II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [с'] - [з'].

Логопед показывает пластилиновые фигурки насосиков и ко­ марёнка.

Логопед. На сегодняшнем занятии нам будут помогать различать звуки ...

Д е т и. ... сыночки - насосики и комарёнок!

Логопед. Правильно! Значит, тема нашего занятия...

Д е т и. Звуки [с'] - [з'] и буквы С и 3.

Логопед. Найдите сходство и различие звуков [с'] - [з'] с опорой на таблицу и запишите их характеристики в тетрадь под портретами насосиков и комарёнка.

Не забывать отмечать схожесть артикуляционных при­знаков этих звуков. Звонкость - глухость звуков проверяется двумя способами (1-й -руку на горло, 2-й - закрыть уши). От­личия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [с'] - [з'] в слогах.

1) Работа со слоговыми таблицами.

Логопед. Давайте вспомним песенки наших друзей!

На доске слоговая таблица.

А для маленьких колесиков

Звал сыночков он - насосиков.

Чего хочешь, у них попроси.

 СЬ - СЯ - СЁ - СЮ - СЕ - СИ.

Вылезает из пелёнок

Наш ребёнок-комарёнок и поёт такую песню:

В болоте зелёном комарик живёт.

Зелёным лягушкам он звонко поёт.

Зелёная музыка к звёздам летит.

Мелодия эта нежно звучит.

ЗЬ - ЗЯ - ЗЁ - ЗЮ - ЗИ - ЗЕ.

Песенки насосиков и комарёнка логопед напевает вместе с детьми.

Обращается внимание на то, как обозначена (на письме) мягкость согласных звуков [с'] и [з'] в песенках.

2) Чтение слогов по слоговой таблице:

Логопед. А теперь читаем слог насосиков и сразу же слог комарёнка: ся - зя, сё - зё... А теперь наоборот: зя - ся.

3) Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись!».
ся - зя -зя, сё -зё -сё...

А теперь попробуйте повторять наоборот.

Я говорю ся, а вы - зя.

Я - зя- ся, а вы - ся - зя.

Я - ся - ся - зя, а вы - зя -зя - ся.

3. Дифференциация звуков [с'] - [з'] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Одним чудесным летним вечером, сидя на брёв­нышке у реки, комарёнок рассказывал насосикам о своих друзь­ях-насекомых, названия которых сейчас мы послушаем. Если вы услышите в слове звук [з'], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [с'], закры­вайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Сеноед, зерновка, синекрыл, сипалус, зеленчук (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, делают «забор­чик», слегка прикусывают язык и продолжают выполнять упражнение), сирф, зеленушка-водомерка, карапузик, дровосек, козявка, долгоносик, психида, ализия, древесинник, грязевики, фазия, хилозия, опуссида, филлоксера, галлоизиана, бабка зелё­ная, ксилокопа, блошка земляная, кожеед музейный, муха-зеле­нушка... сизиф, седлоносец, сизира, синоксилон.


Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

Шла лисичка по тропинке

И несла грибы в корзинке –

Пять груздей и пять лисичек-

Для друзей и для лисичек.

Кто не верит? Это он.

Выходи из круга вон!

б) Развитие мелкой моторики.

· «Поднималки» (см. занятие 29).

· «Землемерка» (см. занятие 28).

Реципрокные движения.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 27, но на уровне носа).

2) Анализ и синтез слов.

• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [с'] или [з'], и положите букву с или з на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Новоселье, древесина, карапузик, капсюль, перефразировать, всесилие, одевался, сюрпризик, письменность, приземлился, по­косился.

• Запись слов тремя цветами в три столбика (без предвари­тельного выкладывания их схем). Развитие умения правильно обозначать мягкость согласных на письме.

веселье                         сюрпризик                          изюм

посёлок                                                                         козявка

письмо                                                                           обезьяна

4. Дифференциация звуков [с'] - [з'] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз ско­ роговорку, которая записана на доске. Затем текст закрыва­ется. Дети по памяти записывают её в тетрадь тремя цве­тами. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.

Зина Симе несёт бузину в синей корзине, а Сима Зине несёт в зелёной авоське апельсины.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чём их сходство?

- В чём различие?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости со­гласных на письме?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласных?

- Чем вам понравилось занятие?

Занятие 31

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] - [Ж]

Цель: учить детей различать звуки [ш] - [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) ана­лиза и синтеза предложения из 10-15 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: картинки-символы с изображением жу­ка и шарика, таблица «Характеристика звуков», слоговые таб­лицы, мяч; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 190.