• Игра «Пятый лишний» (на слух).
Глухарь, гусь, иволга, сорока, фламинго.
Пеликан, голубь, колибри, кукушка, клюв.
2 варианта ответов.
Затем дети воспроизводят ряды слов по памяти в прямом и обратном порядке.
П. Знакомство с новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [к']- [г'].
На доске слоговая таблица. Появляется цыплёнок Кирюша.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки!
Куриный я ребёнок
-Так кто же я?
-Цыплёнок! КЬ - КЯ - КЁ - КЮ - КИ - КЕ.
Появляется гусёнок Геша.
Беленький гусёнок у речки сидит.
Грустно гусёнок на воду глядит.
Хочется купаться, да мама не велит!
Ведь у гусёнка горлышко болит! ГЬ - ГЯ - ГЁ - ГЮ - ГИ - ГЕ.
Песенки цыплёнка и гусёнка логопед напевает вместе с детьми.
Логопед. Тема нашего занятия...
Д е т и. Звуки [к'] – [г'] и буквы К, Г.
Далее дети характеризуют и сравнивают звуки [к'] – [г'] по таблице, не забывая отметить схожесть артикуляционных признаков этих звуков.
Звонкость – глухость звуков проверяется двумя способами (1-й –руку на горло, 2-й – закрыть уши).
Логопед. Слева на строке нарисуйте зелёную букву к и превратите её в цыплёнка Кирюшу. Справа нарисуйте зеленую букву г и превратите её в гусёнка Гешу. Запишите характеристики звуков под соответствующими портретами. 1
Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [к'] - [г'] в слогах.
• Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись!».
Л о г о п е д. Кя - гя - кя, кё - кё - гё...
А теперь попробуйте повторять наоборот. Я говорю кя, а вы - гя... . Я - гя - кя, а вы - кя - гя... . Я - кя - кя - гя, а вы — гя – гя - кя....
3. Дифференциация звуков [к'] - [г'] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Кирюша и Геша любят рассматривать большую птичью энциклопедию. Больше всего они любят смотреть на птиц, в названии которых есть звуки... Как вы думаете, какие?
Если вы услышите в слове звук [г'], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [к'], закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.
Кеа, снегирь, акеп, иволги (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот и продолжают выполнять упражнение), лорикет, ванги, пустельги, чомги, авдотки, дубровники, носороги, пуховки, буревестники, ореховки, неслоногие, зяблики, сычики, поморники, большеногие, пыжики, кедровки.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Что такое? Что случилось? Все вертится, и кружится,
Отчего же всё кругом
И несётся кувырком.
Завертелось, закружилось А за нею вилки,
И помчалось колесом? Рюмки да бутылки,
Утюги за сапогами, Чашки да ложки
Сапоги за пирогами, Скачут по дорожке.
Пироги за утюгами, «Уходите, бегите, спасайтеся!»
Кочерга за кушаком -
К. И. Чуковский
Логопед. Кто автор этих стихотворных строк? Из одного ли произведения они взяты?
б) Развитие мелкой моторики.
• «Рожки - ножки» - реципрокные движения.
• «Лестница в небо» (см. занятие 25).
в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15, но игрушка перемещается на уровне носа ребёнка).
2) Анализ и синтез слов.
Правильное обозначение мягкости согласных на письме.
дубровники снегири
поморники пустельги
кедровки большеногие
Деление слов на слоги (устно).
Выкладывание их схем.
Запись слов под соответствующими транскрипциями в 2 столбика тремя цветами.
(Обращать внимание детей на несоответствие звуков и букв в словах.)
4. Дифференциация звуков [к'] - [г'] в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Дети проговаривают скороговорки, отхлопывая ритм, а за тем записывают их тремя цветами по памяти.
В гербарии у Евдокии, Лукерьи и Ангелины герань, подснежники и георгины.
У Василики, Вероники и Ядвиги расцвели васильки, гиацинты и фиги.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали на занятии?
- В чём их сходство?
- В чём различие?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласных звуков на письме?
- Как ещё можно обозначить мягкость согласных?
- Чем вам понравилось занятие?
Занятие 27
Тема: ЗВУКИ [С] - [С] И БУКВА С
Цель: учить детей различать звуки [с] - [с'] изолированно, к слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов XIII класса; б) анализа и синтеза предложений из 9-10 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [к'], [г'], слоговая таблица, пластилиновые фигурки насосов, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с синими и зелёными буквами с; мяч.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 272.