II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [к] - [г].

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли две мамы: ку­рица и гусыня. Кто помнит, как их зовут?

Д е т и. Курицу зовут Клуша, а гусыню Глаша.

Логопед. Молодцы! Значит, тема нашего занятия...

Д е т и. Звуки [к] - [г] и буквы К и Г.

Логопед. Найдите сходство и различие звуков [к] - [г] с опорой на таблицу и запишите их характеристики в тетрадь под портретами Клуши и Глаши.

Звонкость - глухость звуков проверяется двумя способами (1-й - руку на горло, 2-й - закрыть уши). Обращаем внимание на артикуляционные признаки этих звуков. Отличия заключают­ся в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [к] - [г] в слогах.

На доске слоговая таблица.

1) Работа со слоговой таблицей.

Логопед. Вспомните песенку курицы Клуши.

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умница курица была.

Шила мне кафтаны, шила сапоги.

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот.

Сказочку расскажет, песенку споёт.

- К - КА - КО - КУ - КЫ - КЭ.

А теперь песенку гусыни Глаши.

Белая гусыня к ручейку идёт.

Важная гусыня гусёнка ведёт.

Белая гусыня вышла на луга.

Громко закричала:

Г ГЭ ГЫ ГУ ГО -ГА.

Песенки курицы и гусыни логопед напевает вместе с детьми.

2) Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

Сначала дети повторяют слоги с наглядной опорой:

КА-ГА-КА, КО-КО-ГО...                                                                                                                             I

...без наглядной опоры:

 ГУ-ГУ-КУ, ГЫ-КЫ-ГЫ...

 

3) Игра с мячом.

Логопед. Замените звук [к] на [г], или [г] на [к] в следую­щих слогах и словах.

 Ка - га,          го -... ,            гу - ...,            гол - кол,  

кора - ...,        кот - ...,           гость -.,          Глаша- ...,

колос- ...,        грот- ...,         икра- ..., ...

3. Дифференциация звуков [к] - [г] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Клуша и Глаша посетили птичий базар. Сегодня там был день птиц, в названиях которых встречаются звуки... Догадайтесь, какие?..

Если вы услышите в слове звук [г], делайте рукой такое дви­жение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [к], прикрывайте уши руками, как будто надеваете наушники. Гриф, казуар, кайра, глухарь (далее идёт слушание с нагруз­кой: дети закрывают глаза, широко открывают рот и продол­жают выполнять упражнение), глупыш, кондор, аргус, фламинго, баклан, бекас, ванга, чомга, фрегат, вьюрок, дубровник,  молотоглав, огарь.

А теперь «хитрые» слова: галка, голубка, казарка, гаичка,  крапивник, гокко (куры), какако, гагарка, гага, лягушкорот...

 2) Анализ и синтез слов.

жаворонок                                     пигалица

скворец                                          пустельга

остроклювка                                 молотоглав

короткохвостка                             белоглазка

гребенушка                                      трясогузка

Деление слов на слоги (устно).

Выкладывание их схем.

Запись данных слов под соответствующими транскрип­циями в 2 столбика тремя цветами.

(Обращать внимание детей на несоответствие звуков и бук в  в словах.)

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

Грач качался в гамаке (наклоны в стороны),

Гуси - в волнах на реке (наклоны вперёд - назад).

 Мимо голуби летели (покачивание руками)

 И на веточку присели (приседания).

Веточка качается (покачивание руками),

Неплохо получается (хлопки).

б) Развитие мелкой моторики.

«Рожки - ножки» - реципрокные движения.

«Лестница в небо» (см. занятие 23).

Когда движения станут привычными, игра усложняется и к ней подключаются остальные пальцы. Один из двух смыкающихся пальцев - всегда большой, а к нему в пару после указательного по очереди приходят все остальные пальцы противо­положной руки, делая по одному «шажку».

Затем идут движения в обратном направлении - от мизинца к указательным пальцам. Потом направление меняется снова, в  результате кисти рук то медленно поднимаются вверх, то опускаются вниз.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15, но //
рушка перемещается на уровне носа ребёнка).

4. Дифференциация звуков [к] - [г] в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, затем каждый ребёнок повторяет её самостоятельно и по памяти записывает в тетрадь тремя цветами.

Приготовила Клуша Глаше Кашу с простоквашей, а Глаша Клушу угостила грушей.

Прочитайте слова, в которых вы написали букву к.


III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

Занятие 26

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [К'] - [Г']

Цель: учить детей различать звуки [к'] - [г'] изолирован­но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обо­значать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) деления на слоги слов сложной слоговой структуры; в) анализа и синтеза предложения из 10-11 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: слоговая таблица, игрушки: цыпленок Кирюша и гусенок Геша, таблица «Характеристика звуков», на­поры из разноцветных квадратиков для звукового анализа.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.