П. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [д] - [д'].

На доске слоговая таблица. Появляется дятел и поёт песенку.

Дятел жил в дупле пустом.

Дуб долбил как долотом. Д

Ь-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ.

Логопед. Кто же прилетел к нам на занятие?

Д е т и. К нам на занятие прилетел дятел.

Логопед. Какой 1-й звук в слове «дятел»?

Д е т и. В слове «дятел» 1-й звук- [д'].

Логопед. Отгадайте, как зовут нашего дятла.

Д е т и. Его зовут Дима.

Из-за шкафа вылезает домовой.

А у дятла - ой-ой-ой!

 Поселился домовой!

Он сердит на нас - беда!

 Разбегайтесь кто куда!

Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ.

Логопед. Кто же у нас такой сердитый?

Д е т и. Домовой!

Л о г о п е д. За что может сердиться домовой?

Д е т и . За драку, за невыученное домашнее задание...

Логопед. Чтобы домовой перестал сердиться, вам надо правильно выполнить все задания, показать, какие вы дружные и любознательные.

Какой 1-й звук в слове «домовой»?

Д е т и . В слове «домовой» 1-й звук- [д].

Логопед. Какое имя может быть у нашего домового?

Д е т и.  Домовой Данилыч.

Логопед. Так какая тема нашего занятия?

Д е т и . Звуки [д] - [д'] и буква Д.

Сравнение звуков [д] - [д'] по таблице и запись их характе­ристик в тетрадь. Обратить внимание на артикуляционные признаки этих звуков: на звук [д] кончик языка за верхними зу­бами, а на [д' ]- за нижними, средняя часть спинки языка дополнительно поднимается и напрягается.

Отличия заключаются в красную рамку.

Логопед. Слева на строчке записали зелёную букву д и превратили её в дятла. А справа на строчке записали синюю букву д и превратили её в домового. Под рисунками пишем ха­рактеристики звуков.

2. Дифференциация звуков [д] - [д'] в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных па письме.

Дети поют песенки вместе с «дятлом» и «домовым». Об­ращается внимание на то, как обозначена мягкость согласного звука [д']  и  твёрдость согласного звука [д] в песенках (на письме).

3. Дифференциация звуков [д] - |д'| в словах.

1) Игра «Молчуны».

Логопед. Дима и Данилыч любят рассказывать, как они путешествовали по рекам и озёрам. Я вам буду говорить назва­ния тех рек и озёр, на которых они побывали. Если вы услышите слово с твёрдым звуком [д] - покажите кулак, а если с мягким туком [д'] - покажите ладонь. Работаем молча. Сначала мы по­тренируемся на слогах.

До, дю, да, ды, де...

Дунай, Дарлинг, Дигул, Дон, Десна, Даугава, Диз.

А теперь широко открыли рот, до предела высунули язык и продолжаем выполнять задание.

Дулгалах, Демьянка, Днепр, Дереке'й, Див, Дженеси, Лунди, Индигирка, Анадырь, Мадисон, Гудзон, Раджанг, Улинди, Чагода, Канейдиан, Надым, Юдинхэ, Маханади, Андога, Одра, Редья, Клондайк, Ясельда, Санджу.. Дамодар, Джеди, Кадада, Адидже, Джорджина.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

• Ребята, у нашего домового есть друг - домовёнок Кузька.
Давайте споём его песенку, может быть, наш Данилыч подобре­ет. (Ладушки.)

Приходи, сосед, к соседу

На весёлую беседу.

Где друзья, там и я.

А где я, там и друзья.

Так и эдак мы - друзья!

Так и эдак вместе!

• Повторяем скороговорку:

Дед Данила делил дыню:

Дольку Диме, дольку Дине.

Дима дарит Дине дыню.

Дыню Дине дарит Дима.

б) Развитие мелкой моторики.

• «Рожки - ножки» - синхронные движения двумя руками.

• «Кулак - ребро - ладонь» - синхронные движения двумя руками.

• «Осьминожки» - пальчики бегают по всей передней по­верхности тела, по спине соседа.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 19).

2) Анализ и синтез слов.

дискетка                                                      бандана

дядюшка                                                     дублёнка

пойдёмте                                                     воздушный

дождевик

Деление слов на слоги (устно).

• Выкладывание их схем.

• Запись слов под изображением домового и дятла в 2 столбика тремя цветами.

(Обратить внимание на несоответствие звуков и букв в дан­ ных словах.)

4. Дифференциация звуков [д] - [д'] в предложениях.

1) Анализ и синтез предложений.

Домовой. Вижу-вижу, писать вы хорошо научились! А попробуйте объяснить, когда так говорят: «Долог день до ве­чера, коли делать нечего!»

Дети объясняют смысл пословицы, выкладывают схему предложения, называют слова со звуками [д] - [д'], а также 2-е, 4-е, 1-е, 7-е... слово предложения, все слова предложения, начиная от последнего к первому.

Затем предложение записывается в прямом порядке тремя цветами.

2) Игра «Кто больше назовёт слов».

Припоминание слов со звуками [д] и [д']. За каждое слово даётся фишка.


III. Итог занятия.

Проводит домовой Данилыч. Он доволен детьми и уже не сердится.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня?

- Чем они отличаются?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости согласного звука [д] на письме?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости со­гласного звука [д']?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [д'] на письме?

 

Занятие 21

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Т] - [Д]

Цель : учить детей различать звуки [т] - [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов XI класса; б) анализа и синтеза предложений; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: игрушки кошка Тоша и домовой, таб­лица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, индивиду­альные карточки с буквами д и т, вырезанными из наждачной бумаги и наклеенными на картон, мяч, предметные картинки, в названии которых есть звуки [д], [т], наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа, карточки с текстами с про пущенными буквами д и т, фишки.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 206.