1. Дифференциация изолированных звуков [з] - [з'].
На доске слоговая таблица.
Логопед показывает детям фигурку комара.
Вдруг откуда-то летит наш герой - комарик.
И в руке его горит золотой фонарик.
3 - ЗА - 30 - ЗУ - ЗЫ - ЗЭ.
Логопед берёт в руки пластилинового комарёнка.
Вылезает из пелёнок
Наш ребёнок-комарёнок
И пищит он тонко-тонко,
А поёт он звонко-звонко.
В болоте зелёном комарик живёт.
Зелёным лягушкам он громко поёт.
Зелёная музыка к звёздам летит.
Мелодия эта нежно звучит.
ЗЬ - ЗЯ - ЗЁ - ЗЮ - ЗИ - ЗЕ.
Логопед. Кто назовёт любимый звук комара?
Д е т и . Это звук [з].
Логопед.А какой любимый звук у комарёнка?
Д е т и . Это звук [з'].
Сравнение звуков [з] - [з'] по таблице.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [з] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [з] - твёрдый, звонкий.
Звук [з'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Средняя часть языка приподнимается вперёд вверх. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [з'] -мягкий, звонкий. Они оба согласные, звонкие.
Но звук [з] - твёрдый, а звук [з'] - мягкий.
Логопед. Слева на строке нарисуйте синюю букву з и превратите её в комара. Справа нарисуйте зелёную букву з и превратите её в комарёнка. Запишите характеристики звуков под соответствующими портретами. Отличия обведите красной рамочкой.
2. Дифференциация звуков [з ] - [з'] в слогах.
Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.
Логопед. Посмотрите ещё раз на песенки комаров и прочитайте их.
- Какие гласные буквы написаны в папиной песне почему именно эти гласные использованы в ней?
- Назовите гласные буквы в песенке сыночка. Объясните, почему здесь использованы эти гласные?
3. Дифференциация звуков [з] - [з'] в словах.
1) Игра «Молчуны».
Логопед. Как по-другому можно назвать комара и комарёнка?
Д е т и. Насекомые.
Л о г о п е д. А есть ли у них враги?
Д е т и . Птицы, лягушки, жабы, рыбы....
Логопед. Всё утро папа-комар рассказывал своему сыночку о том, каких рыб нужно остерегаться, а с какими можно дружить. Мы с комарами будем говорить вам названия рыб, а вы, если услышите в них звук [з], показывайте кулак, а если услышите звук [з'], показывайте ладонь.
Зубан, заурида, зеленушка, зубатка (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, высовывают язык и продолжают выполнять упражнение), зоархия, занкл, язи, рыба-зеркало, мазу, рыба-зебра, изо, оризия, брызгун, гильза, гамбузия, витязиелла, кузовок, двузуб, галозавр, медзина, монтезума, цезио, мерлуза, базилихт, кабезон... моллиенезия изящная, карпозубообразные, разнозубообразные.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе ниями.
Ходит дом ходуном:
Бьёт Захарка молотком.
Он дрожит от злости,
Забивая гвозди.
Гвозди гнутся, гвозди мнутся,
Их шляпки не ломаются.
Гвозди извиваются...
Никак не забиваются!
б) Развитие мелкой моторики.
· «Поднималки» (см. занятие 27).
· «Землемерка».
Ладонь лежит на столе, пальцы прижаты друг к другу.
Средний палец сгибается, упираясь кончиком в стол, а ладонь продвигается вперед.
Далее средний палец выпрямляется. Сгибаются указательный и безымянный, также упираясь кончиками в стол. За счёт этого движения ладонь опять продвигается вперёд и т. д.
Сначала упражнение разучивается правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 27).
2) Анализ и синтез слов.
· Работа со звуковой линейкой. Определение места звука
в слове.
Логопед. Послушайте названия рыб, определите, на каком месте по счёту находится звук [з] или [з'], и положите синюю или зелёную букву з на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Оризия, брызгун, язи, гамбузия, гильза, монтезума, карпозубообразные, разнозубообразные.
· Запись слов тремя цветами в три столбика (без предвари тельного выкладывания их схем).
заноза развозить изюбр
знаменитый позёмка
гнездо взятка
4. Дифференциация звуков [з] - [з'] в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Работа с деформированными предложениями.
На доске записаны предложения, в которых все слова пере путаны местами. Устно дети восстанавливают порядок слов в предложении, ставя над каждым словом порядковый номер. Затем с опорой на номера записывают восстановленные предложения тремя цветами.
Логопед. Комар с комарёнком несли вам предложения со своими любимыми звуками, чтобы посмотреть, как вы их красиво и правильно запишете. Но по пути они решили поиграть с ветерком, и все слова рассыпались. Они их подобрали, а что теперь с ними делать, не знают. Помогите им собрать предложения.
Зря, козёл, не, Кузьма, дразнил, козла, забыл, задиру.
Зимним, звенят, утром, от, заре, на, берёзы, мороза.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они отличаются?
- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости согласного звука [з] на письме?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [з']?
- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [з'] на письме?
А н я т и е 29
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [З]
Цель: учить детей различать звуки [с] - [з] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобук
венного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложения из 8-10 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [з], [з'], пластилиновые фигурки насоса и комара, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, мяч; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с буквами с и з, индивидуальные карточки со словами с пропущенными буквами с и з.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 268.