I. Организационный момент и повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• Игра «Шестой лишний» (слова написаны на доске; дети вставляют буквы и вычёркивают лишнее слово; 2 варианта от­ ветов).

..уба,  ви..ня, ..арф, пид..ак, клю..ка, ве..алка.

Затем дети воспроизводят ряд слов по памяти в прямом и обратном порядке.

       II. Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [с] - [ш].

Однажды наш воздушный Шарик заболел. Он целый день лежал, и у него совсем не было сил, чтобы летать. Он так исху­дал, что превратился в тощий блинчик. Шарику было очень гру­стно и всё время хотелось плакать, а потом стало так плохо, что пришлось вызывать скорую помощь. Главным врачом скорой помощи оказался наш знакомый папа-насос. Он внимательно осмотрел больного и поставил диагноз: разрыв главной нитяной артерии Шарика. Доктор-насос стал потихоньку закачивать в Шарик чистейший живительный воздух. Через некоторое время Шарик открыл глаза и засмеялся. Врач-насос крепко-накрепко завязал хвостик Шарика новыми наикрепчайшими нитками и облегчённо вздохнул: жизнь Шарика была спасена.

Шарику стало так легко и весело, что он запел свою песенку:

Шарик, шарик я воздушный,

Непоседа непослушный!..

Я из рук рванулся сразу -

Видно, плохо был привязан.

Я уже над самой крышей.

И лечу всё выше, выше!

Ш - ША - ШО (ШЁ) - ШУ - ШИ - ШЕ!

Доктор папа-насос был так счастлив, что всё хорошо кончи­лось, что тоже стал петь свою песенку.

Жил-был насос, жил-был насос.

Любил смеяться он до слёз.

Любил качать он колесо.

С - СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.

Логопед. Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Д е т и. Звуки [с] и [ш] и буквы С и Ш.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [с] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в перед­ние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направ­ленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] -твёрдый, глухой.

Звук [ш] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы ок­руглены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка под­нят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Звук [ш] - твёрдый, глухой.

Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1-й -руку на горло, 2-й - закрыть уши).

Составляется табличка со сравнительными фонетическими и артикуляционными характеристиками звуков, которая и запи сывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах.

1) Чтение слогов по слоговой таблице.

Логопед. Читаем слог Шарика и сразу же слог папы-насоса: ша - са, шо - со...

А теперь наоборот: са - ша...

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и спра­ва налево:

шас - саш                        сша - шса

шос - сош                        сшо — шсо

шус - суш                       сшу - шсу

шис-сыш                         сши - шсы

шее - сэш                        сше - шсэ

2) Игра с мячом.

Логопед. Чтобы Шарик окончательно окреп после болез­ни, доктор-насос рекомендовал ему заниматься спортом и по­чаще играть в подвижные игры. Например, вот в такую: менять звук [ш] на [с], или [с] на [ш] в слогах и словах, перекидывая мяч. Давайте и мы поиграем в неё вместе с Шариком и насосом!

ша-са, шо- ..., су- ...,   ша - …, са - …, ша - … сы, ши - ...

шутки-сутки, крыша-..., каска-..., мышь-..., мас­ка-..., каша-..., Мишка-..., усы-...

3. Дифференциация звуков [с] - [ш] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. После физических упражнений нужно немного отдохнуть. Друзья уселись на диванчик и стали смотреть пере­дачу о животных. Послушайте, о каких животных рассказывали в этой передаче. Если вы услышите в их названиях звук [с], опускайте руки вниз. Почему?.. А если услышите звук [ш], поднимайте руки вверх. Почему?..

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Соболь, шакал, сайгак, суни, шимпанзе, сурикат (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), валодонты, спрингбок, полумышь, мартышка, росомаха, тушканчики, кашалот, горностай, бабирусса, опоссум, клипп-шипришер, мусанг, пунарес, волосохвост, шерстокрыл, шетонос, пеструшка, шиншилла, сфинкс, слепушонка, кускус иерьехвостый, шипохвост, древесномышь, присосконог мадагаскарский.

2) Анализ и синтез слов.

• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [с] или [ш], и положите букву с или ш на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Пробуксовывать, миллионерша, микроавтобус, литераторша, стратегический, неуравновешенный, молочнопромышленный, машинописный, недослышать, республиканский, шумоглушитель, опустошишь, небеспристрастный, электро­промышленность, мелкособственнический, старшекурсник,  уставно-мышечный.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

Складно, Ладно,

Ладушки, Лада,

Будем в ладушки играть,

Будем солнце в гости звать:

- Солнышко, солнышко,

Озари-ка донышко,

Испеки оладушки.

Ладушки, Ладушки!

б) Развитие мелкой моторики.

• «Веер».

Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведён немного в сторону. Пальцы, начиная с мизинца, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается указательный.

Движения на правой руке, на левой руке, на двух руках синхронно.

• «Заводные машинки» (см. занятие 31).

в) Глазодвигательные упражнения.                                                                                                   Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому

контуру овала (в обе стороны) на расстоянии вытянутой руки,  на расстоянии локтя и около переносицы.

3) Анализ и синтез слов.

• Запись слов тремя цветами в два столбика.

Горностай, толстотел, футлярохвост, трубконосы, мегалоникс, шерстокрыл, скрытоух, скунс, сфинкс, спрингбок, пест­рушка, мартышка, шиншилла.

4. Дифференциация звуков [с ]- [ш] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз ско­роговорку, которая записана на доске. Затем текст закрыва­ется. Дети по памяти записывают её в тетрадь тремя цвета­ми. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.

Саша шустро сушит сушки, Саша высушит штук шесть. И спешат, спешат старушки Сушек Сашиных поесть.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

- В чём особенность этих звуков?

 

 

Занятие 33

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [3] - [Ж]

Цель: учить детей различать звуки [з] - [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) ана­лиза и синтеза предложения из 10-15 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: картинки-символы с изображением жу­ка и шарика, таблица «Характеристика звуков», слоговые таб­лицы, мяч; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с буквами з и ж.

Ход  занятия

I. Организационный момент и повторение пройденного
материала.

• Игра «Шестой лишний» (слова написаны на доске; дети вставляют буквы и вычёркивают лишнее слово).

..еле..тят, ..меной,  па..ту..ок,  на..тупи..ь,  ..ур..ат,  пу..и..тый.

Затем дети воспроизводят ряд слов по памяти в прямом и обратном порядке.


Дата: 2019-03-05, просмотров: 216.