П. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [з] - [з'].

На доске слоговая таблица.

Логопед показывает детям фигурку комара.

                    Вдруг откуда-то летит наш герой - комарик.

                    И в руке его горит золотой фонарик.

                    3 - ЗА - 30 - ЗУ - ЗЫ - ЗЭ.

Логопед берёт в руки пластилинового комарёнка.

                    Вылезает из пелёнок

                    Наш ребёнок-комарёнок

                    И пищит он тонко-тонко,

                    А поёт он звонко-звонко.

                    В болоте зелёном комарик живёт.

                    Зелёным лягушкам он громко поёт.

Зелёная музыка к звёздам летит.

 Мелодия эта нежно звучит.

ЗЬ - ЗЯ - ЗЁ - ЗЮ - ЗИ - ЗЕ.

Логопед. Кто назовёт любимый звук комара?

Д е т и . Это звук [з].

Логопед.А какой любимый звук у комарёнка?

Д е т и . Это звук [з'].

Сравнение звуков [з] - [з'] по таблице.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [з] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в перед­ние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направ­ленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [з] - твёрдый, звонкий.

Звук [з'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Средняя часть языка приподнимается вперёд вверх. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [з'] -мягкий, звонкий. Они оба согласные, звонкие.

Но звук [з] - твёрдый, а звук [з'] - мягкий.

Логопед. Слева на строке нарисуйте синюю букву з и пре­вратите её в комара. Справа нарисуйте зелёную букву з и превра­тите её в комарёнка. Запишите характеристики звуков под соответствующими портретами. Отличия обведите красной рамочкой.

2. Дифференциация звуков [з ] - [з'] в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.

Логопед. Посмотрите ещё раз на песенки комаров и про­читайте их.

- Какие гласные буквы написаны в папиной песне почему именно эти гласные использованы в ней?

- Назовите гласные буквы в песенке сыночка. Объясните, по­чему здесь использованы эти гласные?

3. Дифференциация звуков [з] - [з'] в словах.

1) Игра «Молчуны».

Логопед. Как по-другому можно назвать комара и кома­рёнка?

Д е т и. Насекомые.

Л о г о п е д. А есть ли у них враги?

Д е т и . Птицы, лягушки, жабы, рыбы....

Логопед. Всё утро папа-комар рассказывал своему сыноч­ку о том, каких рыб нужно остерегаться, а с какими можно дру­жить. Мы с комарами будем говорить вам названия рыб, а вы, если услышите в них звук [з], показывайте кулак, а если услы­шите звук [з'], показывайте ладонь.

Зубан, заурида, зеленушка, зубатка (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, высовывают язык и продолжают выполнять упражнение), зоархия, занкл, язи, рыба-зеркало, мазу, рыба-зебра, изо, оризия, брызгун, гильза, гамбузия, витязиелла, кузовок, двузуб, галозавр, медзина, монтезума, цезио, мерлуза, базилихт, кабезон... моллиенезия изящная, карпозубообразные, разнозубообразные.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ ниями.

Ходит дом ходуном:

Бьёт Захарка молотком.

Он дрожит от злости,

Забивая гвозди.

Гвозди гнутся, гвозди мнутся,

Их шляпки не ломаются.

Гвозди извиваются...

Никак не забиваются!

б) Развитие мелкой моторики.

· «Поднималки» (см. занятие 27).

· «Землемерка».

Ладонь лежит на столе, пальцы прижаты друг к другу.

Средний палец сгибается, упираясь кончиком в стол, а ла­донь продвигается вперед.

Далее средний палец выпрямляется. Сгибаются указатель­ный и безымянный, также упираясь кончиками в стол. За счёт этого движения ладонь опять продвигается вперёд и т. д.

Сначала упражнение разучивается правой рукой, затем ле­вой, а потом двумя руками вместе.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 27).

2) Анализ и синтез слов.

· Работа со звуковой линейкой. Определение места звука
в слове.

Логопед. Послушайте названия рыб, определите, на каком месте по счёту находится звук [з] или [з'], и положите синюю или зелёную букву з на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Оризия, брызгун, язи, гамбузия, гильза, монтезума, карпозубообразные, разнозубообразные.

· Запись слов тремя цветами в три столбика (без предвари­ тельного выкладывания их схем).

заноза                                    развозить                           изюбр

знаменитый                                                                            позёмка

гнездо                                                                                      взятка

4. Дифференциация звуков [з] - [з'] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Работа с деформированными предложениями.

На доске записаны предложения, в которых все слова пере­ путаны местами. Устно дети восстанавливают порядок слов в предложении, ставя над каждым словом порядковый номер. Затем с опорой на номера записывают восстановленные пред­ложения тремя цветами.

Логопед. Комар с комарёнком несли вам предложения со своими любимыми звуками, чтобы посмотреть, как вы их красиво и правильно запишете. Но по пути они решили поиграть с ветерком, и все слова рассыпались. Они их подобрали, а что теперь с ними делать, не знают. Помогите им собрать предложе­ния.

Зря, козёл, не, Кузьма, дразнил, козла, забыл, задиру.

Зимним, звенят, утром, от, заре, на, берёзы, мороза.


III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они отличаются?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости со­гласного звука [з] на письме?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости со­гласного звука [з']?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [з'] на письме?

 

А н я т и е  29

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [З]

Цель: учить детей различать звуки [с] - [з] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобук венного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложения из 8-10 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях ко­торых есть звуки [з], [з'], пластилиновые фигурки насоса и ко­мара, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, мяч; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с буквами с и з, индивидуальные карточки со словами с пропущенными буквами с и з.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.