I. Организационный момент и повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• Игра «Пятый лишний» (на слух).

Глухарь, гусь, иволга, сорока, фламинго.

Пеликан, голубь, колибри, кукушка, клюв.

2 варианта ответов.

Затем дети воспроизводят ряды слов по памяти в прямом и обратном порядке.

П. Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [к']- [г'].

На доске слоговая таблица. Появляется цыплёнок Кирюша.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки!

Куриный я ребёнок

-Так кто же я?

 -Цыплёнок! КЬ - КЯ - КЁ - КЮ - КИ - КЕ.

Появляется гусёнок Геша.

Беленький гусёнок у речки сидит.

Грустно гусёнок на воду глядит.

 Хочется купаться, да мама не велит!

 Ведь у гусёнка горлышко болит! ГЬ - ГЯ - ГЁ - ГЮ - ГИ - ГЕ.

Песенки цыплёнка и гусёнка логопед напевает вместе с детьми.

Логопед. Тема нашего занятия...

 Д е т и. Звуки [к'] – [г'] и буквы К, Г.

Далее дети характеризуют и сравнивают звуки [к'] – [г'] по таблице, не забывая отметить схожесть артикуляционных признаков этих звуков.

Звонкость глухость звуков проверяется двумя способами (1-й –руку на горло, 2-й – закрыть уши).

Логопед. Слева на строке нарисуйте зелёную букву к и превратите её в цыплёнка Кирюшу. Справа нарисуйте зеленую букву г и превратите её в гусёнка Гешу. Запишите характери­стики звуков под соответствующими портретами.                                                                                                                  1

Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [к'] - [г'] в слогах.

• Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись!».

Л о г о п е д. Кя - гя - кя, кё - кё - гё...

А теперь попробуйте повторять наоборот. Я говорю кя, а вы - гя... . Я - гя - кя, а вы - кя - гя... . Я - кя - кя - гя, а вы — гя – гя - кя....

3. Дифференциация звуков [к'] - [г'] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Кирюша и Геша любят рассматривать большую птичью энциклопедию. Больше всего они любят смотреть на птиц, в названии которых есть звуки... Как вы думаете, какие?

Если вы услышите в слове звук [г'], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [к'], закрывайте уши руками, как будто надеваете науш­ники.

Кеа, снегирь, акеп, иволги (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот и продолжают выполнять упражнение), лорикет, ванги, пустельги, чомги, авдотки, дубровники, носороги, пуховки, буревестники, ореховки, неслоногие, зяблики, сычики, поморники, большеногие, пыжи­ки, кедровки.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

Что такое? Что случилось?                      Все вертится, и кружится,

 Отчего же всё кругом                              И несётся кувырком.

Завертелось, закружилось                       А за нею вилки,

И помчалось колесом?                             Рюмки да бутылки,

Утюги за сапогами,                                   Чашки да ложки

Сапоги за пирогами,                                Скачут по дорожке.

Пироги за утюгами,                                  «Уходите, бегите, спасайтеся!»

Кочерга за кушаком -

К. И. Чуковский

Логопед. Кто автор этих стихотворных строк? Из одно­го ли произведения они взяты?

б) Развитие мелкой моторики.

• «Рожки - ножки» - реципрокные движения.

• «Лестница в небо» (см. занятие 25).

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15, но игрушка перемещается на уровне носа ребёнка).

2) Анализ и синтез слов.

Правильное обозначение мягкости согласных на письме.

дубровники                                              снегири

поморники                                               пустельги

кедровки                                                   большеногие

Деление слов на слоги (устно).

Выкладывание их схем.

Запись слов под соответствующими транскрипциями в 2 столбика тремя цветами.

(Обращать внимание детей на несоответствие звуков и букв в словах.)

4. Дифференциация звуков [к'] - [г'] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Дети проговаривают скороговорки, отхлопывая ритм, а за тем записывают их тремя цветами по памяти.

В гербарии у Евдокии, Лукерьи и Ангелины герань, под­снежники и георгины.

У Василики, Вероники и Ядвиги расцвели васильки, гиацин­ты и фиги.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чём их сходство?

- В чём различие?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости со­гласных звуков на письме?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласных?

- Чем вам понравилось занятие?

Занятие 27

Тема: ЗВУКИ [С] - [С] И БУКВА С

Цель: учить детей различать звуки [с] - [с'] изолированно, к слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенно­го анализа и синтеза слов XIII класса; б) анализа и синтеза предложений из 9-10 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях ко­торых есть звуки [к'], [г'], слоговая таблица, пластилиновые фи­гурки насосов, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с синими и зелёными буквами с;  мяч.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 213.