• Игра «Шестой лишний» (слова написаны на доске; дети вставляют буквы и вычёркивают лишнее слово; 2 варианта от ветов).
..уба, ви..ня, ..арф, пид..ак, клю..ка, ве..алка.
Затем дети воспроизводят ряд слов по памяти в прямом и обратном порядке.
II. Знакомство с новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [с] - [ш].
Однажды наш воздушный Шарик заболел. Он целый день лежал, и у него совсем не было сил, чтобы летать. Он так исхудал, что превратился в тощий блинчик. Шарику было очень грустно и всё время хотелось плакать, а потом стало так плохо, что пришлось вызывать скорую помощь. Главным врачом скорой помощи оказался наш знакомый папа-насос. Он внимательно осмотрел больного и поставил диагноз: разрыв главной нитяной артерии Шарика. Доктор-насос стал потихоньку закачивать в Шарик чистейший живительный воздух. Через некоторое время Шарик открыл глаза и засмеялся. Врач-насос крепко-накрепко завязал хвостик Шарика новыми наикрепчайшими нитками и облегчённо вздохнул: жизнь Шарика была спасена.
Шарику стало так легко и весело, что он запел свою песенку:
Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!..
Я из рук рванулся сразу -
Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу всё выше, выше!
Ш - ША - ШО (ШЁ) - ШУ - ШИ - ШЕ!
Доктор папа-насос был так счастлив, что всё хорошо кончилось, что тоже стал петь свою песенку.
Жил-был насос, жил-был насос.
Любил смеяться он до слёз.
Любил качать он колесо.
С - СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.
Логопед. Кто догадался, какая тема нашего занятия?
Д е т и. Звуки [с] и [ш] и буквы С и Ш.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [с] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] -твёрдый, глухой.
Звук [ш] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Звук [ш] - твёрдый, глухой.
Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1-й -руку на горло, 2-й - закрыть уши).
Составляется табличка со сравнительными фонетическими и артикуляционными характеристиками звуков, которая и запи сывается в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах.
1) Чтение слогов по слоговой таблице.
Логопед. Читаем слог Шарика и сразу же слог папы-насоса: ша - са, шо - со...
А теперь наоборот: са - ша...
На доску вывешивается вторая слоговая таблица.
А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево:
шас - саш сша - шса
шос - сош сшо — шсо
шус - суш сшу - шсу
шис-сыш сши - шсы
шее - сэш сше - шсэ
2) Игра с мячом.
Логопед. Чтобы Шарик окончательно окреп после болезни, доктор-насос рекомендовал ему заниматься спортом и почаще играть в подвижные игры. Например, вот в такую: менять звук [ш] на [с], или [с] на [ш] в слогах и словах, перекидывая мяч. Давайте и мы поиграем в неё вместе с Шариком и насосом!
ша-са, шо- ..., су- ..., ша - …, са - …, ша - … сы, ши - ...
шутки-сутки, крыша-..., каска-..., мышь-..., маска-..., каша-..., Мишка-..., усы-...
3. Дифференциация звуков [с] - [ш] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. После физических упражнений нужно немного отдохнуть. Друзья уселись на диванчик и стали смотреть передачу о животных. Послушайте, о каких животных рассказывали в этой передаче. Если вы услышите в их названиях звук [с], опускайте руки вниз. Почему?.. А если услышите звук [ш], поднимайте руки вверх. Почему?..
Исходное положение: стоя, руки на поясе.
Соболь, шакал, сайгак, суни, шимпанзе, сурикат (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), валодонты, спрингбок, полумышь, мартышка, росомаха, тушканчики, кашалот, горностай, бабирусса, опоссум, клипп-шипришер, мусанг, пунарес, волосохвост, шерстокрыл, шетонос, пеструшка, шиншилла, сфинкс, слепушонка, кускус иерьехвостый, шипохвост, древесномышь, присосконог мадагаскарский.
2) Анализ и синтез слов.
• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [с] или [ш], и положите букву с или ш на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Пробуксовывать, миллионерша, микроавтобус, литераторша, стратегический, неуравновешенный, молочнопромышленный, машинописный, недослышать, республиканский, шумоглушитель, опустошишь, небеспристрастный, электропромышленность, мелкособственнический, старшекурсник, уставно-мышечный.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Складно, Ладно,
Ладушки, Лада,
Будем в ладушки играть,
Будем солнце в гости звать:
- Солнышко, солнышко,
Озари-ка донышко,
Испеки оладушки.
Ладушки, Ладушки!
б) Развитие мелкой моторики.
• «Веер».
Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведён немного в сторону. Пальцы, начиная с мизинца, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается указательный.
Движения на правой руке, на левой руке, на двух руках синхронно.
• «Заводные машинки» (см. занятие 31).
в) Глазодвигательные упражнения. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому
контуру овала (в обе стороны) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
3) Анализ и синтез слов.
• Запись слов тремя цветами в два столбика.
Горностай, толстотел, футлярохвост, трубконосы, мегалоникс, шерстокрыл, скрытоух, скунс, сфинкс, спрингбок, пеструшка, мартышка, шиншилла.
4. Дифференциация звуков [с ]- [ш] в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, которая записана на доске. Затем текст закрывается. Дети по памяти записывают её в тетрадь тремя цветами. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.
Саша шустро сушит сушки, Саша высушит штук шесть. И спешат, спешат старушки Сушек Сашиных поесть.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
Занятие 33
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [3] - [Ж]
Цель: учить детей различать звуки [з] - [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложения из 10-15 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, мяч; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с буквами з и ж.
Ход занятия
I. Организационный момент и повторение пройденного
материала.
• Игра «Шестой лишний» (слова написаны на доске; дети вставляют буквы и вычёркивают лишнее слово).
..еле..тят, ..меной, па..ту..ок, на..тупи..ь, ..ур..ат, пу..и..тый.
Затем дети воспроизводят ряд слов по памяти в прямом и обратном порядке.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 280.