1. Дифференциация изолированных звуков [в] - [ф].
На доске слоговая таблица.
«Приходят» волк Вася и фокусник. Дети повторяют вместе с игрушками их песенки (см. занятия 15 и 16) и отгадывает тему занятия.
Сравнение звуков [в] - [ф] по таблице (см. занятие 1). 06ращается внимание на артикуляционные признаки этих звуков.
Звонкость - глухость звуков проверяется двумя способами
(1-й -руку на горло, 2-й - закрыть уши).
Логопед. Открыли тетради. Слева на строке нарисуйте синюю букву ф и превратите её в фокусника. Под ним запишите характеристику звука [ф]. Справа нарисуйте синюю букву в и превратите её в волка. Под ней мы запишем характеристику звука [в]. Отличия заключите в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [в ] - [ф] в слогах.
1) Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».
ва - фа - ва
во - во - фо
фу - фу - ву
фы - вы - вы
фэ - вэ - фэ
Если ребёнок затрудняется, ему помогают «волк» и «фокусник».
2) Работа со слоговой таблицей.
Чтение слоговых таблиц.
сва - сфа ква - кфа
сво - сфо кво - кфо
сву-сфу кву-кфу
свы - сфы квы - кфы
свэ - сфэ квэ - кфэ
3. Дифференциация звуков [в] - [ф] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Если вы услышите в слове звук [в], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ф], закрывайте уши руками, как будто ни деваете наушники.
Фокусник и волк любят ходить в гости к друзьям. Там фокусник показывает им фокусы, а волк поёт песни. Сейчас они назовут фамилии некоторых из них:
Васин, Флоренский, Волгин, Фомин, Волина, Фокина, Фабиндер, Фостер.
Улыбнулись, широко открыли рот: Воробей, Фрадкин, Волчек, Ван Гог, Ван Дейк, Форточкин, Воронихин, Афонин, Никифорчук, Серебрякова, Шварц, Сафронас, Краваль, Гафт, Азнавур, Направник, Агафошин, Белофонте, Гофман, Савостии Ивакин.
А теперь «хитрые» слова: Фурманова, Шварцкопф, Вольф, Фурцева, Лаврентьева, Варвоглис, Фарфорова, Вадивасова, Владиславлева. С какой буквы пишутся фамилии?
2) Анализ и синтез слов.
Логопед. Запишите слова тремя цветами в 2 столбика под соответствующими характеристиками звуков, предварительно выкладывая схемы слов.
фараон воробей
фонарик поворот
фаэтон кузовок
фаворит
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Логопед. Прочитайте стихотворение.
Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.
Б. Заходер
Повторите скороговорку, отхлопывая ритм.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Значение непонятных слов объясняется.
б) Развитие мелкой моторики.
• «Коза - корова» - реципрокные движения.
• «Кулак - ребро - ладонь» - упражнение выполняется сначала правой, а затем левой рукой, потом двумя руками вместе.
• «Волк» - рука перед собой, ладонью к себе, 3 пальца прижаты друг к другу, мизинец двигается вниз - вверх, как пасть, и большой палец приподнят как «ухо» у волка.
в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15).
4. Дифференциация звуков [в] - [ф] в предложениях.
1) Анализ и синтез предложений.
• Вставьте пропущенные буквы в и ф.
Работа с предложениями, насыщенными звуками [ф] - [в], индивидуальным карточкам.
..ар..ара ..арит в те..лоно..ой кастрюле ..асоль.ый суп.
..окусник ..рол Са..остин при помощи ..олшебного ..онарика пре..ращает ..уражку в ..орону.
..асилиса ..ар..оломее. ва доста..ала из шка..а сли..о..ую ко..ту, мохеро..ый шар...
Команде ..реда ..остера ..ручили приз за пер..ое место в соре..но..аниях по ..утболу.
Назовите имена и фамилии, которые встречались в ваших предложениях.
2) Игра «Отгадай слово».
Один ребёнок выходит из кабинета. Остальным логопед говорит слово со звуком [в] или [ф], например вода. Дети составит с этим словом предложения, каждый своё.
У нас целую неделю не было горячей воды.
Я не люблю минеральную воду.
Таблетку надо обязательно запивать холодной водой.
И т. о ребёнок входит. Дети говорят свои предложения. Ребёнок отгадывает общее для всех предложений слово.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали на занятии?
- В чём их сходство?
- В чём различие?
Занятие 18
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [В'] - [Ф']
Цель: учить детей различать звуки [в'] - [ф'] изолирован но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы учить правильно обозначать мягкость согласного на письме, формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов VIII класса; б) анализа и синтеза предложения из 7, 12 слов; расширять сенсомоторный репертуар
Оборудование: предметные картинки со звуками [в] [ф] (11), слоговые таблицы, игрушки: волчонок и феечка, таблица «Характеристика звуков», наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа.
Ход занятия
I . Организационный момент.
Тихо, дети, в класс входите И на доску посмотрите!
Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.