смеяться он до слёз.
Любил качать он колесо.
С - СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.
Сравнение звуков [ц] - [с] по таблице.
Л о г о п е д. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [с] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходи! по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] - твёрдый, глухой.
Звук [ц] сложный звук. Он состоит из двух простых звуков [т] и [с]
Звук [ц] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Передняя часть спинки вначале образует смычку-преграду с верхними зубами, а затем щель. Воздушная струя быстрая, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [ц] твёрдый, глухой.
Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.
Составляется табличка со сравнительными фонетическими и артикуляционными характеристиками звуков, которая и записывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [ц] - [с] в слогах.
1) Чтение слогов по слоговой таблице.
Л о го пед. Читаем слог цепи и сразу же слог насоса: ца -са, цо -со...
А теперь наоборот: са - ца...
Па доску вывешивается вторая слоговая таблица.
А теперь чигаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево:
аца—аса цае-сац ело - цло сца
ацо асо цос - соц слы-цлы сцо
ацу—асу цус-суц слу-цлу сцу
ацы—асы цис-сыц слэ-цлэ сцы
аце - асэ цес - сэц ела - цла сце
2) Игра «Рифмы» с мячом.
На доске в беспорядке записаны слова.
Логопед. Давайте объединим в пары рифмующиеся слова. Я буду говорить одно из слов, записанных на доске, и кидать мяч кому-то из вас, вы должны подобрать к нему слово в рифму, произнести его и вернуть мне мяч:
свет- цвет овца - оса цапля -сабля цып-цып - сыпь-сыпь кольцо - колесо пыльца - полоса цокал - сокол
3. Дифференциация звуков [ц] - [с] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Цепь-модница и насос приготовили для вас свои любимые слова. Если вы услышите в них звук [ц], соедините большие и указательные пальцы обеих рук в виде цепи, а если услышите звук [с], изобразите, как качают насосом.
Царапина, сольфеджио, цыплята, сомнение, славяне, цыгане, циркуль (дальше идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаз a , болтают ногами, сидя на стуле, и продолжают выполнять упражнение), сновидение, центрифуга, слиток, скорпион, цилиндр, гравитация, голубцы, аплодисменты, обескураженный, бряцание, перестраховка, поленница, водостойкий, канцелярия, славословие, царица, солнцепёк, сострадание, концентрация, санкция, соприкосновение, концертмейстер, сцепление, песцовый.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
На Садовом на кольце Буква С и буква Ц
У прохожих на виду Заигрались в чехарду.
- Эй, баран, подай овса! -
Просит белая ... (овца).
Я не притронусь к сену,
Ему я знаю ... (цену).
Видала я лису, ей рыжий цвет к ... (лицу).
Окрась меня, мой свет,
В такой же рыжий ... (цвет).
б) Развитие мелкой моторики.
• «Встречные кольца».
Правая рука: кончик указательного пальца встаёт на кончик большого - получается кольцо.
Левая рука: одновременно кончик мизинца встаёт на кончик большого - образуется встречное кольцо.
Колечки размыкаются.
Затем правая рука: кончик среднего пальца встаёт на кончик большого; левая рука: кончик безымянного пальца встаёт на кончик большого - образуется встречное кольцо. (Движения со вершаются одновременно.)
Новое колечко для правой руки строят кончики безымянного и большого пальцев, для левой - кончики среднего и большого. (Движения производятся одновременно.)
Для правой руки колечко строят мизинец и большой пальцы, для левой указательный и большой. (Движения происходят одновременно.)
Затем кольца двигаются в противоположном направлении.
• «Тяни-толкай».
Пальцы рук опущены вниз, на парту. Тыльные стороны ладоней соединены. Указательные и средние пальцы скрещиваются с теми же пальцами другой руки, кончики их сцепляются. Сцепленные пальцы попеременно двигаются: ходят вперёд-назад по парте.
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру синусоиды сверху вниз и снизу вверх на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
2) Анализ и синтез слов.
• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [ц] или [с], и положите букву ц или с на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Конкурсант, дореволюционный, длинношёрстный, домовладелец, добросовестный, денационализация, дистанция, отцовский, демонстрация, воспитанница, бессмыслица.
• Запись слов тремя цветами под диктовку.
Сахарница, песцы, спутница, сцена, скворцы, повстанец, соревноваться.
4. Дифференциация звуков |ц| - [с| в предложениях, текстах.
• Анализ и синтез предложений, текста.
Сначала логопед знакомит детей с текстом, затем диктует его, а учащиеся записывают рассказ в тетрадь, зашифровывая: дети вычерчивают схемы предложении, надписывая над соответствующими словами транскрипции звуков [ц] и [с] си ним цветом. После завершения работы дети пересказывают текст, опираясь на шифровку.
Ниже даны два варианта текстов различной сложности на выбор.
САД
Это сад. В саду много цветов. Цветут настурции и цикламены. Распускаются ([ца]) флоксы и астры. Стае целый день проводи! в саду. Он сам ухаживает за цветником, высаживает и поливает цветы. У Стаса прекрасный сад.
КОНЦЕРТ
В пятницу во Дворце культуры проходил концерт. На сцене выступали танцоры - азербайджанцы и литовцы, певцы - украинцы и белорусы. Цирковые номера показывали эстонцы и китайцы. В центре внимания было выступление белорусского вокально-инструментального ансамбля «Верасы». Под конец концерта выступал цыганский хор со старинными романсами. Концерт был завершён аплодисментами и овациями.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
Занятие 39
Тема: ЗВУКИ [Ц| - [Т'| И БУКВЫ Ц, Т
Цель: учить детей различать звуки [ц] - [т'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполу тарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквен-ного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений, текста; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: 14 предметных картинок, в названиях которых встречаются звуки [ц] и [с], слоговые таблицы, изображения цепи и киски, таблица «Характеристика звуков», мяч; на каждого ребёнка - карточки со слогами, звуковые линейки и карточки с синими буквами ц и зелёными буквами т.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 260.