1. Дифференциация изолированных звуков [к] - [г].
Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли две мамы: курица и гусыня. Кто помнит, как их зовут?
Д е т и. Курицу зовут Клуша, а гусыню Глаша.
Логопед. Молодцы! Значит, тема нашего занятия...
Д е т и. Звуки [к] - [г] и буквы К и Г.
Логопед. Найдите сходство и различие звуков [к] - [г] с опорой на таблицу и запишите их характеристики в тетрадь под портретами Клуши и Глаши.
Звонкость - глухость звуков проверяется двумя способами (1-й - руку на горло, 2-й - закрыть уши). Обращаем внимание на артикуляционные признаки этих звуков. Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [к] - [г] в слогах.
На доске слоговая таблица.
1) Работа со слоговой таблицей.
Логопед. Вспомните песенку курицы Клуши.
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умница курица была.
Шила мне кафтаны, шила сапоги.
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот.
Сказочку расскажет, песенку споёт.
- К - КА - КО - КУ - КЫ - КЭ.
А теперь песенку гусыни Глаши.
Белая гусыня к ручейку идёт.
Важная гусыня гусёнка ведёт.
Белая гусыня вышла на луга.
Громко закричала:
Г ГЭ ГЫ ГУ ГО -ГА.
Песенки курицы и гусыни логопед напевает вместе с детьми.
2) Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».
Сначала дети повторяют слоги с наглядной опорой:
КА-ГА-КА, КО-КО-ГО... I
...без наглядной опоры:
ГУ-ГУ-КУ, ГЫ-КЫ-ГЫ...
3) Игра с мячом.
Логопед. Замените звук [к] на [г], или [г] на [к] в следующих слогах и словах.
Ка - га, го -... , гу - ..., гол - кол,
кора - ..., кот - ..., гость -., Глаша- ...,
колос- ..., грот- ..., икра- ..., ...
3. Дифференциация звуков [к] - [г] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Клуша и Глаша посетили птичий базар. Сегодня там был день птиц, в названиях которых встречаются звуки... Догадайтесь, какие?..
Если вы услышите в слове звук [г], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [к], прикрывайте уши руками, как будто надеваете наушники. Гриф, казуар, кайра, глухарь (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, широко открывают рот и продолжают выполнять упражнение), глупыш, кондор, аргус, фламинго, баклан, бекас, ванга, чомга, фрегат, вьюрок, дубровник, молотоглав, огарь.
А теперь «хитрые» слова: галка, голубка, казарка, гаичка, крапивник, гокко (куры), какако, гагарка, гага, лягушкорот...
2) Анализ и синтез слов.
жаворонок пигалица
скворец пустельга
остроклювка молотоглав
короткохвостка белоглазка
гребенушка трясогузка
Деление слов на слоги (устно).
Выкладывание их схем.
Запись данных слов под соответствующими транскрипциями в 2 столбика тремя цветами.
(Обращать внимание детей на несоответствие звуков и бук в в словах.)
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Грач качался в гамаке (наклоны в стороны),
Гуси - в волнах на реке (наклоны вперёд - назад).
Мимо голуби летели (покачивание руками)
И на веточку присели (приседания).
Веточка качается (покачивание руками),
Неплохо получается (хлопки).
б) Развитие мелкой моторики.
«Рожки - ножки» - реципрокные движения.
«Лестница в небо» (см. занятие 23).
Когда движения станут привычными, игра усложняется и к ней подключаются остальные пальцы. Один из двух смыкающихся пальцев - всегда большой, а к нему в пару после указательного по очереди приходят все остальные пальцы противоположной руки, делая по одному «шажку».
Затем идут движения в обратном направлении - от мизинца к указательным пальцам. Потом направление меняется снова, в результате кисти рук то медленно поднимаются вверх, то опускаются вниз.
в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15, но //
рушка перемещается на уровне носа ребёнка).
4. Дифференциация звуков [к] - [г] в предложениях.
• Анализ и синтез предложений.
Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку, затем каждый ребёнок повторяет её самостоятельно и по памяти записывает в тетрадь тремя цветами.
Приготовила Клуша Глаше Кашу с простоквашей, а Глаша Клушу угостила грушей.
Прочитайте слова, в которых вы написали букву к.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они похожи и чем отличаются?
Занятие 26
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [К'] - [Г']
Цель: учить детей различать звуки [к'] - [г'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) деления на слоги слов сложной слоговой структуры; в) анализа и синтеза предложения из 10-11 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: слоговая таблица, игрушки: цыпленок Кирюша и гусенок Геша, таблица «Характеристика звуков», напоры из разноцветных квадратиков для звукового анализа.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 264.