III. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [п'] - [б'].

Логопед. Кто же сегодня пришёл к нам на занятие?

Д е т и. Овечки и попугайчик Петя.

Логопед. Вспомните, какой любимый звук у Петеньки?

Д е т и. Звук [п'].

Логопед. Какой он?

Даётся характеристика звука с опорой на таблицу.

Д е т и . Звук [п'] -согласный, мягкий, глухой.

Логопед. Вспомните, какой любимый звук у овечек?

Д е т и. Звук [б']. Он согласный, мягкий, звонкий.

Л о г о п с д . Ребята, вы догадались, какая тема нашего занятия?

Д е т и . Звуки [п'] - [б'] и буквы П и Б.

Логопед. Молодцы! Так чем же отличаются звуки [п'] и [б']?

Д е т и. Звук [п'] - глухой, а звук [б'] - звонкий.

Логопед. А чем они похожи?

Д е т и. Звуки [п'] и [б'] - согласные, мягкие. У них одина­ковая преграда - губы.

Звонкость - глухость звуков проверяется двумя способами (1-й -руку на горло, 2-й - закрыть уши).

Далее производится запись характеристик звуков в тет­радь. Отличия заключаем в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [б'] - [п'] в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.

1) Работа со слоговыми таблицами.

Логопед. Давайте вместе с овечками споём их любимую пе­сенку: БЬ - БЯ - БЁ - БЮ - БИ - БЕ.

А теперь вместе с Петенькой: ПЬ - ПЯ - ПЕ - ПЮ - ПИ - ПЕ.

- Как звучат согласные в этих песенках?

Д е т и. Согласные [п'] и [б'] звучат мягко.

Логопед. Какие гласные нам нужны, чтобы обозначить их мягкость на письме?

Д е т и. Гласные 2-го ряда: я, ё, ю, и, е.

Логопед. Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука?

Д е т и. Мягким знаком.

2) Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись!».

Логопед. Овечки и Петенька будут вам говорить слоги, а вы попробуйте их повторить.

Пя - бя - пя, пю - пю - бю, пё - бё - бё, би - пи - би и т. д.

3) Запись слогов.

Записать слоговые ряды (по три слога в ряду) под диктовку в тетрадь.

3. Дифференциация звуков [п'] - [б'] в словах.

I) Игра «Молчуны».

Логопед. Я буду называть города и страны, в которых побывали Петенька и овечки. Если вы услышите в слове звук [п'], закройте ушки ладошками, потому что...

Д е т и. ...этот звук глухой.

Логопед. А если вы услышите слово со звуком [б'], зво­ните в воображаемый колокольчик, потому что...

Д е т и. ...этот звук звонкий.

Логопед. Теперь работаем молча.

Бенин, Пинок, Бермуды, Пярну, Пьи, Бенгази, Пиетарсаари, Бишкек, Белиз, Берлин, Пенза, Бейрут, Пешавар, Петрич,  Копенгаген, Либерия, Мозамбик, Клайпеда, Канберра, Замбия, Галлхёпингтен, Монпелье, Тампико, Колумбия, Коберн-Таун, Эсперанс, Гвинея-Биссау.

А теперь «хитрые» слова: Бельско-Бяла, Бербера, Пьомбино, Шпицберген.

- На какой вопрос отвечают все эти слова?

- С какой буквы они пишутся?

2) Анализ и синтез слов.

Логопед. А следующие слова запишите в тетрадь в 2 стол­ика. Слева на строчке напишите зелёным цветом букву б, справа букву п, тоже зелёным цветом. Под буквой б пишите слова со звуком [б'], а под буквой п - слова со звуком [п']. Пишем тремя цветами. Но чтобы правильно написать эти слова, начала выложим их схемы.

Пятка, белка, пюре, битва, пёс, сыпь.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

За деревней, на просёлке

Пела, пела перепёлка.

Перепел прилетел.

Перепёлку перепел.

 

- Какой звук из нашей темы встречается в этой скорого­ворке?

Бык бодается с быком.

Убегают все кругом.

Береги, бегун, бока

От бодливого быка.

- А в этой скороговорке, какой встречается звук из нашей темы?

б) Развитие мелкой моторики.

«Коза - корова» - одновременно двумя руками.

 «Кулак - ладонь» - реципрокные движения.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 11).

4. Дифференциация звуков [п'1 - [б'] в предложениях.

1) Анализ и синтез предложений.

Логопед. Петенька нам принёс записку. Что же там напи­сано?

Петенька. Читайте-читайте, но только она немножко по­рвалась.

Логопед. Ребята, а давайте попробуем восстановить за­пись.

Слова написаны на карточках, боковые края которых выре заны по типу пазлов. Дети читают слова, составляют из них предложение. Затем записывают его в тетрадь, выделяя в гласные буквы красным цветом, а буквы, обозначающие звуки [п'] и [б'], зелёным.

Бегемот Петя любит жевать аппетитные лепёшки.

(Бегемот Петя любит есть аппетитные бисквитные пирож­ные.)

2) Игра «Кто больше назовёт слов».

Припоминание слов со звуками [п'] и [б']. За каждое слово даётся фишка.

 

IV . Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали на занятии?
- В чём их сходство?
- В чём различие?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласных звуков [п?] и [б'] на письме?
- Как ещё можно обозначить мягкость согласных звуков [п'] и [б']?






Занятие 15

Тема: ЗВУКИ [Ф] - [Ф'] И БУКВА Ф

Цель: учить детей различать звуки [ф] и [ф'] изолирован­но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов II, V класса; б) деления на слоги
слов V класса; в) анализа и синтеза предложений из 6 слов; рас­ширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: 8 предметных картинок, среди них 4, в названиях которых есть звук [п'], и 4, в названиях которых звук [б']; куклы или картинки с фокусником и феечкой,  слоговые таблицы, таблица «Характеристика звуков», таблица со словами; на каждого ребёнка - по два деревянных кубика меховых шарика, наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа, фишки.


Ход занятия

I. Организационный момент и повторение пройденною материала. На наборном полотне 8 картинок, расположенных в ряд.

Логопед. Запомните, не называя вслух, те из них, в назва­нии которых есть звук [п'].

Дети запоминают картинки. Наборное полотно перевора­чивается, и дети воспроизводят ряд из 4 картинок по памяти.

Логопед. Какой звук есть во всех оставшихся картинках?

II . Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [ф] - [ф'].

На доске слоговая таблица.

Логопед показывает фокусника во фраке и цилиндре.

Фокусник, фокусник, ты настоящий?

Медленно тянет за шнур он блестящий!

Замерли все, от восторга немея...

Из факела вдруг появляется фея!

Ф - ФА - ФО - ФУ - ФЫ - ФЭ!                                                                                                   I

Логопед показывает куклу или указывает на картинку.

Премиленькая феечка

Сидела на скамеечке.

И, скушав булку с маслицем,

Успела так замаслиться,

Что мыли эту феечку

Из трёх садовых леечек.

ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ!                                                                                                  1

Дети поют вместе «с фокусником» и «феей» с опорой на слоговые таблицы первую песню низким голосом, вторую  высоким голосом.

Логопед. Какой любимый звук у фокусника? у феи?

Тема нашего занятия - «Звуки [ф] - [ф'] и буква Ф».

Сравнение звуков [ф] - [ф'] по таблице.

Логопед. Звук [ф] - согласный, потому что воздух встре­чает во рту преграду: нижняя губа касается верхних зубов; твёр­дый, глухой, потому что нет голоса, и т. д.

Открыли тетради. Слева на строке нарисуйте синюю букву ф и превратите её в фокусника. Под ним запишите характеристику звука  [ф].

Справа нарисуйте зелёную букву ф и превратите её в феечку. Под ней мы запишем характеристику звука [ф']. Отличия включайте в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [ф] - [ф'| в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на  письме.

Таблица со словами.

Логопед. Фокусник спрятал два слова, оставив лишь мо одной букве. Можно ли назвать первый звук в каждом слове? Не букву, а звук!

Д е т и. Нет.

Фокусник приоткрыл ещё по одной букве.

-  Знаете ли вы теперь, какие это слова? «Фокус», «форма» или фонарь»? «Фёкла» или «Фёдор»?

Д е т и. Нет.

Логопед. А можно ли уже сейчас назвать в каждом слове первый звук?

Д е т и. Да, в первом слове - [ф], а во втором - [ф'].

Логопед. Молодцы!

Слова открываются полностью.

Фонарь Фёдор

Логопед. Так вот какие это были слова! Кстати, а могло оказаться первым словом слово «Фомка»?

 Д е т и. Нет.

Логопед. Объясните свой ответ. (Дети отвечают.) Здорово всё получилось! Как же вы смогли узнать, где [ф], а где [ф'], даже не прочтя слова до конца? Ну конечно! Вам помогли последующие буквы. Прочитайте ещё раз песенки.

- С какими гласными дружит твёрдый звук [ф]?

- С какими гласными дружит мягкий звук [ф']?

- С кем ещё дружит звук [ф']? (С мягким знаком.)

3. Дифференциация звуков [ф] - [ф'| в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед.Я вам буду говорить слоги или слова, а вы, если услышите звук [ф], поднимайте кубик. Он какой?

Д е т и. Жёсткий, деревянный, твёрдый! Как звук [ф]!

Логопед. А если вы услышите звук [ф'], поднимайте меховой шарик. Он какой?

Д е т и. Пушистый, нежный, мягкий, как звук [ф']. Фа, фё, фе, фу, фи, фы, фя, фю, фо, фэ...

Логопед. У фокусника и феечки нет имён. Им бы хоте­лось, чтобы в их именах были любимые звуки. Давайте помо­жем им выбрать подходящие:

Фадей, Федос, Фалалей, Феликс, Ферапонт, Фоломей, Фортунат, Феоктист, Фридрих, Флегонт, Флориан, Филогоний, Фелицата, Филомена, Христофор, Митрофан, Досифей, Демосфен, Нафанаил (далее идёт слушание с нагрузкой. Дети продолжают  выполнять упражнение с закрытыми глазами), Афанасий, Ксанфий, Онисифор, Эльфрида, Кристофер, Дельфина, Симфориан, Ксенофонт, Эуфразия, Эсфирь, Хосефина, Ерофей, Ландольф, Иакинф.

А теперь «хитрые» имена: Фофан, Фефёла, Фэрфакс, Фео­фан, Фритьоф, Филадельф.

- Какие имена мы дадим фокуснику и феечке? (Например: фокусник Ксенофонт, феечка Фелицата.)

- С какой буквы пишутся имена?

 

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

Руки вверх, в кулачок,

 

Разжимай и на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Логопед. Ой, ребята, какая же буква у нас получилась?

Д е т и. Буква ф.

Логопед.А как ещё можно сделать букву ф!

Дети сами придумывают разные способы, например: колечки из больших и указательных пальцев подносятся к глазам и т. д.

б) Развитие мелкой моторики.

 «Коза - корова» - реципрокные движения: на одной руке - коза, на другой руке корова. Одновременная смена положений ил каждый счёт.

Игра «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу».

На слово «кулак» дети показывают кулак, на слово «ладонь» -ладонь, на слово «ребро» - ребро ладони. Логопед пытается за­пугать детей, показывает не то, что говорит.

в) Глазодвигательные упражнения.

В правой вытянутой руке ребёнка маленькая игрушка. Рука медленно двигается вправо. Ребёнок следит глазами за игрушкой, не поворачивая головы. Остановка.

Рука возвращается в исходное положение (перед собой). Иг­рушка перекладывается из правой руки в левую. Левая рука двигается влево. Остановка.

Возврат в исходное положение. Игрушку держат две руки вместе. Вверх. Остановка.

Возврат в исходное положение. Вниз. Остановка. Возврат исходное положение.

2) Анализ и синтез слов.

• Запись слов тремя цветами в 2 столбика под соответствующими характеристиками звуков, с предварительным выкла­дыванием схем слов.

фанера                                                   Фёкла

фокусы                                                   ферма

фанты                                                     фигура

Обратить внимание на несоответствие звуков и букв в сло­ вах [фан 'эра], [ф 'окла], [ф'эрма],

• Деление слов на слоги (устно, с помощью хлопков).
Фор-ма, коф-та, муф-та, фир-ма, фоль-га, фиш-ка, фак-ты, фак-сы, фал-да, фин-ка...

4. Дифференциация звуков [ф| - [ф'1 в предложениях.

1) Анализ и синтез предложений.

Деты проговаривают скороговорку, прохлопывая и прото пывая её ритм. Потом чертят схему предложения и пишут синие или зелёные буквы ф над соответствующими словами.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

2) Игра «Кто больше назовёт слов».

Припоминание слов со звуками [ф] и [ф']. За каждое слово даётся фишка.


III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чём их сходство?

- В чём различие?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости со­гласного звука [ф'] на письме?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [ф']?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости со­гласного звука [ф] на письме?

Занятие 16

                Тема: ЗВУКИ [В] - [В'] И БУКВА В

Це ль: учить детей различать звуки [в] - [в'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов VI класса; б) деления на слоги слов VI класса; в) анализа и синтеза предложений из 6-7 слов; рас­ширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: 10 предметных картинок, в названиях которых есть звуки [ф] - [ф'], слоговые таблицы, картинки или игрушки - волк и волчонок (см.картинку), таблица Характеристика звуков»; на каждого ребёнка - по два деревян­ных кубика и меховых шарика; плакат со словами, мяч, картинки, в названиях которых есть звуки [в] - [в'], наборы из разно­цветных квадратиков и полосок для звукового анализа и анализа предложений, сюжетная картинка, фишки.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 201.