1. Дифференциация изолированных звуков [с'] - [з'].
Логопед показывает пластилиновые фигурки насосиков и ко марёнка.
Логопед. На сегодняшнем занятии нам будут помогать различать звуки ...
Д е т и. ... сыночки - насосики и комарёнок!
Логопед. Правильно! Значит, тема нашего занятия...
Д е т и. Звуки [с'] - [з'] и буквы С и 3.
Логопед. Найдите сходство и различие звуков [с'] - [з'] с опорой на таблицу и запишите их характеристики в тетрадь под портретами насосиков и комарёнка.
Не забывать отмечать схожесть артикуляционных признаков этих звуков. Звонкость - глухость звуков проверяется двумя способами (1-й -руку на горло, 2-й - закрыть уши). Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [с'] - [з'] в слогах.
1) Работа со слоговыми таблицами.
Логопед. Давайте вспомним песенки наших друзей!
На доске слоговая таблица.
А для маленьких колесиков
Звал сыночков он - насосиков.
Чего хочешь, у них попроси.
СЬ - СЯ - СЁ - СЮ - СЕ - СИ.
Вылезает из пелёнок
Наш ребёнок-комарёнок и поёт такую песню:
В болоте зелёном комарик живёт.
Зелёным лягушкам он звонко поёт.
Зелёная музыка к звёздам летит.
Мелодия эта нежно звучит.
ЗЬ - ЗЯ - ЗЁ - ЗЮ - ЗИ - ЗЕ.
Песенки насосиков и комарёнка логопед напевает вместе с детьми.
Обращается внимание на то, как обозначена (на письме) мягкость согласных звуков [с'] и [з'] в песенках.
2) Чтение слогов по слоговой таблице:
Логопед. А теперь читаем слог насосиков и сразу же слог комарёнка: ся - зя, сё - зё... А теперь наоборот: зя - ся.
3) Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись!».
ся - зя -зя, сё -зё -сё...
А теперь попробуйте повторять наоборот.
Я говорю ся, а вы - зя.
Я - зя- ся, а вы - ся - зя.
Я - ся - ся - зя, а вы - зя -зя - ся.
3. Дифференциация звуков [с'] - [з'] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Одним чудесным летним вечером, сидя на брёвнышке у реки, комарёнок рассказывал насосикам о своих друзьях-насекомых, названия которых сейчас мы послушаем. Если вы услышите в слове звук [з'], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [с'], закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.
Сеноед, зерновка, синекрыл, сипалус, зеленчук (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, делают «заборчик», слегка прикусывают язык и продолжают выполнять упражнение), сирф, зеленушка-водомерка, карапузик, дровосек, козявка, долгоносик, психида, ализия, древесинник, грязевики, фазия, хилозия, опуссида, филлоксера, галлоизиана, бабка зелёная, ксилокопа, блошка земляная, кожеед музейный, муха-зеленушка... сизиф, седлоносец, сизира, синоксилон.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Шла лисичка по тропинке
И несла грибы в корзинке –
Пять груздей и пять лисичек-
Для друзей и для лисичек.
Кто не верит? Это он.
Выходи из круга вон!
б) Развитие мелкой моторики.
· «Поднималки» (см. занятие 29).
· «Землемерка» (см. занятие 28).
Реципрокные движения.
в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 27, но на уровне носа).
2) Анализ и синтез слов.
• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [с'] или [з'], и положите букву с или з на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Новоселье, древесина, карапузик, капсюль, перефразировать, всесилие, одевался, сюрпризик, письменность, приземлился, покосился.
• Запись слов тремя цветами в три столбика (без предварительного выкладывания их схем). Развитие умения правильно обозначать мягкость согласных на письме.
веселье сюрпризик изюм
посёлок козявка
письмо обезьяна
4. Дифференциация звуков [с'] - [з'] в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз ско роговорку, которая записана на доске. Затем текст закрывается. Дети по памяти записывают её в тетрадь тремя цветами. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.
Зина Симе несёт бузину в синей корзине, а Сима Зине несёт в зелёной авоське апельсины.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали на занятии?
- В чём их сходство?
- В чём различие?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласных на письме?
- Как ещё можно обозначить мягкость согласных?
- Чем вам понравилось занятие?
Занятие 31
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ш] - [Ж]
Цель: учить детей различать звуки [ш] - [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложения из 10-15 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, мяч; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 246.