На доске столбик картинок: курица, чайка, киви, утка, пеликан, сорока.
Логопед. Первым сядет тот из вас, кто назовёт всех птиц.
Затем картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия изображенных птиц сверху вниз и снизу вверх, а затем называют лишнюю картинку.
II . Знакомство с новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [г] - [г'].
На доске слоговая таблица.
В руках у логопеда игрушечная гусыня.
Белая гусыня к ручейку идёт.
Важная гусыня гусёнка ведёт.
Белая гусыня вышла на луга.
Громко закричала:
-Г-ГЭ-ГЫ-ГУ-ГО-ГА.
Появляется гусёнок.
Беленький гусёнок у речки сидит.
Грустно гусёнок на воду глядит.
Хочется купаться, да мама не велит!
Ведь у гусёнка горлышко болит!
ГЬ- -ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ.
Логопед. Кто назовёт любимый звук гусыни Глаши?
Д е т и . Это звук [г].
Логопед. А какой любимый звук у гусёнка Геши?
Д е т и. Это звук [г'].
Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
Д е т и. Звук [г] - согласный, так как есть преграда - язык. Кончик языка внизу, слегка отодвинут от передних зубов, спинка языка высоко поднимается горкой в глубине рта. Воздух выходит, «взрывая горку». Звук [г] -твёрдый, звонкий.
Звук [г'] - согласный, так как есть преграда - язык. Кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Горка перемещается немного вперёд. Воздух выходит, «взрывая горку». Звук [г'] мягкий, звонкий.
Они оба согласные, звонкие. Но звук [г] - твёрдый, а звук [г'] - мягкий.
Логопед. Слева на строчке записали синюю букву г и превратили её в гусыню Глашу. А справа на строчке записали зелёную букву г и превратили её в гусёнка Гешу. Под рисунками пишем характеристики звуков. Отличия обводим в рамочку.
2. Дифференциация звуков [г] - [г'] в слогах.
Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.
Логопед. Давайте ещё раз посмотрим на песенки Глаши и Геши и прочитаем их.
Как мы можем обозначить мягкость звука [г'] на письме?
Д е т и. Для обозначения мягкости звука [г'] нам нужны гласные 2-го ряда: я, ё, ю, и, е, или ь.
Логопед. Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости звука [г]?
Д е т и. А для обозначения твёрдости звука [г] нам нужны гласные 1-го ряда: а, о, у, ы, э.
3. Дифференциация звуков [г] - [г'] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Однажды Глаша с Гешей отправились в кругосветное путешествие. По пути им встретилось много птиц. Но назовут они вам не всех, а только самых любимых. Догадайтесь, о каких птицах скажет каждый из них?
Д е т и . Глаша любит птиц, в названиях которых есть звук [г], а Геша - птиц, в названии которых есть звук [г'].
Логопед. Если вы услышите в названиях птиц звук [г], показывайте кубик, а если услышите звук [г'], показывайте меховой шарик.
Давайте потренируемся сначала на слогах. Гя, га, гу, ге, ги, го...
Гусь, голубь, снегирь, глухарь, гриф (далее идёт слушание с нагрузкой: дети встают, начинают маршировать и продолжают выполнять упражнение), глупыш, иволги, ванги, аргус, фламинго, носороги, огарь, фрегат, пигалица, пустельги, чомги, щегол, веслоногие, молотоглав, большеногие.
А теперь «хитрые» слова: гага, иглоногие (совы), гагара.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Песенка «Весёлые гуси».
(Жили у бабуси два весёлых гуся...)
б) Развитие мелкой моторики.
• «Рожки - ножки» - реципрокные движения.
• «Лестница в небо» (см. занятие 23).
в) Глазодвигательные упражнения (см.занятие 15, но игрушка перемещается на уровне носа ребёнка).
2) Анализ и синтез слов.
Развитие умения правильно обозначать мягкость согласных па письме.
пингвины вдребезги
мгновение магистраль
невзгоды орнитологи
Деление слов на слоги (устно).
Выкладывание их схем.
Запись слов под соответствующими транскрипциями в 2 столбика тремя цветами.
(Обращать внимание детей на несоответствие звуков и букв в словах.)
4. Дифференциация звуков [г] - [г'] в предложениях.
Анализ и синтез предложений.
Логопед. Гусыня Глаша и гусёнок Геша приготовили вам скороговорки. Прочитайте их и догадайтесь, кто из них какую скороговорку подбирал.
Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
Вытри ноги на пороге. На пороге вытри ноги.
Георгий моргал, а Егор подмигивал.
Георгий гулял, а Егор прогуливал.
Изобразите, как бы первую скороговорку произнесла гусыня, а вторую - гусёнок (с изменением высоты и силы голоса).
Третью скороговорку дети проговаривают попеременно: то как гусыня, то как гусенок, после чего записывают ее в тетрадь тремя цветами по памяти.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
- Чем они отличаются?
- Какие гласные нам нужны для обозначения твердости со гласного звука [г] на письме?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости со гласного звука [г']?
- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [г'] на письме?
- Вспомните названия птице твёрдым звуком [г].
- Вспомните названия птице мягким звуком [г'].
Занятие 25
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [К] - [Г]
Цель: учить детей различать звуки [к] - [г] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессии! 1ые функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) деления на слоги слов сложной слоговой структуры; в) анализа II синтеза предложения из 10-11 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [г] - [г'], плакат с изображениями птиц, игрушки: курица Клуша и гусыня Глаша, таблица «Характеристики звуков», слоговая таблица, мяч, наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа.
Ход з а н я т и я
Дата: 2019-03-05, просмотров: 250.