II. Повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На доске 4 картинки, в названии которых есть звуки [в'] -.[ф']. Дети запоминают их. Логопед закрывает картинки. Дети называют ряд слева направо и справа налево. Картинки от­пиваются, дети проверяют правильность ответов, а потом складывают все картинки на 2 стопочки - волчонку и феечке.

 III. Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [т] - [т'].

На доске слоговая таблица.

Логопед. Посмотрите, какая кошечка пришла к нам на занятие! Она нам даже песенку споёт:

Мягко лапки ставит киска.

Эта киска - пианистка.

ТЬ - ТЯ - ТЕ - ТЮ - ТИ - ТЕ.

Ей по клавишам рояля

Разрешает прыгать Валя.

Т - ТА - ТО - ТУ - ТЫ - ТЭ.

Песенка поётся с изменением голоса: 1-я часть - нежным,  высоким голосом, 2-я часть - низким резким голосом. Второй раз дети поют вместе с логопедом и показывают руками, как киска нежно ходила по клавишам и как она прыгала по ним.

Логопед. Чем похожи и чем отличаются эти песенки?

Д е т и. Везде в этих песенках написана буква Т, но обозна­чат она разные звуки. В первой песенке звук [т'], а во второй песенке звук [т].

Логопед. Так какая же тема нашего занятия?

Д е т и. Звуки [т] - [т'] и буква Т.

Логопед. Давайте, сравним звуки [т] и [т'].

Идёт заполнение таблицы «Характеристика звуков».

Логопед. Звук [т] - согласный, так как он «не поётся - ниточка рвётся» и есть преграда воздуху - язык (он стучит по бугоркам – альвеолам за верхними зубами). Звук [т]  - твердый, глухой (проверяем 2 способами).

Звук [т'] - согласный, так как есть преграда воздуху – язык. (Кончик языка за нижними зубами. Средняя часть спинки языка дополнительно поднимается и напрягается.)

Звук [т'] - мягкий, глухой (проверяем 2 способами).

Кто вспомнит, как пишется письменная маленькая буква т?      

Ребёнок пишет её на доске. Все внимательно рассматривают букву, говорят, на что она похожа, отмечают, что у неё  3 ноги, дорисовывают голову, лапки, хвост - получается портрет киски.

Слева в тетради дети рисуют её зелёный портрет (лапки кругленькие), а справа - синий (лапки с когтями). Под портретами записываются характеристики звуков. Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [т] - [т'] в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласны на письме.

1) Работа со слоговой таблицей.

Логопед. Давайте ещё раз прочитаем песенки. Как обозначена мягкость звука [т'] на письме?

Д е т и. Мягкость звука [т'] обозначена гласными 2-го ряда: я, ё, ю, и, е, и ь.

Логопед. Как обозначена твёрдость звука [т]?

Д е т и. Твёрдость звука [т] обозначена гласными 1-го ряда: а, о, у, ы, э.

2) Запись слогов.

Логопед. Запишите зелёным и красным цветом песенку,  которую поёт киска, когда она мягко ставит лапки.

3. Дифференциация звуков [т] - [т'] в словах.

1) Игра «Как киска».

Логопед. Ребята, а кто отгадает, как зовут нашу киску?

Д е т и. Тоша.

Л о г о п е д. Тоша ужасно боится воды, но очень любит отыскивать  реки и озёра на карте. Мы с Тошей будем называть их, а вы услышите в них звук [т'], показывайте одной рукой, как Тоша  мягко ставила лапки, а если услышите звук [т], показывайте,  как Тоша прыгала по клавишам, тоже одной рукой.

Тагил, Терек, Токай, Тиса, Тулза, Тихвинка, Терешка (далее идёт слушание с нагрузкой: дети широко открывают рот и вы­совывают как можно дальше язык), Тигр, Ток, Турухан, Тюкян, Тобол, Тимшер, Томь, Ахтуба, Битюг, Каратал, Ухта, Итикира,  Стрельня, Устье, Быстрица, Мартин, Кентукки, Иртыш, Кеть, Мета, Амалат, Илеть, Аят.

А теперь «хитрые» слова! Работают 2 руки. Тапти, Трент, Тетерев, Кататумбо, Тринити, Тартар, Коннектикут.

Физкультминутка

 а) Расширение сенсомоторного репертуара.

· Речь с движениями.

Под тополем тетерев тетерева встретил:

 «Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята - хитрые ребята,

Твоим тетеревятам от них привет!»

· Игра с мячом.

Л о го пед. А теперь вы все превращаетесь в маленьких пушистых котят. Я вам «кидаю» слог с твёрдым звуком [т], а вы превращаете  его в мягкий звук [т']:

Та - тя, то - те, ты - ти... ат - ать, ут - уть...

б) Развитие мелкой моторики.

· «Рожки - ножки» - сначала правой рукой, затем левой, затем синхронные движения на руках. «Рожки» - 2-й и 5-й пальцы вытянуты, остальные в кулак. «Ножки»- 3-й и 4 й пальцы вытянуты.

· «Кулак, ребро, ладонь» - синхронные движения.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15, но иг­рушка перемещается на уровне локтя ребёнка).

2) Анализ и синтез слов.                                                                

тигрёнок                                                   картофель

конфитюр                                                 пастушок

тяпка                                                        тапка

Деление слов на слоги (устно).

Выкладывание их  схем.

Запись слов под соответствующими транскрипциями в 2 столбика тремя цветами.

(Обращать внимание детей на несоответствие звуков и букв в словах.)

Логопед. Какие 2 слова очень похожи по звучанию?

Д е т и. Тяпка и тапка.

Логопед. Чем они отличаются на письме?

Д е т и . В первом слове буква я, а во втором - а.

Логопед. Почему?

Д е т и. В слове тяпка мягкий звук [т'], а для обозначения  мягкости нам нужны гласные 2-го ряда, значит, пишем букву я. В слове тапка твёрдый звук [т], выбираем гласную 1-го ряда -пишем букву а.

4. Дифференциация звуков [т] - [т'] в предложениях.

Анализ и синтез предложений.

Логопед. Тоша приготовила вам очень интересное пред­ложение, но немножко поиграла с ним, порвав его на кусочки. Вы сможете прочитать его только тогда, когда правильно сло­жите все разорванные части.

Слова написаны на карточках, боковые края которых выре заны по типу пазлов. Дети читают слова на карточках, со­ ставляют из них предложение. Затем записывают его в тет­радь тремя цветами.

Растрёпанная Тоша пулей влетела в тётину комнату и спря­талась под кровать.

IV. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня?

- Чем они отличаются?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости со­гласного звука [т] на письме?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости со­гласного звука [т']?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [т'] на письме?

Занятие 20

Т е м а : ЗВУКИ [Д] - [Д'1 И БУКВА Д

Цель: учить детей различать звуки [д] - [д'] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов VШ-Х класса; б) деления на слоги слов VШ-Х класса; в) анализа и синтеза предложений из 7 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки (9), в названиях которых есть звуки [т] или [т'], слоговая таблица, игрушечные дятел и домовой, таблица «Характеристика звуков», наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа, фишки.

Ход з а н я т и я

Дата: 2019-03-05, просмотров: 240.