II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [с] - [с'].

На доске слоговая таблица.

В руках у логопеда пластилиновые фигурки папы-насоса и двух сыночков-насосиков.

Жил-был насос, жил-был насос.

Любил смеяться он до слёз.

Любил качать он колесо.

С - СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.

А для маленьких колесиков

Звал сыночков он - насосиков.

Они сделают, что ни проси.

СЬ - СЯ - СЁ - СЮ - СЕ - СИ.

Логопед. Кто назовёт любимый звук папы-насоса?

Д е т и. Это звук [с].

Логопед. А какой любимый звук у сыночков-насосиков?

Д е т и. Это звук [с'].                                                                                                                                       

Сравнение звуков [с] - [с'] по таблице.                                                                                                                         

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [с] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в перед­ние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направ­ленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] - твёрдый, глухой.

Звук [с'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Средняя часть языка приподнимается вперёд вверх. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с'] - мягкий, глухой. Они оба согласные, глухие. Но звук [с] - твёр­дый, а звук [с'] - мягкий.

Логопед. Слева на строке нарисуйте синюю букву с и пре­кратите её в папу-насоса. Справа нарисуйте зелёную букву с и превратите её в сыночка насосика. Запишите характеристики туков под соответствующими портретами. Отличия обведите красной рамочкой.

2. Дифференциация звуков [с] - [с'] в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.

- Посмотрите ещё раз на песенки насосов и прочитайте их.

- Какие гласные буквы написаны в папиной песне, почему именно эти гласные использованы в ней?

- Назовите гласные буквы в песенке сыночков-насосиков. Объясните, почему здесь использованы эти гласные?

3. Дифференциация звуков [с] - [с'] в словах.

1) Игра «Молчуны».

Логопед. Хозяин насосов оказался заядлым рыбаком. Он часто рассказывал своим друзьям о разных рыбах. Насосики за­помнили названия некоторых рыб, и хотят, чтобы вы догада­юсь, какой звук, [с] или [с'], спрятался в этих словах. Если вы услышите в названиях рыб звук [с], показывайте кулак, а если услышите звук [с'], показывайте ладонь.

Сельдь, сайра, сардина, севрюга (далее идёт слушание с на грузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, высо­ вывают язык и продолжают выполнять упражнение), скум­брия, сёмга, сиг, ставрида, сиган, скорпена, скат, сырть, сингиль, сифамия, султанка, иваси, карась, носач, осётр, пегас, мечено­сец, пескарь, хариус, вуалехвост, ксенотка, лисица, многоус, лофопсетта, касатка, галаксия... лосось, самарис, сероспинка, дискус, ксенолист, веслонос, скопелопсис, сеарсиевые, синетелка австралийская.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

Сон, сон, пересон.

Сели в лодку пять персон: Сом, севрюга, три селёдки, Вылезайте все из лодки!

Постарел усатый сом. Поселился под мостом.

 И с крючков у рыбаков

Он таскает червяков.

Сом хитёр, а ты умён.

Выходи из круга вон!

б) Развитие мелкой моторики.

• «Поднималки».

Две руки ребёнка лежат на столе. Пальцы слегка раздвину­ты. Сначала ребёнок поднимает синхронно на обеих руках ми­зинцы, затем безымянные, затем средние, указательные и боль­шие пальцы, а затем возвращается от большого к мизинцу.

• «Лесенка».

Ноготь большого пальца левой руки ложился на подушечку большого пальца правой руки - готовы две первые ступеньки.

На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - ещё две сту­пеньки готовы.

Кончики всех пальцев поочерёдно ложатся друг на друга, мизинцы последние. Вот лесенка и построена.

в) Глазодвигательные упражнения.

Отработка движений глаз по четырём вспомогательным на­правлениям (диагоналям); к себе (предмет двигается к перено­сице) и от себя на расстоянии вытянутой руки.

2) Анализ и синтез слов.

• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [с] или [с'], и положите синюю или зе­лёную букву с на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Скат, сейф, ласка, осётр, глобус, веселье, новоселье, насос, насосики, скунс, государство, сломался, стоимость.

• Запись слов тремя цветами в три столбика (без предвари­тельного выкладывания их схем).

скафандр                     сестры                           апельсин

скальпель                    сероспинка                  лосёнок

раскопки                                                          поросята

• Игра с мячом «Назови ласково».

пёс - пёсик               лестница - лесенка                    колесо - колесико

нос -                        песня -                                       насос -

хвост-                      басня-                                        пылесос-

лист-                        сосна-                                        кокос-

4. Дифференциация звуков [с] - [с'] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Разучивание скороговорок. Дети проговаривают их с изме­ нением интонации (. ! ?).

Ест киска суп из миски,

Сыта киска, пуста миска.

Купила Марусе бусы бабуся,

Но гуси склевали по бусинке бусы.

Запись по памяти тремя цветами понравившейся скорого­ворки.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они отличаются?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости со­гласного звука [с] на письме?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости со­гласного звука [с']?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [с' на письме?

Занятие  28

Тема: ЗВУКИ [3] - [3'] И БУКВА 3

Цель: учить детей различать звуки [з] - [з'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов IV класса; б) анализа и синтеза предложений из 7-9 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях ко­торых есть звуки [с], [с'], слоговая таблица, пластилиновые фи­гурки комара и комарёнка, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с синими и зелёными буквами з.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 220.