II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [с] - [з].

Логопед показывает пластилиновые фигурки насоса и комара.

Логопед. Па сегодняшнем занятии нам будут помогать различать звуки ...

Д е т и . ...папа-насос и папа-комар!                                                                   

Логопед. Правильно! Значит, тема нашего занятия...

Дети. Звуки [с] - [з] и буквы С и 3.

Логопед. Найдите сходство и различие звуков [с] - [з] с опорой на таблицу и запишите их характеристики в тетрадь под портретами насоса и комара.

Обратить внимание на артикуляционные признаки этих звуков.

Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1-й-руку на горло, 2-й - закрыть уши). Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах.

На доске слоговая таблица.

1) Работа со слоговыми таблицами.

Логопед. Давайте вспомним песенки насоса и комара!

Жил-был насос,

 жил-был насос.

Любил смеяться он до слёз.

Любил качать он колесо.

С - СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.

Вдруг откуда-то летит наш герой - комарик.

И в руке его горит золотой фонарик

3 - ЗА - 30 - ЗУ - ЗЫ - ЗЭ.

Лесенки насоса и комара логопед напевает вместе с детьми.

2) Чтение слогов по слоговой таблице:

Логопед. А теперь читаем слог насоса и сразу же слог ко­мара: са - за, со - зо...

А теперь наоборот: за - са...

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и спра­ва налево:

сас - зас                                                  спа - зба

сое - зос                                                  сфо - зво

сус - зус                                                  ску - згу

сыс - зыс                                                 сты - зды

сэс - зэс                                                   спэ - збэ

 

Логопед. Замените звук [с] на [з], или [з] на [с] в следую­щих слогах и словах: са-за,               зо- ....,                    су- ...

   са, за - за, са,   зы, сы - сы, зы,...   зэ, сэ – сэ, зэ

   соя - Зоя,          зуб - ...,            росы - ...,

   коза - ...,           сайка ...,        Захар - ...

3. Дифференциация звуков [с] - [з] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Как-то раз папа-насос рассказывал папе-комару о своём увлечении фоторыбалкой и показывал ему последние снимки. Сейчас мы с вами будем слушать названия рыб, чьи фо­тографии сделал папа-насос, а вы, если услышите в слове звук [з], делайте рукой такое движение, как будто звоните в коло­кольчик, а если услышите звук [с], закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Салака, зубан, сардинелла, зубатка, сайда, сом (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, делают «забор­чик», слегка прикусывают язык и продолжают выполнять уп­ражнение), заурида, снуки, зоархия, сырок, судак, зубчатка, скрипун, занкл, скаляр, треска, усач, глазач, талисманка, алепизавр, толстолобик, хамса, батизавр, мерлуза, путассу, вырезуб, бекас, аргус, фонареглазы, хиазмод, анчоус, щетинозуб, палочкохвост, экзаллия... сазан, рогозубообразные, волосозуб, костноязыкие, склеропагес, сардина-сардинопс, заурида-эсо, медуза-ризостома, скалозубообразные.

2) Анализ и синтез слов.

• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте
по счёту находится звук [с] или [з], и положите букву с или з
на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Хвастун, козырёк, любезный, автобус, скунс, возглас, аспа­рагус, разнообразный, вискоза, сахарозаменитель, фонареглазы, палочкохвост, сардинопс, скалозубообразные.

• Работа по карточкам.

Вставить пропущенные буквы с- з в слова.

..амо..вал, ..ано..а, ..апи.жа, ра..пи..ание, пу..то..вон, ..о..нание, при..по..обление, ..апа..ы, ра..ма..ал, ..трау.., по..ле..автра, ра..ри..овал, во..ра..т, ба..но..ловный, ..анаве.. .



Физкультминутка

а) Расширение сеисомоторного репертуара. Речь с движениями. (« Ладушки» с постепенным убыстрением темпа.)

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты,золотой!

б) Развитие мелкой моторики.

• «Поднималки».

Две руки ребёнка лежат на столе. Пальцы слегка раздвинуты. Ребёнок одновременно поднимает мизинец правой руки и боль­шой палец левой, затем безымянный палец правой руки и указа­тельный левой, затем средний палец правой руки и средний па­лец левой, затем указательный палец правой руки и безымянный левой, и большой палец правой руки и мизинец левой.

• «Землемерка» (см. занятие 28).

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 27, но на уров­не локтя).

4. Дифференциация звуков [с] - [з] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, которая записана па доске. Затем текст за­крывается. Каждый ребёнок повторяет её самостоятельно, и по памяти записывает в тетрадь тремя цветами. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.

Анфиска везла на возу

Козленка, козла и козу.

Часок подремала в лесу,

Проспала козлёнка, козла и козу.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

Занятие  30

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [3']

Цель: учить детей различать звуки [с'] - [з'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложения из 10-15 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях ко­торых есть звуки [з], [с], пластилиновые фигурки насосиков и комарёнка, таблица «Характеристика звуков», слоговые таб­лицы; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с бук­вами с и з.

Ход  занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 266.