1. Дифференциация изолированных звуков [с] - [з].
Логопед показывает пластилиновые фигурки насоса и комара.
Логопед. Па сегодняшнем занятии нам будут помогать различать звуки ...
Д е т и . ...папа-насос и папа-комар!
Логопед. Правильно! Значит, тема нашего занятия...
Дети. Звуки [с] - [з] и буквы С и 3.
Логопед. Найдите сходство и различие звуков [с] - [з] с опорой на таблицу и запишите их характеристики в тетрадь под портретами насоса и комара.
Обратить внимание на артикуляционные признаки этих звуков.
Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1-й-руку на горло, 2-й - закрыть уши). Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах.
На доске слоговая таблица.
1) Работа со слоговыми таблицами.
Логопед. Давайте вспомним песенки насоса и комара!
Жил-был насос,
жил-был насос.
Любил смеяться он до слёз.
Любил качать он колесо.
С - СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.
Вдруг откуда-то летит наш герой - комарик.
И в руке его горит золотой фонарик
3 - ЗА - 30 - ЗУ - ЗЫ - ЗЭ.
Лесенки насоса и комара логопед напевает вместе с детьми.
2) Чтение слогов по слоговой таблице:
Логопед. А теперь читаем слог насоса и сразу же слог комара: са - за, со - зо...
А теперь наоборот: за - са...
На доску вывешивается вторая слоговая таблица.
А теперь читаем слоги на этой таблице слева направо и справа налево:
сас - зас спа - зба
сое - зос сфо - зво
сус - зус ску - згу
сыс - зыс сты - зды
сэс - зэс спэ - збэ
Логопед. Замените звук [с] на [з], или [з] на [с] в следующих слогах и словах: са-за, зо- ...., су- ...
са, за - за, са, зы, сы - сы, зы,... зэ, сэ – сэ, зэ
соя - Зоя, зуб - ..., росы - ...,
коза - ..., сайка ..., Захар - ...
3. Дифференциация звуков [с] - [з] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Как-то раз папа-насос рассказывал папе-комару о своём увлечении фоторыбалкой и показывал ему последние снимки. Сейчас мы с вами будем слушать названия рыб, чьи фотографии сделал папа-насос, а вы, если услышите в слове звук [з], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [с], закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.
Салака, зубан, сардинелла, зубатка, сайда, сом (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, делают «заборчик», слегка прикусывают язык и продолжают выполнять упражнение), заурида, снуки, зоархия, сырок, судак, зубчатка, скрипун, занкл, скаляр, треска, усач, глазач, талисманка, алепизавр, толстолобик, хамса, батизавр, мерлуза, путассу, вырезуб, бекас, аргус, фонареглазы, хиазмод, анчоус, щетинозуб, палочкохвост, экзаллия... сазан, рогозубообразные, волосозуб, костноязыкие, склеропагес, сардина-сардинопс, заурида-эсо, медуза-ризостома, скалозубообразные.
2) Анализ и синтез слов.
• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте
по счёту находится звук [с] или [з], и положите букву с или з
на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Хвастун, козырёк, любезный, автобус, скунс, возглас, аспарагус, разнообразный, вискоза, сахарозаменитель, фонареглазы, палочкохвост, сардинопс, скалозубообразные.
• Работа по карточкам.
Вставить пропущенные буквы с- з в слова.
..амо..вал, ..ано..а, ..апи.жа, ра..пи..ание, пу..то..вон, ..о..нание, при..по..обление, ..апа..ы, ра..ма..ал, ..трау.., по..ле..автра, ра..ри..овал, во..ра..т, ба..но..ловный, ..анаве.. .
Физкультминутка
а) Расширение сеисомоторного репертуара. Речь с движениями. (« Ладушки» с постепенным убыстрением темпа.)
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты,золотой!
б) Развитие мелкой моторики.
• «Поднималки».
Две руки ребёнка лежат на столе. Пальцы слегка раздвинуты. Ребёнок одновременно поднимает мизинец правой руки и большой палец левой, затем безымянный палец правой руки и указательный левой, затем средний палец правой руки и средний палец левой, затем указательный палец правой руки и безымянный левой, и большой палец правой руки и мизинец левой.
• «Землемерка» (см. занятие 28).
в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 27, но на уровне локтя).
4. Дифференциация звуков [с] - [з] в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, которая записана па доске. Затем текст закрывается. Каждый ребёнок повторяет её самостоятельно, и по памяти записывает в тетрадь тремя цветами. После записи предъявляется образец, по которому дети проверяют написанное.
Анфиска везла на возу
Козленка, козла и козу.
Часок подремала в лесу,
Проспала козлёнка, козла и козу.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
Занятие 30
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [3']
Цель: учить детей различать звуки [с'] - [з'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложения из 10-15 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [з], [с], пластилиновые фигурки насосиков и комарёнка, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с буквами с и з.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 266.