II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [л] - [р].

На доске слоговая таблица.

В руках у логопеда лайнер и тигр.

Лайнер серебристый В вышине промчался.

Только след пушистый В воздухе остался.

Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ.

Берегите тигров, детки!

Я же зверь ужасно редкий!

И, пожалуйста, меня

Берегитесь как огня!

Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ.                                                                                                                                  I

Сравнение звуков [л] - [р] по таблице.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [л] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Кончик языка упирается в верхние зу­бы. Спинка языка прогнута. Воздушная струя слабая, тёплая, выходит по бокам языка. Звук [л] - твёрдый, звонкий.

Звук [р] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы слегка улыбаются. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и дрожит под напором воздушной струи. Спинка языка прогнута. Воздушная струя сильная, идёт посере­дине языка. Голосовые складки вибрируют. Звук [р] - твёрдый, звонкий.

Они оба согласные, звонкие, твёрдые. Но на звук [л] кончик языка поднят вверх и упирается в зубы, воздух идёт с боков, а на тук [р] кончик поднятого вверх языка дрожит и воздух идёт по­средине.

Задание 2.

Детям раздаются таблички для сравнения фонетических и артикуляционных характеристик звуков, которые ими само­стоятельно заполняются за ограниченный отрезок времени исходя из индивидуальных особенностей группы.

2. Дифференциация звуков [л] - [р] в слогах.

1) Чтение слогов по слоговой таблице:

Р а з м инка.

Логопед. Читаем слог самолёта-лайнера и сразу же слог тигра:

ла ра,   л о - ро...

- А теперь наоборот: ра - ла...

Задание 3.

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

Логопед. А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево, следуя за моей указкой по цепочке:

зло - зро              лар - рал                           

бры - блы            лор - рол                           

глу - гру              лур - рул

жлэ - жрэ             лыр - рыл

вра - вла              лэр - рэл

Разминка с  мячом.

2) «Перевертыши».

Надо менять звук [л] на [р], или [р] на [л] в слогах и словах.    

ла - ра,             ро - ло,           лу - ...

ла, ра - ра, ла; ры, лы - ...

лак - рак,         рад - лад,       лама - ...,       рука - ..., лозы - ...,

ложки - ...,       ров - ...,         укор - ...,       стал - ..., катар-..., жалко-…,           полка - ..., игра- ...,              брошки - ...

3. Дифференциация звуков [л] - [ p ] в словах.

Задание 4.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Ребята, вы помните, что тигр очень любит растения. У него есть мечта: чтобы вся Земля была в зелени и цветax. И попросил он своего друга самолёта-лайнера ему в этом помочь. Тигр и лайнер отправились в кругосветное путешествие, а по пути разбрасывали семена своих любимых растений, а каких, вы сейчас услышите. Если в их названиях встретится звук [л], изобразите руками крылья самолёта, а если звук [р] раскрытую пасть тигра.

Ландыш, рогоз, лотос, лантана, ракита, раковые шейки, лук (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, или рот открывают рот, высовывают язык, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), нар­цисс, фиалка, сандал, подорожник, шалфей, шпорник, орхидея, целозия, толокнянка, нигелла, первоцвет, настурция, хохлатка, термопсис, ятрышник, сцилла, шелковица, урсиния... просвир­ник, лаватера, наперстянка красная, солодка гладкая, вороний глаз, золотарник, пустырник сердечный, чернотал, аир болот­ный, фиалка узамбарская, традесканция виргинская, крушина ломкая, лавр, портулак крупноцветковый, родиола розовая.

Задание 5.

2) Анализ и синтез слов.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [л] или [р], и положите букву л или р на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Саксаул, хиппеаструм, подсолнечник, сансевьера, чистотел, топинамбур, черногорка, гладиолус, чертополох, наперстянка крупноцветная, дикламен персидский, эфедра двуколосковая, рододендрон золотистый, желтушник Маршалла.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

• Бежит боровок, белорыл, белоног, Разрыл весь дворок.

• Прокл разбил у Фрола Флакон с хлором,

А Фрол разбил у Прокла Пробирку с бромом.

б) Развитие мелкой моторики.

• «Пианист» (см. занятие 34, но движения реципрокные: правая рука начинает «играть» с большого пальца, а левая – с мизинца, и наоборот. Движения начинаются одновременно).

• «Пропеллер» (см. занятие 34, но работают две руки од­новременно).

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру «лежащего» прямоугольника (по и против часовой стрел­ки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

Задание 6.

Запись слов тремя цветами в два столбика. Монстера, хлопчатник, краснотал, никандра, филодендрон, гайлардия, флокс, астрагал, эстрагон, кларкия, пеларгония.

4. Дифференциация звуков [л] - [р] в предложениях.

Анализ и синтез предложений.

Задание 7.

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, которая записана на доске. Затем текст закрывается. Дети по памяти записывают её в тетрадь тремя цветами. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии? Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

 

Занятие 37

Тема: ЗВУКИ [Л'] - [Р'] И БУКВЫ Л, Р

(IV этап игры «Звёздный час»)

Цель: учить детей различать звуки [л' ] - [р' ] изолирован­но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обо­значать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мирован, навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) ана­лиза и синтеза предложения из 10-12 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях ко­торых есть звуки [л], [р], слоговая таблица, игрушечные фигур­ки самолётика и тигрёнка, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - зеркала, звуковые линейки и карточки с зелёными буквами л и р; мяч.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 211.