II. Знакомство с новым материалом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Дифференциация изолированных звуков [т] - [д].

Л о г о п е д. К нам опять пришли...

Д е ти. ...кошка Тоша и домовой Данилыч.

Логопед. Тема нашего занятия..

Д е т и. .. .звуки [т] - [д] и буквы Т и Д.

Логопед. Найдите сходство и различие звуков [т] - [д] с опорой на таблицу и запишите характеристики звуков в тет­радь под соответствующие транскрипции.

Отличия заключаются в красную рамку. Обратить внима­ние на артикуляционные признаки этих звуков. Звонкость -глухость [т] - [д] проверяется двумя способами (1-й - руку на горло, 2-й - закрыть уши).

2. Дифференциация звуков [т] - [д] в слогах.

1)  Работа со слоговой таблицей.

Логопед. Вспомните песенку Тоши.

                                 Ей по клавишам рояля

                                 Разрешает прыгать Валя!

                                 Т - ТА - ТО - ТУ - ТЫ - ТЭ !

А теперь песенку домового.

                                 А у дятла - ой!-ой!-ой!

                                  Поселился домовой!

                                 Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ!

2)  Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись».
Сначала дети повторяют слоги с наглядной опорой:

та - да - та, до - то - до.

Затем без наглядной опоры:

ду – ду - ту, ты - ты - ды.

3)  Чтение слогов по слоговой таблице.

тла – дла        тмо – дмо      тву - дву        тры - дры

 

3. Дифференциация звуков [д] - [т] в словах.

1) Игра «Молчуны».

Логопед. Как-то раз Тоша и Данилыч сидели в кабине и географии и изучали реки по карте. Теперь они предлагают вам послушать понравившиеся им названия. Если вы услышите в слове звук [т], обводите пальцем букву т так, как если бы вы писали её ручкой, у себя на карточках. Если вы услышите звук [д], обводите пальцем букву д.

Тура, Дунаец, Тунгуска, Доси, Дува, Тургай, Джейхан.

Прикусили язычки: Талас, Драва, Такуари, Тэс, Дан, Туманган, Хатанга, Чондон, Сырдарья, Катунь, Варга, Амударья, Вятка, Алдан, Селемджа, Ветлуга, Брда, Камчатка, Вычегда, Сердоба, Кострома, Пектымель, Ондава, Струма... Поту дань, Туртас, Днестр, Тунджа, Дадухэ, Датунхэ, Туманше, Джамда, Кетанда, Дудыпта.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоториого репертуара.

• Речь с движениями.

                                       Шла Матрёна с огорода.

                                        Под кустом нашла удода.

                                       А удод ей: «Ду-ту-ду!

                                        Я с тобою не пойду!

                                       К бабе Дуне убегу,

                                       Даст она мне творогу!»

Игра с мячом.

Логопед. Добавьте слог да или та.

Лопа..(та),      приро..(да),            ребя..(та),          воро..(та),

горо..(да),      боро..(да),             конфе..(та),       темно..(та),  

посу..(да),       свобо..(да),           просту..(да),       звез..(да),

холо..(да),      забо..(та),                 бесе..(да),           кар..(та),

рабо..(та),       побе..(да),                одеж..(да),          котле..(та),

защи..(та),      прав..(да),               коме..(та),          комна…(та).

 

б) Развитие мелкой моторики.

«Рожки - ножки» - синхронные движения.

• «Трон» - к вертикально расположенной ладони первой руки прикладывается кулак второй.

• «Осьминожки» - пальчики бегают по столу.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 19).

2) Работа со словами, различающимися одним звуком.

Логопед. Вставьте пропущенные буквы т и д и составьте предложения с полученными словами. (Работа ведётся устно.)
          т                          т                                     т

у .. очка         .. рель                         .. ворец

д                         д                                    д

3) Игра «Подарки».

Логопед. Тоше и Данилычу нравится рассматривать картинки, в названии которых есть их любимые звуки. Какие же картинки мы подарим Тоше?

Д е т и. Тоше мы подарим картинки, в названии которых есть звук [т].

Логопед. А Данилычу?

Д е т и . Данилычу мы подарим картинки, в названии которых есть звук [д].

Дети сортируют картинки, комментируя свой выбор.

Д е т и. В слове «дыня» звонкий звук [д], поэтому нужно её подарить Данилычу...

Дети берут картинки по очереди из стопки и прикрепляют  магнитами в столбик под портретами Тоши и Данилыча  (5 и 5). Затем картинки закрываются, и дети припоминают сначала названия любимых картинок Тоши сверху вниз и снизу вверх, а затем Данилыча.

Л о го п е д. А кто запомнил сразу два столбика картинок?

4) Анализ и синтез слов.

Логопед. А теперь запишем под соответствующими характеристиками звуков несколько слов тремя цветами в два столбика, предварительно составляя их схему.

танк                                                         дубль

трон                                                         кадр

куст                                                          друг

4. Дифференциация звуков [д] - [т] в предложениях.

1) Анализ и синтез предложений.

Работа по карточкам.

Вставить пропущенные буквы т и д в предложения.

Ан..рей шёл на пасеку к ..анилычу. Нас..упил вечер. Ви..и.. Ан..рей, ч..о-..о ..емнее.. под ..убом. Он по..умал, ч..о э..о ме..ведь, а э..о был кус... Смешно с..ало Ан..рею.

..РОПИНКА

.. ропинка-..ропа, ..ы меня по..вела!

Какою ..ы крепкой, ..ропинка, была,

Какою сухою и звонкой!

Но ..ождик прошёл... Я повею..у брожу

И ..олько ..ропинку мою обхожу

С..оронкой.

2) Игра «Кто больше назовёт слов».

Припоминание слов со звуками [т] и [д]. За каждое слово даётся фишка.



III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

- Чем они похожи и чем отличаются?

Занятие 22

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Т'] - [Д'1

Цель: учить детей различать звуки [т'] - [д'] изолирован­но, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обо­значать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; формиро­вать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов XII класса; б) анализа и синтеза предло­жения из 7- 8 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: предметные картинки, в названиях ко­торых есть звуки [д], [т], слоговая таблица, игрушки: кошка Тоша и дятел, таблица «Характеристика звуков», наборы из разно­цветных квадратиков для звукового анализа, слова, написанные на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов, фишки.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 194.