II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [п] - [б].

В руках у логопеда игрушки: попугай и барабанчик.

Логопед. Кто к нам пришёл на занятие?

Д е т и. К нам на занятие пришла мама-попугаиха.

Логопед. Кого она привела с собой?

Д е т и. Она привела с собой Барабанчика.      

Логопед. Какой согласный звук дважды встречается в име­ни Барабанчика?

Д е т и . Дважды встречается согласный звук [б].

Логопед. Какой согласный звук дважды встречается в слове «попугаиха»?

Д е т и . Дважды встречается согласный звук [п].

Логопед. Кто догадался, какие звуки мы будем сравнивать сегодня?

Д е т и. Мы будем сравнивать звуки [п] - [б].

Логопед. Охарактеризуйте звук [п] (по таблице).

Д е т и. Звук [п] - согласный, твёрдый, глухой.

Логопед. Охарактеризуйте звук [б].

Д е т и. Звук [б] - согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед. Чем же они отличаются?

Д е т и. Звук [п] - глухой, а звук [б] - звонкий.

Логопед. Чем похожи?

Д е т и. Оба согласные, твёрдые. У них одинаковая преграда - губы.

Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1-й -руку на горло, 2-й - закрыть уши).

Далее производится запись характеристик звуков в тет­радь. Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [п] - [б] в слогах.

1) Работа со слоговой таблицей.

На доске 2 столбика слогов

Логопед. Давайте вместе с попугаихой прочитаем её любимые слоги (1-й столбик), а теперь читаем вместе с Барабанчиком (2-й столбик).

Па                                                                Ба

По                                                                Бо

Пу                                                                Бу

Пы                                                               Бы

Пэ                                                                Бэ

2)   Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись!».

Логопед. А сейчас играем в игру «Повтори, не торопись, посмотри не ошибись!».

 Логопед читает и показывает указкой слоговые ряды, на пример: па - ба - па. Дети по очереди повторяют и показыва­ли указкой слоги, предложенные логопедом. Потом игра усложняется. Дети становятся спиной к таблице и повторяют слоговые ряды на слух.

3) Игра «Доскажи словечко».

Логопед. Я кидаю вам мяч и называю первый слог, а вы возвращаете мне мяч и называете второй слог - па или ба, так, чтобы получилось слово.

Лю..., тро..., тру..., жа..., ля..., па..., гу..., шу..., ли..., про...

3. Дифференциация [п] - [б] в словах.

1) Игра «Звук - буква».

Логопед. Ребята, давайте покажем Барабанчику и попугаихе, как мы хорошо умеем слушать. Я буду называть страны и города, в которых побывали наши гости. Если услышите в слове звук [б], поднимите карточку с буквой б и портретом Барабанчика. А если вы услышите в слове звук [п], поднимите карточку с буквой п и портретом попугаихи.

У детей по две вышеназванные карточки.

Ботсвана, Поликир, Буркина-Фасо, Палау, Полинезия, Бахрейн, Бутан, Прага, Париж, Бруней, Прая, Бурунди,  Претория, Пхеньян, Боливия, Лейпциг, Кирибати, Арекипа, Га­бон, Сайпан, Акапулько, Куба, Джибути, Камбоджа, Япония, Гибралтар.

А теперь «хитрые» слова: Мбабане, Пуэбла, Лубумбаши, Бангсапхан, Папай, Бужумбура, Памплона, Кампобассо, Бахавалпур, Баликпапан.

- На какой вопрос отвечают все эти слова?

- С какой буквы они пишутся?

2) Игра «Запоминай-ка!».

На наборном полотне предметные картинки (8 штук).

Логопед. Ребята, сможете ли вы запомнить все картинки?

Барабанчик. Да нет, конечно же, они не смогут! Их слишком много!

Логопед. А вот и нет, Барабанчик! Ребята сумеют запом­нить все картинки! А я им помогу!

В названии каждой картинки есть звук [п] или [б]. Давайте распределим все картинки на 2 столбика и подарим их Барабан­чику или попугаихе.

Образец ответа: «В слове повар есть звук [п], значит, мы подарим эту картинку попугаихе».

Картинки закрываются, дети вспоминают их по столбикам сверху вниз и снизу вверх.

Логопед. А кто может запомнить сразу два столбика картинок?

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

Бобёр в бору затеял бал, (Дети маршируют в такт стихотворения.)

Бобёр на бал гостей позвал. (+ приглашающее движение руками к себе.)

Паучки во флейты дуют, (+ изображение игры на флейте.)

Польку бабочки танцуют. (+ взмахи руками, подобно крыльям бабочки.)

Даже тихий барсучок  (Маршировка на носочках, руки на пояс.)

Каблучками цок да цок. (Маршировка на пяточках, руки на пояс.)

- Назовите слова из скороговорки со звуком [п]. (Позвал.)

- А теперь вспомните слова со звуком [б]. (Бобёр.)

б) Развитие мелкой моторики.

«Коза - корова» - одновременно двумя руками. «Кулак - ладонь» - реципрокные движения.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 11).

3) Анализ и синтез слов.

Банан, капот, кабан, рыбак, тулуп.

Устно проработать слоговую структуру слов (отхло­пать, отстучать, оттопать).

Составить схемы для  звукового состава.

Записать эти слова двумя цветами в два столбика под соответствующими характеристиками звуков.

4. Дифференциация звуков [п] - [б] в предложениях.

1) Анализ и синтез предложения.

Любопытный Колобок быстро покатился по дорожке.

Слова написаны на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов. Дети читают слова, составляют из них предложение. Затем записывают его в тетрадь, выделяя все гласные буквы красным цветом.

2) Игра «Кто больше назовёт слов».

Припоминание слов со звуками [б] и [п]. За каждое слово даётся фишка.

Логопед. Сначала назовём слова Барабанчику, со звуком [б]. Теперь маме-попугаихе, со звуком [п].

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чём их сходство?

- В чём различие?

- Чем вам понравилось занятие?

Занятие 14

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [П']- [Б']                                                                                                                                1

Цель: учить детей различать звуки [п'] - [б'] изолирован­но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обо­значать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов IV класса; б) анализа и синтеза предложения из 6 (7) слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях ко­торых есть звуки [п] и [б], попугайчик Петя, овечки, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, слова, написанные на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов, для составления предложения, фишки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.