I . Организационный момент и повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На доске столбик картинок: курица, чайка, киви, утка, пеликан, сорока.

Логопед. Первым сядет тот из вас, кто назовёт всех птиц.

Затем картинки закрываются, и ребята воспроизводят названия изображенных птиц сверху вниз и снизу вверх, а затем называют лишнюю картинку.

II . Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [г] - [г'].

На доске слоговая таблица.

В руках у логопеда игрушечная гусыня.

Белая гусыня к ручейку идёт.

Важная гусыня гусёнка ведёт.

Белая гусыня вышла на луга.

Громко закричала:

-Г-ГЭ-ГЫ-ГУ-ГО-ГА.

Появляется гусёнок.

Беленький гусёнок у речки сидит.

Грустно гусёнок на воду глядит.

Хочется купаться, да мама не велит!

Ведь у гусёнка горлышко болит!

ГЬ- -ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ.

Логопед. Кто назовёт любимый звук гусыни Глаши?

Д е т и . Это звук [г].

Логопед. А какой любимый звук у гусёнка Геши?

Д е т и. Это звук [г'].

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Д е т и. Звук [г] - согласный, так как есть преграда - язык. Кончик языка внизу, слегка отодвинут от передних зубов, спин­ка языка высоко поднимается горкой в глубине рта. Воздух вы­ходит, «взрывая горку». Звук [г] -твёрдый, звонкий.

Звук [г'] - согласный, так как есть преграда - язык. Кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Горка перемещается немного вперёд. Воздух выходит, «взрывая горку». Звук [г'] мягкий, звонкий.

Они оба согласные, звонкие. Но звук [г] - твёрдый, а звук [г'] - мягкий.

Логопед. Слева на строчке записали синюю букву г и пре­вратили её в гусыню Глашу. А справа на строчке записали зелё­ную букву г и превратили её в гусёнка Гешу. Под рисунками пишем характеристики звуков. Отличия обводим в рамочку.

2. Дифференциация звуков [г] - [г'] в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.

Логопед. Давайте ещё раз посмотрим на песенки Глаши и Геши и прочитаем их.

Как мы можем обозначить мягкость звука [г'] на письме?

Д е т и. Для обозначения мягкости звука [г'] нам нужны гласные 2-го ряда: я, ё, ю, и, е, или ь.

Логопед. Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости звука [г]?

Д е т и. А для обозначения твёрдости звука [г] нам нужны гласные 1-го ряда: а, о, у, ы, э.

3. Дифференциация звуков [г] - [г'] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Однажды Глаша с Гешей отправились в кругосветное путешествие. По пути им встретилось много птиц. Но назовут они вам не всех, а только самых любимых. Догадайтесь, о каких птицах скажет каждый из них?

Д е т и . Глаша любит птиц, в названиях которых есть звук [г], а Геша - птиц, в названии которых есть звук [г'].

Логопед. Если вы услышите в названиях птиц звук [г], показывайте кубик, а если услышите звук [г'], показывайте ме­ховой шарик.

Давайте потренируемся сначала на слогах.  Гя, га, гу, ге, ги, го...

Гусь, голубь, снегирь, глухарь, гриф (далее идёт слушание с нагрузкой: дети встают, начинают маршировать и продол­жают выполнять упражнение), глупыш, иволги, ванги, аргус, фламинго, носороги, огарь, фрегат, пигалица, пустельги, чомги, щегол, веслоногие, молотоглав, большеногие.

А теперь «хитрые» слова: гага, иглоногие (совы), гагара.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

Песенка «Весёлые гуси».

(Жили у бабуси два весёлых гуся...)

б) Развитие мелкой моторики.

• «Рожки - ножки» - реципрокные движения.

• «Лестница в небо» (см. занятие 23).

в) Глазодвигательные упражнения (см.занятие 15, но иг­рушка перемещается на уровне носа ребёнка).

2) Анализ и синтез слов.

Развитие умения правильно обозначать мягкость согласных па письме.

пингвины                                   вдребезги

мгновение                                магистраль

невзгоды                                  орнитологи

Деление слов на слоги (устно).

Выкладывание их схем.

Запись слов под соответствующими транскрипциями в 2 столбика тремя цветами.

(Обращать внимание детей на несоответствие звуков и букв в словах.)

4. Дифференциация звуков [г] - [г'] в предложениях.

Анализ и синтез предложений.

Логопед. Гусыня Глаша и гусёнок Геша приготовили вам скороговорки. Прочитайте их и догадайтесь, кто из них какую скороговорку подбирал.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Вытри ноги на пороге. На пороге вытри ноги.

Георгий моргал, а Егор подмигивал.

Георгий гулял, а Егор прогуливал.

Изобразите, как бы первую скороговорку произнесла гусы­ня, а вторую - гусёнок (с изменением высоты и силы голоса).

Третью скороговорку дети проговаривают попеременно: то как гусыня, то как гусенок, после чего записывают ее в тет­радь тремя цветами по памяти.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они отличаются?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твердости со гласного звука [г] на письме?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости со гласного звука [г']?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [г'] на письме?

- Вспомните названия птице твёрдым звуком [г].

- Вспомните названия птице мягким звуком [г'].

Занятие 25

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [К] - [Г]

Цель: учить детей различать звуки [к] - [г] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессии! 1ые функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) деления на слоги слов сложной слоговой структуры; в) анализа II синтеза предложения из 10-11 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [г] - [г'], плакат с изображениями птиц, иг­рушки: курица Клуша и гусыня Глаша, таблица «Характеристики звуков», слоговая таблица, мяч, наборы из разноцветных квад­ратиков для звукового анализа.

Ход з а н я т и я

Дата: 2019-03-05, просмотров: 195.