II . Повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На доске картинки: кровать, арфа, корова, телефон, самовар, дерево, вафли, лифт, шарф, сова, туфли.

Логопед. Мы сегодня с вами попробуем запомнить картинки необычным способом. Посмотрите на первую картинку. Что это?

Д е т и. Это кровать.

Логопед. А теперь представьте, что вы трогаете эту кровать, ощущаете теплоту деревянной спинки. Проведите рукой по одеялу... А какая мягкая подушечка лежит на нём!.. Какую следующую картинку мы будем мысленно трогать? (Корову.)

Дети мысленно ощупывают каждый предмет, нарисованный на картинках, в названии которого есть звук [в]. Затем картинки закрываются. Дети воспроизводят ряд. Аналогичная  работа проводится с оставшимися картинками.

III .  Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [в'] - [ф'].

На доске слоговая таблица.  Приходят волчонок Веня и феечка. Они вместе с детьми   поют свои песенки с опорой на слоговые ряды на таблицах занятия 15, 16). Дети отгадывают тему занятия: «Звуки  [в'] - [ф'] и буквы В и Ф».

Обращается внимание на способы обозначения мягкости согласных звуков.

Логопед. Ребята, если вы измените в слове Веня звук [в'] на звук [ф'], вы узнаете, как иногда называют феечку.

Д е т и. Феня.

Сравнение звуков [в] - [ф] по таблице (см. занятие 1).

Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами: 1-й - руку на горло, 2-й ~ закрыть уши. Не забываем отметить схожесть артикуляционных признаков этих звуков.

Логопед. В тетради слева на строчке нарисуйте зелёную букву в и превратите её в волчонка Венечку. Справа на строчке нарисуйте зелёную букву ф и превратите её в феечку Фенечку. Напишите характеристики звуков под соответствующими рисунками. Отличия заключите в красную рамочку.

2. Дифференциация звуков [в'] - [ф'] в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.

Дети поют песенки вместе с волчонком и феечкой. Обраща­ ется внимание на то, как обозначена мягкость согласных зву­ков [в'] и [ф'] в песенках (на письме).

3. Дифференциация звуков [в'] - [ф'] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Я буду называть слоги и слова, а вы, если услы­шите звук [в'], звоните в воображаемый колокольчик, а если ус­лышите звук [ф'], надевайте воображаемые наушники.

Вя, фё, фю, ви, ве, фе...

Оказывается, и у Венечки, и у Фенечки сегодня день рож­дения. Они пригласили к себе на праздник своих друзей, имена которых вы и услышите:

Федот, Виктор, Вениамин (Какое полное имя у нашего вол­чонка?), Фиби, Федора, Федул, Винни-Пух, Финист Ясный Со­кол, Виталий, Вильям, Филипп.

Улыбнулись, широко открыли рот: Виссарион, Фердинанд,  Фемистокл, Винсент, Анфиса, Эльвира, Земфира, Сильвия, Жо­зефина, Ядвига, София, Серафима, Офелия, Савелий, Людвиг, Трофим, Квинтилиан, Прокофий, Ливии, Порфирий, Сильвестр.

А теперь «хитрые» слова: Феофила, Фивея, Феофилакт, Виллифий, Филофей...

- С какой буквы пишутся эти слова?
- Почему?



Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями (даётся установка на запоминание двустиший).

Вертолёт вертел винтами.                                                                                                                         I

Шевелил траву с цветами.

Назовите слова со звуком [в'] из этого стихотворения.

Федя полез за конфетой в буфет.

Значит, в буфете не будет конфет!

    Назовите слова со звуком [ф'] из этого стихотворения.

б) Развитие мелкой моторики.

• «Коза - корова» - реципрокные движения.

• «Кулак, ребро, ладонь» - синхронные движения двумя руками.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15).

2) Анализ и синтез слов.

Запишите слова тремя цветами в 2 столбика под соответствующими характеристиками звуков. Прежде чем писать, давайте выложим из квадратиков схемы звукового состава слов, называя звуки. Как вы думаете, какие слова понравятся волчонку? А ка­кие феечке?

веточка                                                    фиалка

Венечка                                                   Фенечка

таверна                                                    конфета

Обращать внимание детей на несоответствие звуков и букв словах.

4. Дифференциация звуков [в'] - [ф'] в предложениях.

Анализ и синтез предложений.

1) Игра «Отгадай слово».

Один ребёнок выходит из кабинета. Остальным логопед гов орит слово со звуком [в'] или [ф'], например: великий живой фир­менный. Дети составляют с ним предложения, каждый своё.

Ребёнок входит. Дети говорят свои предложения. Ребёнок отгадывает общее для всех предложений слово.

2) Припоминание двустиший из физкультминутки и запись
в тетрадь тремя цветами.


IV. Итог занятий.

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чём их сходство?

- В чём различие?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости гласных на письме?

- Как еще можно обозначить мягкость согласных?

- Чем вам понравилось занятие?

Занятие  19

Тема: ЗВУКИ [Т] - [Т'] И БУКВА Т

Цель: учить детей различать звуки [т] - [т'] изолированно в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы, учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов IX класса; б) деления на слоги слов VIII, IX класса; в) анализа и синтеза предложений из 11 слов, расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки (4), в названиях которых есть звуки [в'] или [ф'], слоговая таблица, волчонок и феечка, игрушечная кошка, таблица «Характеристика звуков», мяч, наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа; слова, написанные на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов, для составления предложения.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Слышите, звенит звонок.

Начинаем наш урок.

Тихо, дети, не шумите

И на доску посмотрите!

Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.