1. Дифференциация изолированных звуков [п] - [б].
В руках у логопеда игрушки: попугай и барабанчик.
Логопед. Кто к нам пришёл на занятие?
Д е т и. К нам на занятие пришла мама-попугаиха.
Логопед. Кого она привела с собой?
Д е т и. Она привела с собой Барабанчика.
Логопед. Какой согласный звук дважды встречается в имени Барабанчика?
Д е т и . Дважды встречается согласный звук [б].
Логопед. Какой согласный звук дважды встречается в слове «попугаиха»?
Д е т и . Дважды встречается согласный звук [п].
Логопед. Кто догадался, какие звуки мы будем сравнивать сегодня?
Д е т и. Мы будем сравнивать звуки [п] - [б].
Логопед. Охарактеризуйте звук [п] (по таблице).
Д е т и. Звук [п] - согласный, твёрдый, глухой.
Логопед. Охарактеризуйте звук [б].
Д е т и. Звук [б] - согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед. Чем же они отличаются?
Д е т и. Звук [п] - глухой, а звук [б] - звонкий.
Логопед. Чем похожи?
Д е т и. Оба согласные, твёрдые. У них одинаковая преграда - губы.
Звонкость - глухость звуков проверяем двумя способами (1-й -руку на горло, 2-й - закрыть уши).
Далее производится запись характеристик звуков в тетрадь. Отличия заключаются в красную рамку.
2. Дифференциация звуков [п] - [б] в слогах.
1) Работа со слоговой таблицей.
На доске 2 столбика слогов
Логопед. Давайте вместе с попугаихой прочитаем её любимые слоги (1-й столбик), а теперь читаем вместе с Барабанчиком (2-й столбик).
Па Ба
По Бо
Пу Бу
Пы Бы
Пэ Бэ
2) Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись!».
Логопед. А сейчас играем в игру «Повтори, не торопись, посмотри не ошибись!».
Логопед читает и показывает указкой слоговые ряды, на пример: па - ба - па. Дети по очереди повторяют и показывали указкой слоги, предложенные логопедом. Потом игра усложняется. Дети становятся спиной к таблице и повторяют слоговые ряды на слух.
3) Игра «Доскажи словечко».
Логопед. Я кидаю вам мяч и называю первый слог, а вы возвращаете мне мяч и называете второй слог - па или ба, так, чтобы получилось слово.
Лю..., тро..., тру..., жа..., ля..., па..., гу..., шу..., ли..., про...
3. Дифференциация [п] - [б] в словах.
1) Игра «Звук - буква».
Логопед. Ребята, давайте покажем Барабанчику и попугаихе, как мы хорошо умеем слушать. Я буду называть страны и города, в которых побывали наши гости. Если услышите в слове звук [б], поднимите карточку с буквой б и портретом Барабанчика. А если вы услышите в слове звук [п], поднимите карточку с буквой п и портретом попугаихи.
У детей по две вышеназванные карточки.
Ботсвана, Поликир, Буркина-Фасо, Палау, Полинезия, Бахрейн, Бутан, Прага, Париж, Бруней, Прая, Бурунди, Претория, Пхеньян, Боливия, Лейпциг, Кирибати, Арекипа, Габон, Сайпан, Акапулько, Куба, Джибути, Камбоджа, Япония, Гибралтар.
А теперь «хитрые» слова: Мбабане, Пуэбла, Лубумбаши, Бангсапхан, Папай, Бужумбура, Памплона, Кампобассо, Бахавалпур, Баликпапан.
- На какой вопрос отвечают все эти слова?
- С какой буквы они пишутся?
2) Игра «Запоминай-ка!».
На наборном полотне предметные картинки (8 штук).
Логопед. Ребята, сможете ли вы запомнить все картинки?
Барабанчик. Да нет, конечно же, они не смогут! Их слишком много!
Логопед. А вот и нет, Барабанчик! Ребята сумеют запомнить все картинки! А я им помогу!
В названии каждой картинки есть звук [п] или [б]. Давайте распределим все картинки на 2 столбика и подарим их Барабанчику или попугаихе.
Образец ответа: «В слове повар есть звук [п], значит, мы подарим эту картинку попугаихе».
Картинки закрываются, дети вспоминают их по столбикам сверху вниз и снизу вверх.
Логопед. А кто может запомнить сразу два столбика картинок?
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
Бобёр в бору затеял бал, (Дети маршируют в такт стихотворения.)
Бобёр на бал гостей позвал. (+ приглашающее движение руками к себе.)
Паучки во флейты дуют, (+ изображение игры на флейте.)
Польку бабочки танцуют. (+ взмахи руками, подобно крыльям бабочки.)
Даже тихий барсучок (Маршировка на носочках, руки на пояс.)
Каблучками цок да цок. (Маршировка на пяточках, руки на пояс.)
- Назовите слова из скороговорки со звуком [п]. (Позвал.)
- А теперь вспомните слова со звуком [б]. (Бобёр.)
б) Развитие мелкой моторики.
«Коза - корова» - одновременно двумя руками. «Кулак - ладонь» - реципрокные движения.
в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 11).
3) Анализ и синтез слов.
Банан, капот, кабан, рыбак, тулуп.
Устно проработать слоговую структуру слов (отхлопать, отстучать, оттопать).
Составить схемы для звукового состава.
Записать эти слова двумя цветами в два столбика под соответствующими характеристиками звуков.
4. Дифференциация звуков [п] - [б] в предложениях.
1) Анализ и синтез предложения.
Любопытный Колобок быстро покатился по дорожке.
Слова написаны на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов. Дети читают слова, составляют из них предложение. Затем записывают его в тетрадь, выделяя все гласные буквы красным цветом.
2) Игра «Кто больше назовёт слов».
Припоминание слов со звуками [б] и [п]. За каждое слово даётся фишка.
Логопед. Сначала назовём слова Барабанчику, со звуком [б]. Теперь маме-попугаихе, со звуком [п].
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сравнивали на занятии?
- В чём их сходство?
- В чём различие?
- Чем вам понравилось занятие?
Занятие 14
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [П']- [Б'] 1
Цель: учить детей различать звуки [п'] - [б'] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов IV класса; б) анализа и синтеза предложения из 6 (7) слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых есть звуки [п] и [б], попугайчик Петя, овечки, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, слова, написанные на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов, для составления предложения, фишки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.