II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [з] - [ж].

Жук и Комар сидели как-то на веточке берёзы и попивали чаёк. Они мечтали подружиться с обворожительной изумруд­ной принцессой Стрекозой, которая жила в Жёлтом Замке. Но, к сожалению, друзья не знали, где же он находится. Ду­мали они, думали, где найти Замок, и решили спросить об этом у Ветра. Ветер знал всё на свете, потому что облетел все уголки Земного шара и не один раз. Но как его позвать? Их разговор услышал старый мудрый рыжебокий Заяц, отды­хавший в тени берёзы.

- Нет ничего проще, - сказал он, - Ветер любит песни. Спойте ему какую-нибудь песенку, и он сразу примчится к вам.

- О! Это мы можем! - воскликнули Комар и Жук и стали петь свои любимые песенки. А мы с вами, ребята, давайте им поможем.

Вдруг откуда-то летит  Наш герой - комарик.

И в руке его горит  Золотой фонарик.

3-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ.

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг!

Жил на свете добрый жук,

Старый, добрый друг.

Ж - ЖА - ЖО (ЖЕ) - ЖУ - ЖИ - ЖЕ!

Не успели наши герои допеть последнее слово, как Ветер был уже тут как тут. - Чем это вы тут занимаетесь? - грозно спросил он.

Логопед. Ребята, давайте расскажем Ветру, чем мы сего­дня будем заниматься, чтобы он подобрел и помог Комару и Жуку.

Д е т и. Мы будем учиться различать звуки [з] и [ж] и буквы 3 и Ж.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [з] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в перед­ние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направ­ленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [з] - твёрдый, звонкий.

Звук [ж] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы ок­руглены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка под­нят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Звук [ж] -твёрдый, звонкий.

Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1-й - руку на горло, 2-й - закрыть уши).

Составляется табличка со сравнительными фонетически­ми и артикуляционными характеристиками звуков, которая и записывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.

Ветер. Молодцы! Вы всё правильно ответили. Так скажи­те, зачем я вам понадобился?

Д е т и. Помогите, пожалуйста, Жуку и Комару найти Жёл­тый Замок изумрудной принцессы Стрекозы!

В е т е р . Я знаю этот Замок. Он расположен на берегу Залива Дружбы. Но чтобы туда попасть, вам понадобится помощь мно­гих животных.

Ветер указал им дорогу, и друзья отправились в путь.

2. Дифференциация звуков [з] - [ж] в слогах.

1) Чтение слогов по слоговой таблице:

Долго летели Комар и Жук и, наконец, увидели домик Козы.

- Я помогу вам, - сказала Коза, - если вы правильно прочи­таете эти слоги.

Но Жук и Комар так устали, что у них даже язык не воро­чался.

Логопед. Поможем Жуку и Комару?

Читаем слог Комара и сразу же слог Жука: за - жа, зо - жо...

А теперь наоборот: жа - за...

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево:

аза - ажа                                                   зва - жва

озо - ожо                                                   збо - жбо

узу - ужу                                                   згу - жгу

ызы - ыжи                                                 зды - жды

эзэ - эже                                                    змэ-жмэ

- Молодцы! - сказала Коза и повезла друзей к Верблюжонку.

2) Игра с мячом.

- Я помогу вам, - сказал Верблюжонок, - если вы поиграете со мной в «Перевертыши». Надо менять звук [з] на [ж], или [ж] на [з] в слогах и словах.

Логопед. Давайте присоединимся к ним и тоже поиграем!

за-жа,    зо-..., жу-...,        за, жа, за;       жи, зи - ...

зал-жал, ужи-...,                  козы-...,      рожок-...

- И Верблюжонок резво побежал к жилищу Бизона, везя
на себе наших героев.

3. Дифференциация звуков [з] - [ж] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

- Сначала я посмотрю, как вы умеете слушать, а потом решу, стоит ли помогать вам, - недовольно проворчал Бизон.

-Я буду говорить названия разных животных, а вы, если услыши­те в их названиях звук [з], опускайте руки вниз. Почему?.. А ес­ли услышите звук [ж], поднимайте руки вверх. Почему?..

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Зубр, замбар, жираф, загути, зорилла (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко под­нимая колени, и продолжают выполнять упражнение), жеребе­нок, бизон, ежонок, моржи, дикобразы, бейза, медвежонок, джейран, кузу, верблюжонок, гризон, кожан, ремнезуб, харза, незокия, кинкажу... зверозубые, зайцеобразные, заяц манчжур­ский, звездонос, заяц рыжебокий, медвежонок белуджистанский.

- Так и быть, отвезу вас к моему другу Медвежонку.

2) Анализ и синтез слов.

• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

- Я бы очень хотел помочь вам, - сказал Медвежонок, - Но мне надо сделать мою домашнюю работу, которую мне зада­ли в лесной школе: надо определить, на каком месте по счёту находится звук [з] или [ж] в словах.

Логопед. Ребята, давайте поможем Медвежонку: кладите букву з или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Отображение, недоразумение, метаморфоза, многотираж­ный, зазубрина, электромонтажник, южнобережный, обезврежи­вать, тяжеловооруженный, мелкобуржуазный, железнодорож­ник, обезуглероженный, нижеизложенный, целлюлозно-бумаж­ный, тяжелогрузный.

- Ну, вот теперь можно идти к моему дальнему родственни­ку - Медведю-гризли.


Физкультминутка

- Наш родственник Медведь работает в цирке. Я бы так хо­тел выступать вместе с ним, но не умею делать разные упражне­ния и даже не умею играть! Если вы мне поможете, я покажу вам, как пройти к Жёлтому Замку.

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

Один ребёнок сидит на корточках в центре круга (он «роза»).

Золотистый, как из бронзы,

(Дети, взявшись за руки, бегут по кругу.)

Жук кружится возле розы

И жужжит: «Жу-жу! Жу-жу!

(Дети идут в центр круга.)

Очень с розами дружу!»

(Дети пожимают «розе» обе руки.)

б) Развитие мелкой моторики.

• «Веер» (см. занятия 31, 32).

Первый взмах от указательного к мизинцу, второй от мизин­ца к указательному. Синхронные движения на двух руках и реципрокные.

• «Заводные машинки» (см. занятие 31).

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру треугольника (в обе стороны) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

- Что-то я устал, - говорит Гризли, - Я вам дорогу покажу, а вы сами долетите до Желтого Замка. Здесь уже недалеко.

4. Дифференциация звуков [з] - [ж] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Вылетев из леса, друзья увидели Залив Дружбы, на берегу которого и стоял Жёлтый Замок. «Ура!» - закричали друзья и бросились к воротам.

- Ворота откроются, если вы правильно напишете на них ско­роговорки со звуками [з] - [ж], - строго сообщил стражник Жираф.

- Конечно, напишем, - согласились Жук и Комар, - ведь у нас такие помощники!

Заколдованный Желтый Замок н а тяжёлые запоры замкнут.

Жаба сказала, что дирижабли обворожительно дребезжат.

Как только Жук и Комар дописали последнюю букву, ворота открылись, и перед друзьями появилась обворожительная изум­рудная принцесса Стрекоза.

Она была рада гостям, пригласила их к себе в Замок и пред­ложила несколько дней отдохнуть на берегу Залива Дружбы.

III. Итог занятия.

 - Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

Следующие 4 занятия проводятся как этапы игры «Звёзд­ный час». В конце каждого занятия определяется промежу­точный лидер, окончательный победитель выявляется после 4-го этапа.

Чертится на доске или на ватмане следующая таблица:

 

Из картона заготавливаются фигурки девочек и мальчиков в соответствии с числом и полом участников игры. Все фигур­ки прикрепляются скотчем или магнитами на таблицу, в ячейку СО словом «старт». Если ребёнок правильно отвечает на вопрос или выполняет задание (безошибочно), то он получает право передвинуть свою фигурку на одну ячейку вверх, то есть сде­лать очередной шаг по дорожке от старта к финишу и т. д.

 

Занятие 34

Тема: ЗВУКИ [Л] - [Л'] И БУКВА Л

(I этап игры «Звёздный час»)

Цель: учить детей различать звуки [л] - [л'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) ана­лиза и синтеза предложения из 9-10 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях ко­торых есть звуки [з], [ж], слоговая таблица, 2 игрушечных само­лёта: лайнер и маленький самолётик, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - зеркала, звуковые линейки и кар­точки с синими и зелёными буквами л; мяч.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 179.