1. Дифференциация изолированных звуков [л] - [р].
На доске слоговая таблица.
В руках у логопеда лайнер и тигр.
Лайнер серебристый В вышине промчался.
Только след пушистый В воздухе остался.
Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ.
Берегите тигров, детки!
Я же зверь ужасно редкий!
И, пожалуйста, меня
Берегитесь как огня!
Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. I
Сравнение звуков [л] - [р] по таблице.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [л] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зубы. Спинка языка прогнута. Воздушная струя слабая, тёплая, выходит по бокам языка. Звук [л] - твёрдый, звонкий.
Звук [р] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Спинка языка прогнута. Воздушная струя сильная, идёт посередине языка. Голосовые складки вибрируют. Звук [р] - твёрдый, звонкий.
Они оба согласные, звонкие, твёрдые. Но на звук [л] кончик языка поднят вверх и упирается в зубы, воздух идёт с боков, а на тук [р] кончик поднятого вверх языка дрожит и воздух идёт посредине.
Задание 2.
Детям раздаются таблички для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков, которые ими самостоятельно заполняются за ограниченный отрезок времени исходя из индивидуальных особенностей группы.
2. Дифференциация звуков [л] - [р] в слогах.
1) Чтение слогов по слоговой таблице:
Р а з м инка.
Логопед. Читаем слог самолёта-лайнера и сразу же слог тигра:
ла ра, л о - ро...
- А теперь наоборот: ра - ла...
Задание 3.
На доску вывешивается вторая слоговая таблица.
Логопед. А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево, следуя за моей указкой по цепочке:
зло - зро лар - рал
бры - блы лор - рол
глу - гру лур - рул
жлэ - жрэ лыр - рыл
вра - вла лэр - рэл
Разминка с мячом.
2) «Перевертыши».
Надо менять звук [л] на [р], или [р] на [л] в слогах и словах.
ла - ра, ро - ло, лу - ...
ла, ра - ра, ла; ры, лы - ...
лак - рак, рад - лад, лама - ..., рука - ..., лозы - ...,
ложки - ..., ров - ..., укор - ..., стал - ..., катар-..., жалко-…, полка - ..., игра- ..., брошки - ...
3. Дифференциация звуков [л] - [ p ] в словах.
Задание 4.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Ребята, вы помните, что тигр очень любит растения. У него есть мечта: чтобы вся Земля была в зелени и цветax. И попросил он своего друга самолёта-лайнера ему в этом помочь. Тигр и лайнер отправились в кругосветное путешествие, а по пути разбрасывали семена своих любимых растений, а каких, вы сейчас услышите. Если в их названиях встретится звук [л], изобразите руками крылья самолёта, а если звук [р] раскрытую пасть тигра.
Ландыш, рогоз, лотос, лантана, ракита, раковые шейки, лук (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, или рот открывают рот, высовывают язык, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), нарцисс, фиалка, сандал, подорожник, шалфей, шпорник, орхидея, целозия, толокнянка, нигелла, первоцвет, настурция, хохлатка, термопсис, ятрышник, сцилла, шелковица, урсиния... просвирник, лаватера, наперстянка красная, солодка гладкая, вороний глаз, золотарник, пустырник сердечный, чернотал, аир болотный, фиалка узамбарская, традесканция виргинская, крушина ломкая, лавр, портулак крупноцветковый, родиола розовая.
Задание 5.
2) Анализ и синтез слов.
Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [л] или [р], и положите букву л или р на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Саксаул, хиппеаструм, подсолнечник, сансевьера, чистотел, топинамбур, черногорка, гладиолус, чертополох, наперстянка крупноцветная, дикламен персидский, эфедра двуколосковая, рододендрон золотистый, желтушник Маршалла.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
• Бежит боровок, белорыл, белоног, Разрыл весь дворок.
• Прокл разбил у Фрола Флакон с хлором,
А Фрол разбил у Прокла Пробирку с бромом.
б) Развитие мелкой моторики.
• «Пианист» (см. занятие 34, но движения реципрокные: правая рука начинает «играть» с большого пальца, а левая – с мизинца, и наоборот. Движения начинаются одновременно).
• «Пропеллер» (см. занятие 34, но работают две руки одновременно).
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру «лежащего» прямоугольника (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
Задание 6.
Запись слов тремя цветами в два столбика. Монстера, хлопчатник, краснотал, никандра, филодендрон, гайлардия, флокс, астрагал, эстрагон, кларкия, пеларгония.
4. Дифференциация звуков [л] - [р] в предложениях.
Анализ и синтез предложений.
Задание 7.
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, которая записана на доске. Затем текст закрывается. Дети по памяти записывают её в тетрадь тремя цветами. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии? Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
Занятие 37
Тема: ЗВУКИ [Л'] - [Р'] И БУКВЫ Л, Р
(IV этап игры «Звёздный час»)
Цель: учить детей различать звуки [л' ] - [р' ] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формирован, навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложения из 10-12 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [л], [р], слоговая таблица, игрушечные фигурки самолётика и тигрёнка, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - зеркала, звуковые линейки и карточки с зелёными буквами л и р; мяч.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.