1. Дифференциация изолированных звуков [с] - [с'].
На доске слоговая таблица.
В руках у логопеда пластилиновые фигурки папы-насоса и двух сыночков-насосиков.
Жил-был насос, жил-был насос.
Любил смеяться он до слёз.
Любил качать он колесо.
С - СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.
А для маленьких колесиков
Звал сыночков он - насосиков.
Они сделают, что ни проси.
СЬ - СЯ - СЁ - СЮ - СЕ - СИ.
Логопед. Кто назовёт любимый звук папы-насоса?
Д е т и. Это звук [с].
Логопед. А какой любимый звук у сыночков-насосиков?
Д е т и. Это звук [с'].
Сравнение звуков [с] - [с'] по таблице.
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [с] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] - твёрдый, глухой.
Звук [с'] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Средняя часть языка приподнимается вперёд вверх. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с'] - мягкий, глухой. Они оба согласные, глухие. Но звук [с] - твёрдый, а звук [с'] - мягкий.
Логопед. Слева на строке нарисуйте синюю букву с и прекратите её в папу-насоса. Справа нарисуйте зелёную букву с и превратите её в сыночка насосика. Запишите характеристики туков под соответствующими портретами. Отличия обведите красной рамочкой.
2. Дифференциация звуков [с] - [с'] в слогах.
Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.
- Посмотрите ещё раз на песенки насосов и прочитайте их.
- Какие гласные буквы написаны в папиной песне, почему именно эти гласные использованы в ней?
- Назовите гласные буквы в песенке сыночков-насосиков. Объясните, почему здесь использованы эти гласные?
3. Дифференциация звуков [с] - [с'] в словах.
1) Игра «Молчуны».
Логопед. Хозяин насосов оказался заядлым рыбаком. Он часто рассказывал своим друзьям о разных рыбах. Насосики запомнили названия некоторых рыб, и хотят, чтобы вы догадаюсь, какой звук, [с] или [с'], спрятался в этих словах. Если вы услышите в названиях рыб звук [с], показывайте кулак, а если услышите звук [с'], показывайте ладонь.
Сельдь, сайра, сардина, севрюга (далее идёт слушание с на грузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот, высо вывают язык и продолжают выполнять упражнение), скумбрия, сёмга, сиг, ставрида, сиган, скорпена, скат, сырть, сингиль, сифамия, султанка, иваси, карась, носач, осётр, пегас, меченосец, пескарь, хариус, вуалехвост, ксенотка, лисица, многоус, лофопсетта, касатка, галаксия... лосось, самарис, сероспинка, дискус, ксенолист, веслонос, скопелопсис, сеарсиевые, синетелка австралийская.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Сон, сон, пересон.
Сели в лодку пять персон: Сом, севрюга, три селёдки, Вылезайте все из лодки!
Постарел усатый сом. Поселился под мостом.
И с крючков у рыбаков
Он таскает червяков.
Сом хитёр, а ты умён.
Выходи из круга вон!
б) Развитие мелкой моторики.
• «Поднималки».
Две руки ребёнка лежат на столе. Пальцы слегка раздвинуты. Сначала ребёнок поднимает синхронно на обеих руках мизинцы, затем безымянные, затем средние, указательные и большие пальцы, а затем возвращается от большого к мизинцу.
• «Лесенка».
Ноготь большого пальца левой руки ложился на подушечку большого пальца правой руки - готовы две первые ступеньки.
На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - ещё две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочерёдно ложатся друг на друга, мизинцы последние. Вот лесенка и построена.
в) Глазодвигательные упражнения.
Отработка движений глаз по четырём вспомогательным направлениям (диагоналям); к себе (предмет двигается к переносице) и от себя на расстоянии вытянутой руки.
2) Анализ и синтез слов.
• Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.
Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [с] или [с'], и положите синюю или зелёную букву с на соответствующую цифру на звуковой линейке.
Скат, сейф, ласка, осётр, глобус, веселье, новоселье, насос, насосики, скунс, государство, сломался, стоимость.
• Запись слов тремя цветами в три столбика (без предварительного выкладывания их схем).
скафандр сестры апельсин
скальпель сероспинка лосёнок
раскопки поросята
• Игра с мячом «Назови ласково».
пёс - пёсик лестница - лесенка колесо - колесико
нос - песня - насос -
хвост- басня- пылесос-
лист- сосна- кокос-
4. Дифференциация звуков [с] - [с'] в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Разучивание скороговорок. Дети проговаривают их с изме нением интонации (. ! ?).
Ест киска суп из миски,
Сыта киска, пуста миска.
Купила Марусе бусы бабуся,
Но гуси склевали по бусинке бусы.
Запись по памяти тремя цветами понравившейся скороговорки.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они отличаются?
- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости согласного звука [с] на письме?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [с']?
- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [с' на письме?
Занятие 28
Тема: ЗВУКИ [3] - [3'] И БУКВА 3
Цель: учить детей различать звуки [з] - [з'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов IV класса; б) анализа и синтеза предложений из 7-9 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [с], [с'], слоговая таблица, пластилиновые фигурки комара и комарёнка, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с синими и зелёными буквами з.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 275.