1. Дифференциация изолированных звуков [ш] - [ж].
Логопед. А сейчас послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?
В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный Шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а тёплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться всё сильнее и сильнее, всё выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: «III - Ш - Ш!» Но его никто не услышал. Почему? (Звук Шарика - глухой, голосовые складки не работают, голоса нет.)
В это время недалеко от дерева, на котором сидел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку:
Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг! Жил на свете добрый жук, Старый, добрый друг.
Ж - ЖА - ЖО (ЖЕ) - ЖУ - ЖИ - ЖЕ!
Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (Звук Жука - звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть.)
Жук поднимался всё выше и выше и, наконец, услышал зон Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку:
Шарик, шарик я воздушный, Непоседа непослушный!..
Я из рук рванулся сразу -Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей. И лечу всё выше, выше!
Ш - ША - ШО (ШЁ) - ШУ - ШИ – ШЕ
Логопед. Кто догадался, какая тема нашего занятия?
Д е т и. Звуки [ш] и [ж] и буквы Ш и Ж.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [ш] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] - вёрдый, глухой.
Звук [ж] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] - твёрдый, звонкий.
Они оба согласные, твёрдые. Но звук [ш] - глухой, а звук [ж] -звонкий.
Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1-й -руку на горло, 2-й - закрыть уши).
Логопед. Слева на строчке синей ручкой нарисовали портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш! А справа на строчке рисуем портрет Жука. Каким цветом?.. А лапки у Жука как у буквы ж\ Под рисунками пишем характеристики звуков.
Отличия заключаем в красную рамку. Обращаем особое внимание на то, что эти звуки всегда твёрдые.
2. Дифференциация звуков [ш] -[ж] в слогах.
На доске слоговая таблица.
1) Работа со слоговыми таблицами.
Логопед. Давайте прочитаем слоговые песенки Шарика и Жука. Что необычного вы заметили?
Д е т и. Слог ШО так же, как и ЖО пишется в двух вариантах: ШО-ШЁ; ЖО-ЖЁ.
Слоги ШИ - ЖИ пиши с буквой И.
Слоги ШЕ - ЖЕ пишутся с буквой Е.
У звуков [ш] и [ж] нет парных мягких звуков.
Логопед. Молодцы!
2) Чтение слогов по слоговой таблице.
Логопед. А теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша - жа, шо - жо...
А теперь наоборот: жа - ша... На доску вывешивается вторая слоговая таблица. А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево:
шаш - жаш шва - жва
шош - жош шпо-жбо
шуш-жуш шку-жгу
шиш - жиш шты - жды
шеш - жеш шмэ - жмэ
3) Игра с мячом.
Логопед. Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж], или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже так же пошалим!
ша - жа, шо - ..., жу - ..., ша, жа, ша, жи, ши...
шар - жар, жить-..., шаль-..., жест-..., шесть-..., шарит- ..., машет- ..., наживка- ...
3. Дифференциация звуков [ш] - [ж] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в их названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.
Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребёнок, шимпанзе, шипо-хвост (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение), ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, бышбок,... шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик Лихтенштейна, пеструшка жёлтая, медвежонок белуджистанский, мышь жесткошёрстная
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка,
-Очень уж душа легка
У него, весельчака.
б) Развитие мелкой моторики.
• «Веер».
Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведён немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за дру гом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец. Движения на правой руке, на левой руке, на двух руках синхронно.
• «Заводные машинки».
Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Ведущий «заводит» машины тремя поворотами ключа. Вдох - и машины трогаются с места со звуком «ж-ж-ж!». Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, всё быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позже всех, выигрывает.
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение за предметом, медленно перемещаемым по воображаемому контуру круга (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.
2) Анализ и синтез слов.
• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте! по счёту находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Кинкажу, слепыш, хлебофуражный, хлопчатобумажный, широкоушка, жонглёрша, шантажист, жесткошёрстная, жаропонижающий, шарикоподшипник, жабернодышащие, тяжеловооружённый.
• Составить словосочетания и записать их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы ш и ж в слова.
Логопед. Всё веселье на полянке было по поводу Mapтышкиного дня рождения. Она приготовила много всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика. Чтобы было красиво, пишите тремя цветами.
…еле
пы..ные гру…и
возду…ные дю..ес
…ёлтые пиро..ные
сгу…ёный д...ем
...ипучий моро...еное
…околадное плю...ки
ви…нёвое ин...ир
4. Дифференциация звуков [ш] - [ж) в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Логопед. Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарик и Жука, Мартышка дала им по свёрточку, приговаривая:
Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
Так что же было в свёрточках?
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса. Например, как бы эту скороговорку произнесли три медведя из одно имённой сказки.
Затем каждый ребёнок повторяет её самостоятельно го-юсом одного из героев и по памяти записывает в тетрадь тремя цветами.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- В чём особенность этих звуков?
-
Занятие 32
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ш|
Цель: учить детей различать звуки [с] - [ш] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначить их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложения из 10-15 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, мяч; на каждого ребенка - звуковые линейки и карточки с буквами ш и с.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 202.