На доске 4 картинки, в названии которых есть звуки [в'] -.[ф']. Дети запоминают их. Логопед закрывает картинки. Дети называют ряд слева направо и справа налево. Картинки отпиваются, дети проверяют правильность ответов, а потом складывают все картинки на 2 стопочки - волчонку и феечке.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [т] - [т'].
На доске слоговая таблица.
Логопед. Посмотрите, какая кошечка пришла к нам на занятие! Она нам даже песенку споёт:
Мягко лапки ставит киска.
Эта киска - пианистка.
ТЬ - ТЯ - ТЕ - ТЮ - ТИ - ТЕ.
Ей по клавишам рояля
Разрешает прыгать Валя.
Т - ТА - ТО - ТУ - ТЫ - ТЭ.
Песенка поётся с изменением голоса: 1-я часть - нежным, высоким голосом, 2-я часть - низким резким голосом. Второй раз дети поют вместе с логопедом и показывают руками, как киска нежно ходила по клавишам и как она прыгала по ним.
Логопед. Чем похожи и чем отличаются эти песенки?
Д е т и. Везде в этих песенках написана буква Т, но обозначат она разные звуки. В первой песенке звук [т'], а во второй песенке звук [т].
Логопед. Так какая же тема нашего занятия?
Д е т и. Звуки [т] - [т'] и буква Т.
Логопед. Давайте, сравним звуки [т] и [т'].
Идёт заполнение таблицы «Характеристика звуков».
Логопед. Звук [т] - согласный, так как он «не поётся - ниточка рвётся» и есть преграда воздуху - язык (он стучит по бугоркам – альвеолам за верхними зубами). Звук [т] - твердый, глухой (проверяем 2 способами).
Звук [т'] - согласный, так как есть преграда воздуху – язык. (Кончик языка за нижними зубами. Средняя часть спинки языка дополнительно поднимается и напрягается.)
Звук [т'] - мягкий, глухой (проверяем 2 способами).
Кто вспомнит, как пишется письменная маленькая буква т?
Ребёнок пишет её на доске. Все внимательно рассматривают букву, говорят, на что она похожа, отмечают, что у неё 3 ноги, дорисовывают голову, лапки, хвост - получается портрет киски.
Слева в тетради дети рисуют её зелёный портрет (лапки кругленькие), а справа - синий (лапки с когтями). Под портретами записываются характеристики звуков. Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [т] - [т'] в слогах.
Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласны на письме.
1) Работа со слоговой таблицей.
Логопед. Давайте ещё раз прочитаем песенки. Как обозначена мягкость звука [т'] на письме?
Д е т и. Мягкость звука [т'] обозначена гласными 2-го ряда: я, ё, ю, и, е, и ь.
Логопед. Как обозначена твёрдость звука [т]?
Д е т и. Твёрдость звука [т] обозначена гласными 1-го ряда: а, о, у, ы, э.
2) Запись слогов.
Логопед. Запишите зелёным и красным цветом песенку, которую поёт киска, когда она мягко ставит лапки.
3. Дифференциация звуков [т] - [т'] в словах.
1) Игра «Как киска».
Логопед. Ребята, а кто отгадает, как зовут нашу киску?
Д е т и. Тоша.
Л о г о п е д. Тоша ужасно боится воды, но очень любит отыскивать реки и озёра на карте. Мы с Тошей будем называть их, а вы услышите в них звук [т'], показывайте одной рукой, как Тоша мягко ставила лапки, а если услышите звук [т], показывайте, как Тоша прыгала по клавишам, тоже одной рукой.
Тагил, Терек, Токай, Тиса, Тулза, Тихвинка, Терешка (далее идёт слушание с нагрузкой: дети широко открывают рот и высовывают как можно дальше язык), Тигр, Ток, Турухан, Тюкян, Тобол, Тимшер, Томь, Ахтуба, Битюг, Каратал, Ухта, Итикира, Стрельня, Устье, Быстрица, Мартин, Кентукки, Иртыш, Кеть, Мета, Амалат, Илеть, Аят.
А теперь «хитрые» слова! Работают 2 руки. Тапти, Трент, Тетерев, Кататумбо, Тринити, Тартар, Коннектикут.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара.
· Речь с движениями.
Под тополем тетерев тетерева встретил:
«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята - хитрые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!»
· Игра с мячом.
Л о го пед. А теперь вы все превращаетесь в маленьких пушистых котят. Я вам «кидаю» слог с твёрдым звуком [т], а вы превращаете его в мягкий звук [т']:
Та - тя, то - те, ты - ти... ат - ать, ут - уть...
б) Развитие мелкой моторики.
· «Рожки - ножки» - сначала правой рукой, затем левой, затем синхронные движения на руках. «Рожки» - 2-й и 5-й пальцы вытянуты, остальные в кулак. «Ножки»- 3-й и 4 й пальцы вытянуты.
· «Кулак, ребро, ладонь» - синхронные движения.
в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15, но игрушка перемещается на уровне локтя ребёнка).
2) Анализ и синтез слов.
тигрёнок картофель
конфитюр пастушок
тяпка тапка
• Деление слов на слоги (устно).
• Выкладывание их схем.
• Запись слов под соответствующими транскрипциями в 2 столбика тремя цветами.
(Обращать внимание детей на несоответствие звуков и букв в словах.)
Логопед. Какие 2 слова очень похожи по звучанию?
Д е т и. Тяпка и тапка.
Логопед. Чем они отличаются на письме?
Д е т и . В первом слове буква я, а во втором - а.
Логопед. Почему?
Д е т и. В слове тяпка мягкий звук [т'], а для обозначения мягкости нам нужны гласные 2-го ряда, значит, пишем букву я. В слове тапка твёрдый звук [т], выбираем гласную 1-го ряда -пишем букву а.
4. Дифференциация звуков [т] - [т'] в предложениях.
Анализ и синтез предложений.
Логопед. Тоша приготовила вам очень интересное предложение, но немножко поиграла с ним, порвав его на кусочки. Вы сможете прочитать его только тогда, когда правильно сложите все разорванные части.
Слова написаны на карточках, боковые края которых выре заны по типу пазлов. Дети читают слова на карточках, со ставляют из них предложение. Затем записывают его в тетрадь тремя цветами.
Растрёпанная Тоша пулей влетела в тётину комнату и спряталась под кровать.
IV. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали сегодня?
- Чем они отличаются?
- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости согласного звука [т] на письме?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [т']?
- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [т'] на письме?
Занятие 20
Т е м а : ЗВУКИ [Д] - [Д'1 И БУКВА Д
Цель: учить детей различать звуки [д] - [д'] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов VШ-Х класса; б) деления на слоги слов VШ-Х класса; в) анализа и синтеза предложений из 7 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки (9), в названиях которых есть звуки [т] или [т'], слоговая таблица, игрушечные дятел и домовой, таблица «Характеристика звуков», наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа, фишки.
Ход з а н я т и я
Дата: 2019-03-05, просмотров: 301.