I . Организационный момент и повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Па доске 2 ряда по 7 картинок: В 1-м ряду картинки, в на­ званиях которых встречается звук [ч'], во 2-м - в названиях которых встречается звук [щ'].

- По какому признаку сгруппированы картинки?

Работа идёт с каждым рядом по очереди. Дети запомина­ют картинки, не называя их, но, мысленно ощупывая. Затем картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия кар­тинок слева направо и справа налево.

II . Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [ч'] - [т'].

На доске слоговая таблица.

Логопед показывает картинки с изображением паровозика и киски Тоши.

Поезд мчится, и пыхтит,

И колёсами стучит:

- Я лечу, лечу, лечу!

С ветерком вас прокачу!

Ч - ЧА - 40 (ЧЁ) - ЧИ - ЧЕ - ЧУ.

Мягко лапки ставит киска.

Эта киска - пианистка.

ТЬ - ТЯ - ТЕ - ТЮ - ТИ - ТЕ.

Сравнение звуков [ч'] - [т'] по таблице.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [ч'] - сложный звук. Он состоит из двух про­стых звуков - [т'] и [щ'].

Звук [ч'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Он вначале образует смычку-преграду с передней частью твёрдого нёба, а затем щель. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя тёплая, быстрая, толчкообразная. Звук [ч'] - мягкий, глухой.

Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.

Звук [т'] - согласный, так как есть преграда воздуху - язык. Кончик языка за нижними зубами. Передняя часть спинки плот­но прижимается к верхним альвеолам, боковые края прижаты к верхним зубам. Средняя часть спинки языка дополнительно поднимается и напрягается. Воздушная струя быстро и с силой прорывается между языком и верхними альвеолами, но не так резко, как при звуке [т]. Звук [т'] - мягкий, глухой.

Составляется табличка со сравнительными фонетически ми и артикуляционными характеристиками звуков, которая и записывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [ч'] - [т'] в слогах.

1)   Чтение слогов по слоговой таблице.

Логопед. Читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево правильно и как можно быстрее:

ча-тя               ач-ать             чач-тять         чать -тяч

чо -те                       яч-ять           оч -тёть            чоть- тёч

3. Дифференциация звуков [ч'] - [т'] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Поезд и Тоша приготовили для вас свои любимые слова. Если вы услышите в них звук [ч'], делайте круговые движения сжатыми в кулак руками, изображая движение поезда, а если услышимте звук [т'], изобразите, как Тоша мягко ставит лапки.

Телескоп, чудный, тесёмка, тюфяк, чаепитие, тюбетейка, черпак (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, высовывают язык, болтают ногами, сидя hoi стуле, и продолжают выполнять упражнение),  тяжкий, чёлн, изречение, измельчённый, обы­ватель, льстивый, упорядоченный, громкоговоритель, горнора­бочий, житейский, рутинный, запальчивый, гигроскопический, изобличать, беззастенчивый, чеканочный, текстильный, оконча­тельно, телеграфировать, идентичный, чаеразвесочный, жизнедеятельность, теоретический, чистить, человечность, террори­стический.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

Инсценировка песенки по ролям.

ПЕРЧАТКИ

- Потеряли котятки                         - Потеряли перчатки?

На дороге перчатки                           Вот дурные котятки!

И в слезах прибежали домой:          Я вам нынче не дам пирога.

Мама, мама, прости,                         Мяу-мяу, не дам,

Мы не можем найти,                         Мяу-мяу, не дам,

Мы не можем найти Перчатки!        Я вам нынче не дам пирога!

 

Побежали котятки,                           - Отыскали перчатки?

Отыскали перчатки                           Вот спасибо, котятки!

И, смеясь, прибежали домой:           Я за это вам дам пирога.

 - Мама, мама, не злись,                   Мур-мур-мур, пирога,

Потому что нашлись,                                 Мур-мур-мур, пирога,

Потому что нашлись перчатки!       Я за это вам дам пирога!

 

 (Пер. С. Маршака.)

б) Развитие мелкой моторики.

• «Встречные щелчки» (см. занятие 41).

«Перетяжечки» (см. занятие 40, но играющие сцепляются двумя прижатыми друг к другу пальцами: сначала указатель­ным и средним, затем средним и безымянным, затем безымян­ным и мизинцем).

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру любой фигуры (см. занятия 31-40) на расстоянии вы­тянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы, причём движения глаз сочетаются с одновременным движением языка, но в противоположную сторону.

2) Анализ и синтез слов.

•   Работа со звуковой линейкой. Определение места звука
в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [ч'] или [т'], и положите буквы ч и т на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Черновичок, зачервиветь, застенчивый, выключатель, биб­лиотечный, лучепускательный, десятеричный, дипломатический, выкорчёвывать, дискредитировать, чертить, антипатичный.

• Запись слов тремя цветами под диктовку:

Прочесть, вместимость, герметический, включительно, вспыль­чивость, беспроволочный.

4. Дифференциация звуков [ч'] - [т'] в предложениях и связных текстах.

Послушайте текст и ответьте на вопросы.

РЁВУШКА

Стоит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петушок и спрашивает:

- Ты чего это, Машенька, плачешь? Давай лучше жучков ис­кать.

- Не хочу жучков искать, хочу плакать.

Подходит к Машеньке котёночек:

- Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек ловить.

- Не хочу мышек ловить, хочу плакать.

Подходит к Машеньке телёночек и говорит:

- Давай, Машенька, реветь со мной.

- Давай, - сказала Машенька. И заревела.

Но тут подошла к ней коровушка Рёвушка, посмотрела сер­дито и сказала:

- Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?

Испугалась Машенька и перестала плакать.

(И. Мазнин.)

Вопросы:

- Что сказал Машеньке петушок?

- Что сказал Машеньке котёночек?

- Что сказал Машеньке телёночек?

- Что сказала Машеньке коровушка Рёвушка?

- Кого называют Рёвушкой?

Вопросы, кроме последнего, записаны на доске. Опираясь на них, каждый ребёнок пересказывает текст и записывает его в тетрадь тремя цветами.

Обратить внимание детей на правила записи диалогической речи.


III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

Занятие 43

Тема: ЗВУКИ [Ч'] - [Ц] И БУКВЫ «Ч, Ц»

Цель: учить детей различать звуки [ч] - [ц] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) ана­лиза и синтеза предложений, текста; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: 14 предметных картинок, в названиях которых встречаются звуки [ч]  и [т'], слоговая таблица, изо­бражения цепи и паровозика, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с синими буквами ц и зелёными буквами ч; мяч.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 187.