Па доске 2 ряда по 7 картинок: В 1-м ряду картинки, в на званиях которых встречается звук [ч'], во 2-м - в названиях которых встречается звук [щ'].
- По какому признаку сгруппированы картинки?
Работа идёт с каждым рядом по очереди. Дети запоминают картинки, не называя их, но, мысленно ощупывая. Затем картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия картинок слева направо и справа налево.
II . Знакомство с новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [ч'] - [т'].
На доске слоговая таблица.
Логопед показывает картинки с изображением паровозика и киски Тоши.
Поезд мчится, и пыхтит,
И колёсами стучит:
- Я лечу, лечу, лечу!
С ветерком вас прокачу!
Ч - ЧА - 40 (ЧЁ) - ЧИ - ЧЕ - ЧУ.
Мягко лапки ставит киска.
Эта киска - пианистка.
ТЬ - ТЯ - ТЕ - ТЮ - ТИ - ТЕ.
Сравнение звуков [ч'] - [т'] по таблице.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [ч'] - сложный звук. Он состоит из двух простых звуков - [т'] и [щ'].
Звук [ч'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Он вначале образует смычку-преграду с передней частью твёрдого нёба, а затем щель. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя тёплая, быстрая, толчкообразная. Звук [ч'] - мягкий, глухой.
Звук произносится быстро, его нельзя тянуть.
Звук [т'] - согласный, так как есть преграда воздуху - язык. Кончик языка за нижними зубами. Передняя часть спинки плотно прижимается к верхним альвеолам, боковые края прижаты к верхним зубам. Средняя часть спинки языка дополнительно поднимается и напрягается. Воздушная струя быстро и с силой прорывается между языком и верхними альвеолами, но не так резко, как при звуке [т]. Звук [т'] - мягкий, глухой.
Составляется табличка со сравнительными фонетически ми и артикуляционными характеристиками звуков, которая и записывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [ч'] - [т'] в слогах.
1) Чтение слогов по слоговой таблице.
Логопед. Читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево правильно и как можно быстрее:
ча-тя ач-ать чач-тять чать -тяч
чо -те яч-ять оч -тёть чоть- тёч
3. Дифференциация звуков [ч'] - [т'] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Поезд и Тоша приготовили для вас свои любимые слова. Если вы услышите в них звук [ч'], делайте круговые движения сжатыми в кулак руками, изображая движение поезда, а если услышимте звук [т'], изобразите, как Тоша мягко ставит лапки.
Телескоп, чудный, тесёмка, тюфяк, чаепитие, тюбетейка, черпак (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, высовывают язык, болтают ногами, сидя hoi стуле, и продолжают выполнять упражнение), тяжкий, чёлн, изречение, измельчённый, обыватель, льстивый, упорядоченный, громкоговоритель, горнорабочий, житейский, рутинный, запальчивый, гигроскопический, изобличать, беззастенчивый, чеканочный, текстильный, окончательно, телеграфировать, идентичный, чаеразвесочный, жизнедеятельность, теоретический, чистить, человечность, террористический.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Инсценировка песенки по ролям.
ПЕРЧАТКИ
- Потеряли котятки - Потеряли перчатки?
На дороге перчатки
Вот дурные котятки!
И в слезах прибежали домой: Я вам нынче не дам пирога.
Мама, мама, прости, Мяу-мяу, не дам,
Мы не можем найти, Мяу-мяу, не дам,
Мы не можем найти Перчатки! Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки, - Отыскали перчатки?
Отыскали перчатки Вот спасибо, котятки!
И, смеясь, прибежали домой: Я за это вам дам пирога.
- Мама, мама, не злись, Мур-мур-мур, пирога,
Потому что нашлись, Мур-мур-мур, пирога,
Потому что нашлись перчатки! Я за это вам дам пирога!
(Пер. С. Маршака.)
б) Развитие мелкой моторики.
• «Встречные щелчки» (см. занятие 41).
• «Перетяжечки» (см. занятие 40, но играющие сцепляются двумя прижатыми друг к другу пальцами: сначала указательным и средним, затем средним и безымянным, затем безымянным и мизинцем).
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру любой фигуры (см. занятия 31-40) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы, причём движения глаз сочетаются с одновременным движением языка, но в противоположную сторону.
2) Анализ и синтез слов.
• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука
в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [ч'] или [т'], и положите буквы ч и т на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Черновичок, зачервиветь, застенчивый, выключатель, библиотечный, лучепускательный, десятеричный, дипломатический, выкорчёвывать, дискредитировать, чертить, антипатичный.
• Запись слов тремя цветами под диктовку:
Прочесть, вместимость, герметический, включительно, вспыльчивость, беспроволочный.
4. Дифференциация звуков [ч'] - [т'] в предложениях и связных текстах.
Послушайте текст и ответьте на вопросы.
РЁВУШКА
Стоит Машенька на крылечке и громко плачет. Подходит к ней петушок и спрашивает:
- Ты чего это, Машенька, плачешь? Давай лучше жучков искать.
- Не хочу жучков искать, хочу плакать.
Подходит к Машеньке котёночек:
- Что ты, Машенька, плачешь? Давай лучше мышек ловить.
- Не хочу мышек ловить, хочу плакать.
Подходит к Машеньке телёночек и говорит:
- Давай, Машенька, реветь со мной.
- Давай, - сказала Машенька. И заревела.
Но тут подошла к ней коровушка Рёвушка, посмотрела сердито и сказала:
- Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?
Испугалась Машенька и перестала плакать.
(И. Мазнин.)
Вопросы:
- Что сказал Машеньке петушок?
- Что сказал Машеньке котёночек?
-
Что сказал Машеньке телёночек?
- Что сказала Машеньке коровушка Рёвушка?
- Кого называют Рёвушкой?
Вопросы, кроме последнего, записаны на доске. Опираясь на них, каждый ребёнок пересказывает текст и записывает его в тетрадь тремя цветами.
Обратить внимание детей на правила записи диалогической речи.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
Занятие 43
Тема: ЗВУКИ [Ч'] - [Ц] И БУКВЫ «Ч, Ц»
Цель: учить детей различать звуки [ч] - [ц] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений, текста; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: 14 предметных картинок, в названиях которых встречаются звуки [ч] и [т'], слоговая таблица, изображения цепи и паровозика, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с синими буквами ц и зелёными буквами ч; мяч.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.