На доске картинки: кровать, арфа, корова, телефон, самовар, дерево, вафли, лифт, шарф, сова, туфли.
Логопед. Мы сегодня с вами попробуем запомнить картинки необычным способом. Посмотрите на первую картинку. Что это?
Д е т и. Это кровать.
Логопед. А теперь представьте, что вы трогаете эту кровать, ощущаете теплоту деревянной спинки. Проведите рукой по одеялу... А какая мягкая подушечка лежит на нём!.. Какую следующую картинку мы будем мысленно трогать? (Корову.)
Дети мысленно ощупывают каждый предмет, нарисованный на картинках, в названии которого есть звук [в]. Затем картинки закрываются. Дети воспроизводят ряд. Аналогичная работа проводится с оставшимися картинками.
III . Знакомство с новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [в'] - [ф'].
На доске слоговая таблица. Приходят волчонок Веня и феечка. Они вместе с детьми поют свои песенки с опорой на слоговые ряды на таблицах занятия 15, 16). Дети отгадывают тему занятия: «Звуки [в'] - [ф'] и буквы В и Ф».
Обращается внимание на способы обозначения мягкости согласных звуков.
Логопед. Ребята, если вы измените в слове Веня звук [в'] на звук [ф'], вы узнаете, как иногда называют феечку.
Д е т и. Феня.
Сравнение звуков [в] - [ф] по таблице (см. занятие 1).
Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами: 1-й - руку на горло, 2-й ~ закрыть уши. Не забываем отметить схожесть артикуляционных признаков этих звуков.
Логопед. В тетради слева на строчке нарисуйте зелёную букву в и превратите её в волчонка Венечку. Справа на строчке нарисуйте зелёную букву ф и превратите её в феечку Фенечку. Напишите характеристики звуков под соответствующими рисунками. Отличия заключите в красную рамочку.
2. Дифференциация звуков [в'] - [ф'] в слогах.
Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.
Дети поют песенки вместе с волчонком и феечкой. Обраща ется внимание на то, как обозначена мягкость согласных звуков [в'] и [ф'] в песенках (на письме).
3. Дифференциация звуков [в'] - [ф'] в словах.
1) Игра «Кто внимательный?».
Логопед. Я буду называть слоги и слова, а вы, если услышите звук [в'], звоните в воображаемый колокольчик, а если услышите звук [ф'], надевайте воображаемые наушники.
Вя, фё, фю, ви, ве, фе...
Оказывается, и у Венечки, и у Фенечки сегодня день рождения. Они пригласили к себе на праздник своих друзей, имена которых вы и услышите:
Федот, Виктор, Вениамин (Какое полное имя у нашего волчонка?), Фиби, Федора, Федул, Винни-Пух, Финист Ясный Сокол, Виталий, Вильям, Филипп.
Улыбнулись, широко открыли рот: Виссарион, Фердинанд, Фемистокл, Винсент, Анфиса, Эльвира, Земфира, Сильвия, Жозефина, Ядвига, София, Серафима, Офелия, Савелий, Людвиг, Трофим, Квинтилиан, Прокофий, Ливии, Порфирий, Сильвестр.
А теперь «хитрые» слова: Феофила, Фивея, Феофилакт, Виллифий, Филофей...
- С какой буквы пишутся эти слова?
- Почему?
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями (даётся установка на запоминание двустиший).
Вертолёт вертел винтами. I
Шевелил траву с цветами.
Назовите слова со звуком [в'] из этого стихотворения.
Федя полез за конфетой в буфет.
Значит, в буфете не будет конфет!
Назовите слова со звуком [ф'] из этого стихотворения.
б) Развитие мелкой моторики.
• «Коза - корова» - реципрокные движения.
• «Кулак, ребро, ладонь» - синхронные движения двумя руками.
в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15).
2) Анализ и синтез слов.
Запишите слова тремя цветами в 2 столбика под соответствующими характеристиками звуков. Прежде чем писать, давайте выложим из квадратиков схемы звукового состава слов, называя звуки. Как вы думаете, какие слова понравятся волчонку? А какие феечке?
веточка фиалка
Венечка Фенечка
таверна конфета
Обращать внимание детей на несоответствие звуков и букв словах.
4. Дифференциация звуков [в'] - [ф'] в предложениях.
Анализ и синтез предложений.
1) Игра «Отгадай слово».
Один ребёнок выходит из кабинета. Остальным логопед гов орит слово со звуком [в'] или [ф'], например: великий живой фирменный. Дети составляют с ним предложения, каждый своё.
Ребёнок входит. Дети говорят свои предложения. Ребёнок отгадывает общее для всех предложений слово.
2) Припоминание двустиший из физкультминутки и запись
в тетрадь тремя цветами.
IV. Итог занятий.
- Какие звуки мы сравнивали на занятии?
- В чём их сходство?
-
В чём различие?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости гласных на письме?
- Как еще можно обозначить мягкость согласных?
- Чем вам понравилось занятие?
Занятие 19
Тема: ЗВУКИ [Т] - [Т'] И БУКВА Т
Цель: учить детей различать звуки [т] - [т'] изолированно в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы, учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов IX класса; б) деления на слоги слов VIII, IX класса; в) анализа и синтеза предложений из 11 слов, расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки (4), в названиях которых есть звуки [в'] или [ф'], слоговая таблица, волчонок и феечка, игрушечная кошка, таблица «Характеристика звуков», мяч, наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа; слова, написанные на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов, для составления предложения.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Слышите, звенит звонок.
Начинаем наш урок.
Тихо, дети, не шумите
И на доску посмотрите!
Дата: 2019-03-05, просмотров: 271.