II . Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [в] - [ф].

На доске слоговая таблица.

«Приходят» волк Вася и фокусник. Дети повторяют вместе с игрушками их песенки (см. занятия 15 и 16) и отгадыва­ет тему занятия.

Сравнение звуков [в] - [ф] по таблице (см. занятие 1). 06ращается внимание на артикуляционные признаки этих звуков.

Звонкость - глухость звуков проверяется двумя способами

(1-й -руку на горло, 2-й - закрыть уши).

Логопед. Открыли тетради. Слева на строке нарисуйте синюю букву ф и превратите её в фокусника. Под ним запишите характеристику звука [ф]. Справа нарисуйте синюю букву в и превратите её в волка. Под ней мы запишем характеристику звука [в]. Отличия заключите в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [в ] - [ф] в слогах.

1) Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».

                                           ва - фа - ва

                                          во - во - фо
                                          фу - фу - ву

фы - вы - вы

                                  фэ - вэ - фэ

Если ребёнок затрудняется, ему помогают «волк» и «фо­кусник».

2) Работа со слоговой таблицей.
Чтение слоговых таблиц.

сва - сфа                                            ква - кфа

сво - сфо                                            кво - кфо

сву-сфу                                              кву-кфу

свы - сфы                                          квы - кфы

свэ - сфэ                                            квэ - кфэ

3. Дифференциация звуков [в] - [ф] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Если вы услышите в слове звук [в], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если  услышите звук [ф], закрывайте уши руками, как будто ни деваете наушники.

Фокусник и волк любят ходить в гости к друзьям. Там фокусник показывает им фокусы, а волк поёт песни. Сейчас они назовут фамилии некоторых из них:

Васин, Флоренский, Волгин, Фомин, Волина, Фокина, Фабиндер, Фостер.

Улыбнулись, широко открыли рот: Воробей, Фрадкин, Волчек, Ван Гог, Ван Дейк, Форточкин, Воронихин, Афонин, Никифорчук, Серебрякова, Шварц, Сафронас, Краваль, Гафт, Азнавур, Направник, Агафошин, Белофонте, Гофман, Савостии Ивакин.

А теперь «хитрые» слова: Фурманова, Шварцкопф, Вольф, Фурцева, Лаврентьева, Варвоглис, Фарфорова, Вадивасова, Владиславлева. С какой буквы пишутся фамилии?

2) Анализ и синтез слов.

Логопед. Запишите слова тремя цветами в 2 столбика под соответствующими характеристиками звуков, предварительно выкладывая схемы слов.

фараон                             воробей

фонарик                           поворот

фаэтон                              кузовок

                        фаворит

 

 Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

Логопед. Прочитайте стихотворение.

Подарил мне папа льва!

 Ох, и струсил я сперва!

 Я два дня его боялся,

 А на третий он сломался.

Б. Заходер

 

Повторите скороговорку, отхлопывая ритм.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Значение непонятных слов объясняется.

б) Развитие мелкой моторики.

• «Коза - корова» - реципрокные движения.

• «Кулак - ребро - ладонь» - упражнение выполняется сна­чала правой, а затем левой рукой, потом двумя руками вместе.

 • «Волк» - рука перед собой, ладонью к себе, 3 пальца прижаты друг к другу, мизинец двигается вниз - вверх, как пасть, и большой палец приподнят как «ухо» у волка.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15).

4. Дифференциация звуков [в] - [ф] в предложениях.

1) Анализ и синтез предложений.

• Вставьте пропущенные буквы в и ф.

Работа с предложениями, насыщенными звуками [ф] - [в], индивидуальным карточкам.

..ар..ара ..арит в те..лоно..ой кастрюле ..асоль.ый суп.

..окусник  ..рол Са..остин при помощи ..олшебного ..онарика пре..ращает ..уражку в ..орону.

..асилиса ..ар..оломее. ва доста..ала из шка..а сли..о..ую ко..ту, мохеро..ый шар...

Команде ..реда ..остера ..ручили приз за пер..ое место в соре..но..аниях по ..утболу.

Назовите имена и фамилии, которые встречались в ваших предложениях.

2) Игра «Отгадай слово».

Один ребёнок выходит из кабинета. Остальным логопед говорит слово со звуком [в] или [ф], например вода. Дети состав­ит с этим словом предложения, каждый своё.

У нас целую неделю не было горячей воды.

Я не люблю минеральную воду.

Таблетку надо обязательно запивать холодной водой.

И т. о ребёнок входит. Дети говорят свои предложения. Ребёнок отгадывает общее для всех предложений слово.



III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чём их сходство?

- В чём различие?

Занятие 18

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [В'] - [Ф']

Цель: учить детей различать звуки [в'] - [ф'] изолирован но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы учить правильно обозначать мягкость согласного на письме, формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов VIII класса; б) анализа и синтеза предложения из 7, 12 слов; расширять сенсомоторный репертуар

Оборудование: предметные картинки со звуками [в] [ф] (11), слоговые таблицы, игрушки: волчонок и феечка, таблица «Характеристика звуков», наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Тихо, дети, в класс входите И на доску посмотрите!

Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.