1. Дифференциация изолированных звуков [з] - [ж].
Жук и Комар сидели как-то на веточке берёзы и попивали чаёк. Они мечтали подружиться с обворожительной изумрудной принцессой Стрекозой, которая жила в Жёлтом Замке. Но, к сожалению, друзья не знали, где же он находится. Думали они, думали, где найти Замок, и решили спросить об этом у Ветра. Ветер знал всё на свете, потому что облетел все уголки Земного шара и не один раз. Но как его позвать? Их разговор услышал старый мудрый рыжебокий Заяц, отдыхавший в тени берёзы.
- Нет ничего проще, - сказал он, - Ветер любит песни. Спойте ему какую-нибудь песенку, и он сразу примчится к вам.
- О! Это мы можем! - воскликнули Комар и Жук и стали петь свои любимые песенки. А мы с вами, ребята, давайте им поможем.
Вдруг откуда-то летит Наш герой - комарик.
И в руке его горит Золотой фонарик.
3-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Ж - ЖА - ЖО (ЖЕ) - ЖУ - ЖИ - ЖЕ!
Не успели наши герои допеть последнее слово, как Ветер был уже тут как тут. - Чем это вы тут занимаетесь? - грозно спросил он.
Логопед. Ребята, давайте расскажем Ветру, чем мы сегодня будем заниматься, чтобы он подобрел и помог Комару и Жуку.
Д е т и. Мы будем учиться различать звуки [з] и [ж] и буквы 3 и Ж.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [з] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [з] - твёрдый, звонкий.
Звук [ж] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Звук [ж] -твёрдый, звонкий.
Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1-й - руку на горло, 2-й - закрыть уши).
Составляется табличка со сравнительными фонетическими и артикуляционными характеристиками звуков, которая и записывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.
Ветер. Молодцы! Вы всё правильно ответили. Так скажите, зачем я вам понадобился?
Д е т и. Помогите, пожалуйста, Жуку и Комару найти Жёлтый Замок изумрудной принцессы Стрекозы!
В е т е р . Я знаю этот Замок. Он расположен на берегу Залива Дружбы. Но чтобы туда попасть, вам понадобится помощь многих животных.
Ветер указал им дорогу, и друзья отправились в путь.
2. Дифференциация звуков [з] - [ж] в слогах.
1) Чтение слогов по слоговой таблице:
Долго летели Комар и Жук и, наконец, увидели домик Козы.
- Я помогу вам, - сказала Коза, - если вы правильно прочитаете эти слоги.
Но Жук и Комар так устали, что у них даже язык не ворочался.
Логопед. Поможем Жуку и Комару?
Читаем слог Комара и сразу же слог Жука: за - жа, зо - жо...
А теперь наоборот: жа - за...
На доску вывешивается вторая слоговая таблица.
А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево:
аза - ажа зва - жва
озо - ожо збо - жбо
узу - ужу згу - жгу
ызы - ыжи зды - жды
эзэ - эже змэ-жмэ
- Молодцы! - сказала Коза и повезла друзей к Верблюжонку.
2) Игра с мячом.
- Я помогу вам, - сказал Верблюжонок, - если вы поиграете со мной в «Перевертыши». Надо менять звук [з] на [ж], или [ж] на [з] в слогах и словах.
Логопед. Давайте присоединимся к ним и тоже поиграем!
за-жа, зо-..., жу-..., за, жа, за; жи, зи - ...
зал-жал, ужи-..., козы-..., рожок-...
- И Верблюжонок резво побежал к жилищу Бизона, везя
на себе наших героев.
3. Дифференциация звуков [з] - [ж] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
- Сначала я посмотрю, как вы умеете слушать, а потом решу, стоит ли помогать вам, - недовольно проворчал Бизон.
-Я буду говорить названия разных животных, а вы, если услышите в их названиях звук [з], опускайте руки вниз. Почему?.. А если услышите звук [ж], поднимайте руки вверх. Почему?..
Исходное положение: стоя, руки на поясе.
Зубр, замбар, жираф, загути, зорилла (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), жеребенок, бизон, ежонок, моржи, дикобразы, бейза, медвежонок, джейран, кузу, верблюжонок, гризон, кожан, ремнезуб, харза, незокия, кинкажу... зверозубые, зайцеобразные, заяц манчжурский, звездонос, заяц рыжебокий, медвежонок белуджистанский.
- Так и быть, отвезу вас к моему другу Медвежонку.
2) Анализ и синтез слов.
• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
- Я бы очень хотел помочь вам, - сказал Медвежонок, - Но мне надо сделать мою домашнюю работу, которую мне задали в лесной школе: надо определить, на каком месте по счёту находится звук [з] или [ж] в словах.
Логопед. Ребята, давайте поможем Медвежонку: кладите букву з или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Отображение, недоразумение, метаморфоза, многотиражный, зазубрина, электромонтажник, южнобережный, обезвреживать, тяжеловооруженный, мелкобуржуазный, железнодорожник, обезуглероженный, нижеизложенный, целлюлозно-бумажный, тяжелогрузный.
- Ну, вот теперь можно идти к моему дальнему родственнику - Медведю-гризли.
Физкультминутка
- Наш родственник Медведь работает в цирке. Я бы так хотел выступать вместе с ним, но не умею делать разные упражнения и даже не умею играть! Если вы мне поможете, я покажу вам, как пройти к Жёлтому Замку.
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Один ребёнок сидит на корточках в центре круга (он «роза»).
Золотистый, как из бронзы,
(Дети, взявшись за руки, бегут по кругу.)
Жук кружится возле розы
И жужжит: «Жу-жу! Жу-жу!
(Дети идут в центр круга.)
Очень с розами дружу!»
(Дети пожимают «розе» обе руки.)
б) Развитие мелкой моторики.
• «Веер» (см. занятия 31, 32).
Первый взмах от указательного к мизинцу, второй от мизинца к указательному. Синхронные движения на двух руках и реципрокные.
• «Заводные машинки» (см. занятие 31).
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру треугольника (в обе стороны) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
- Что-то я устал, - говорит Гризли, - Я вам дорогу покажу, а вы сами долетите до Желтого Замка. Здесь уже недалеко.
4. Дифференциация звуков [з] - [ж] в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Вылетев из леса, друзья увидели Залив Дружбы, на берегу которого и стоял Жёлтый Замок. «Ура!» - закричали друзья и бросились к воротам.
- Ворота откроются, если вы правильно напишете на них скороговорки со звуками [з] - [ж], - строго сообщил стражник Жираф.
- Конечно, напишем, - согласились Жук и Комар, - ведь у нас такие помощники!
Заколдованный Желтый Замок н а тяжёлые запоры замкнут.
Жаба сказала, что дирижабли обворожительно дребезжат.
Как только Жук и Комар дописали последнюю букву, ворота открылись, и перед друзьями появилась обворожительная изумрудная принцесса Стрекоза.
Она была рада гостям, пригласила их к себе в Замок и предложила несколько дней отдохнуть на берегу Залива Дружбы.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
Следующие 4 занятия проводятся как этапы игры «Звёздный час». В конце каждого занятия определяется промежуточный лидер, окончательный победитель выявляется после 4-го этапа.
Чертится на доске или на ватмане следующая таблица:
Из картона заготавливаются фигурки девочек и мальчиков в соответствии с числом и полом участников игры. Все фигурки прикрепляются скотчем или магнитами на таблицу, в ячейку СО словом «старт». Если ребёнок правильно отвечает на вопрос или выполняет задание (безошибочно), то он получает право передвинуть свою фигурку на одну ячейку вверх, то есть сделать очередной шаг по дорожке от старта к финишу и т. д.
Занятие 34
Тема: ЗВУКИ [Л] - [Л'] И БУКВА Л
(I этап игры «Звёздный час»)
Цель: учить детей различать звуки [л] - [л'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложения из 9-10 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [з], [ж], слоговая таблица, 2 игрушечных самолёта: лайнер и маленький самолётик, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - зеркала, звуковые линейки и карточки с синими и зелёными буквами л; мяч.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 234.