II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [к] - [к'].

На доске слоговая таблица.

В руках у логопеда игрушечная курица.

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умница курица была.

Шила мне кафтаны, шила сапоги.

Сладкие, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот.

Сказочку расскажет, песенку споёт.

 К - КА - КО - КУ - КЫ - КЭ.

 

Явился в жёлтой шубке, Прощайте, две скорлупки! Куриный я ребёнок

-Так кто же я? - Цыплёнок!

Появляется цыплёнок.

КЬ - КЯ - КЁ - КЮ - КИ - КЕ .

Логопед. Кто назовёт любимый звук курицы Клуши?

Д е т и . Это звук [к].

Логопед.А какой любимый звук у цыплёнка Кирюши?

Д е т и . Это звук [к'].

Логопед. Давайте охарактеризуем (с опорой на таблицу) эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Дети. Звук [к] - согласный, так как есть преграда - язык. Кончик языка внизу, слегка отодвинут от передних зубов, спин­ка языка высоко поднимается горкой в глубине рта. Воздух вы­ходит, «взрывая горку». Звук [к] -твёрдый, глухой.

Звук [к'] - согласный, так как есть преграда - язык. Кончик языка внизу, упирается в передние зубы. Горка перемещается немного вперёд. Воздух выходит, «взрывая горку». Звук [к'] мягкий, глухой.

Они оба согласные, глухие. Но звук [к] - твёрдый, а звук [к'] - мягкий.

Логопед. Слева на строчке записали синюю букву к и превратили её в курицу Клушу. А справа на строчке записали зелёную букву к и превратили её в цыплёнка Кирюшу. Под ри­сунками пишем характеристики звуков.

Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация [к] - [к'] в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.

Логопед. Давайте ещё раз посмотрим на песенки Клуши и Кирюши и прочитаем их.

Как мы можем обозначить мягкость звука [к'] на письме?

Д е т и. Для обозначения мягкости звука [к'] нам нужны гласные 2-го ряда: я, ё, ю, и, е, или ь.

Логопед. Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости звука [к]?

Д е т и. А для обозначения твёрдости звука [к] нам нужны гласные 1-го ряда: а, о, у, ы, э.

3. Дифференциация [к] - [к'] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. У Клуши и Кирюши очень много друзей. Это разные птицы. Отгадайте, пожалуйста, кто с кем дружит. Если вы услышите, что я называю друга Клуши, показывайте кубик. Какой звук должен быть в этом слове?

Дети. Звук [к].

Логопед. А если услышите, что я называю друга Кирюши, показывайте меховой шарик. Какой звук должен быть в этом слове?

Д е т и. Звук [к'].

Логопед. Давайте потренируемся сначала на слогах.

Ка, ко, ке, кю, ку, кё...

Кондор, киви, казуар, кайра (далее идёт слушание с нагруз­кой: дети встают, начинают маршировать и продолжают вы­полнять упражнение), кеа, курица, колибри, акеп, баклан, авдотка, лорикет, чайки, беркут, утки, сойки, пеликан, оляпки, ов­сянки, жаворонок, большеклюв, вьюрки, пеночки, вертишейки, скворец, сплюшка, секретарь.

А теперь «хитрые» слова: какаду, кедровки, ткачик, вара­кушка, остроклювки, какако, кеклики, короткохвостки.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ ниями.

Конь сказал козе сурово:

                                      Ты коза, а не корова.

                                     Перестань, коза, бодаться,

                                               Все вокруг тебя боятся.

                                     Кролик крикнул из-за дома:

 - Мы с тобой, коза, знакомы.

Ты мою стащила кепку,

 А меня боднула крепко!

Кит подплыл и пробурчал:

-Нет, напрасно я молчал.

Призовём козу к ответу,

Ведь терпенья больше нету!

                                     Кошка тоже с ним согласна:

- Ты, коза, шалишь напрасно!
Не годится так, коза,

В дружбе жить должны друзья!

Задрожала тут коза, Разрыдалась дереза:

- Слово вам даю, друзья,
Что шалить не буду я!

б) Развитие .мелкой моторики.

• «Рожки - ножки» - реципрокные движения.

• «Лестница в небо» - к кончику большого пальца правой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки, а к кончику большого пальца левой - кончик указательного пальца правой. Нижние два пальца размыкаются и обходят с двух сторон сомкнутые пальцы и вновь встречаются над ними. Затем размыкается вторая пара пальцев, теперь оказавшаяся нижней. Движения повторяются, и, благодаря им, кисти рук постепенно поднимаются вверх, как бы идя по невидимой лестнице.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15, но игрушка перемещается на уровне носа ребёнка).

2) Анализ и синтез слов.

Развитие умения правильно обозначать мягкость согласных на письме.

Казуары (нелетающие птицы).

Манакины (птицы типа синиц).

Каракара (соколиные).

Топорики (чистики, плавающие под водой).

Пеликаны (водоплавающие птицы с длинным клювом и меш­ком под ним).

Индюки, куропатки (древесные куры).

Деление слов на слоги (устно).

Выкладывание их схем.

Запись слов под соответствующими транскрипциями а 2 столбика тремя цветами.

(Обращать внимание детей на несоответствие звуков и букв в  словах.)

3) Игра с мячом «Один - много».

чайка-чайки                                              нырок-

утка-                                                          чирок -

сойка-                                                        вьюрок -

сорока-                                                      юрок-

кукушка-                                                   пыжик -

индейка -                                                   поморник -

авдотка -                                                   ткачик -

казарка -                                                   конёк -

касатка -                                                    королёк -

крачка-                                                кеклик-

куропатка -                                               сычик -

кедровка-                                             крапивник-

остроклювка-                                            кулик-

овсянка-                                                дубровник-

оляпка-                                                      жаворонок-

пуховка -                                                   буревестник -

ореховка-                                                  зяблик-

сплюшка-                                                  канюк-

4. Дифференциация звуков [к] - |к'| в предложениях.

• Анализ и синтез предложений.

Маленькие птички кормят крупного кукушонка раз триста и день.

Дети выкладывают схему предложения, называют слова со звуками [к] - [к'], а также 2-е, 4-е, 1-е, 7-е... слово предло­жения, все слова предложения, начиная от последнего к первому.

Затем предложение записывается в прямом порядке тремя цветами.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они отличаются?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости со­гласного звука [к] на письме?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости со­гласного звука [к']?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [к'] на письме?

- Вспомните названия птиц с твёрдым звуком [к].

- Вспомните названия птиц с мягким звуком [к'].



Занятие 24

Тема: ЗВУКИ [Г] - [Г'] И БУКВА Г

Цель: учить детей различать звуки [г] - [г'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов XIV класса; б) деления на слоги слов XIV класса; в) анализа и синтеза предложений из 8-10 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [к] - [к'], плакат с изображениями птиц, слоговая таблица, игрушечная гусыня и гусёнок, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - по два деревянных куби­ка и меховых шарика, наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 317.