Логопед. Сядет тот, кто назовёт звонкий (глухой) звук.
- Какие звуки вы сейчас называли? (Звонкие и глухие соглас ные.)
- Почему они называются согласными?
- На какие группы делятся согласные звуки?
И. Знакомство с новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [п] - |п'|.
На доске слоговая таблица.
П пь
Па пя
По пё
Пу пю
Пы пи
пэ пе
Логопед надевает на руки перчаточные куклы, изображающие двух попугаев - маму-попугаиху и сыночка-попугайчика.
Логопед. Кто к нам пришёл? (Ответы детей.) Это необыкновенные попугайчики. Они умеют петь. Давайте послушаем, что же они споют нам.
Петя убежал от мамы
И сидит в кустах упрямо.
ПЬ - ПЯ - ПЁ - ПЮ - ПИ - ПЕ.
Слоги поются тонким, нежным голосом с одновременным показом их на таблице.
Зовёт мама мальчика,
Мальчика-попугайчика.
П - ПА - ПО - ПУ - ПЫ - ПЭ.
Слоги поются сердитым голосом с одновременным показом их на таблице.
Логопед. Как поёт Петя?
Д е т и . Петя поёт, как малыш, нежно, мягко...
Логопед. А мама?
Д е т и. Мама поет сердито, грубо, твёрдо...
Логопед. Правильно, в маминой песне звучит твердый звук [п], а в Петиной - мягкий звук [п']. С какими же звуками мы будем знакомиться сегодня на занятии?
Д е т и. Со звуками [п] и [п'].
Логопед. Дайте характеристику этим звукам.
Д е т и. Звук [п] согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы); твёрдый; глухой, потому что «голосок спит».
Звук [п'] -согласный, мягкий, глухой.
На магнитной доске висит таблица «Характеристика звуков». Дети магнитами прикрепляют соответствующие таблички.
ЗВУКИ [ п] [п']
Гласный или согласный?
Твёрдый или мягкий?
Звонкий или глухой?
Логопед. Чем похожи звуки [п] и [п']? А чем они от чаются?
Дети записывают в тетради дату. С левой стороны листа пишут транскрипцию звука [п] синим цветом, а под транскрипцией записывают характеристику этого звука с опорой на таблицу. С правой стороны записывается транскрипция звука [п'] зелёным цветом и ниже его характеристика. Отличия заключают в красную рамку.
[п] [п']
согл. согл.
тв. мягк.
глух. глух.
2. Дифференциация звуков [п] - [п'] в слогах.
Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласи, на письме.
а) Работа со слоговыми таблицами.
Дети поют песенки вместе с попугаями с опорой на первую слоговую таблицу. Затем вывешивается ещё одна таблица с обратными слогами, определяется, кто (мама или попугайчик) какой слог поёт.
па - пя ап - апь
по-пё оп-опь
пу - пю уп - упь
пы - пи ып - ыпь
пэ - пе эп - эпь
2-я таблица убирается, работа ведётся только с 1-й.
Логопед. Какие гласные нам нужны для обозначен твёрдости согласного звука [п] на письме? (Вопрос для учащих. 2-4 классов.)
- С какими гласными дружит твёрдый согласный звук [п]? (Вопрос для первоклассников.)
Д е т и. А, о, у, ы, э.
Логопед. Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [п']?
- С какими гласными дружит мягкий согласный звук [п']?
Д е т и. Я, ё, ю, и, е.
Снова вывешивается 2-я таблица.
Логопед. Как ещё можно обозначить мягкость согласного тука [п'] на письме?
Д е т и . С помощью мягкого знака.
Логопед. С кем ещё дружит мягкий согласный звук [п']?
Д е т и. С мягким знаком.
б) Запись слогов.
Дети записывают слоги под диктовку в два столбика под соответствующей транскрипцией:
|
пы, пя, пу, пе, пю, по...
3. Дифференциация звуков [п] - [п'| в словах.
1) Игра «Светофор».
Логопед. Ребята, если в слоге или в слове вы услышите звук [п], поднимите синий круг, а если вы услышите звук [п' ] - поднимайте зелёный круг (включайте зелёный свет). У детей по 2 синих и по 2 зелёных круга.
Па, по, пё, пя, пю, пы, пи...
Прежде чем добраться до нас, Петенька с мамой облетели многие страны, побывали в разных городах. Слушайте названия них стран и городов и продолжайте сигналить «светофорами».
Польша, Пакистан, Перу, Панама, Португалия, Печ, Питкерн, Парагвай, Пекин, Пуэрто-Рико, Сан-Педро-Сула, Пловдив, Филиппины, Кипр, Непал, Сингапур, Апиа, Эфиопия, Неаполь, Египет, Ливерпуль, Виннипег, Кейптаун.
А теперь «хитрые» слова: Сан-Томе и Принсипи, Папуа-Новая Гвинея, Днепро-петровск, Паго-Паго, Пномпень, Петропавловск-Камчатский, Папеэте.
- На какой вопрос отвечают все эти слова?
- С какой буквы они пишутся?
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара.
Речь с движениями.
Мы, как серые зайчата, Прискакали на лужок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Ветер травушку качает, Влево - вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке.
Прыг-скок, прыг-скок.
б) Развитие мелкой моторики.
«Коза - корова» («коза» - указательный и средний пальцы вперёд, остальные в кулаке; «корова» - указательный и мизинец выдвинуты вперёд, остальные в кулаке).
Упражнение выполняется сначала только правой рукой, затем только левой, затем двумя руками вместе.
в) Глазодвигательные упражнения.
Слежение глазами за маленькой игрушкой в руках логопеда, затем в руках ребёнка. Ребёнок сидит, спина прямая. Движение глаз по кругу сначала в одну, потом в другую сторону; по восьмёрке, лежащей на боку. Обращать внимание на синкинезии.
2) Деление слов на слоги (устно). Игра «Пятый лишний».
Дети вспоминают правила: слог - это часть слова; один со гласный не может быть слогом; «это знает каждый из учеников, сколько в слове гласных, столько и слогов!»
Логопед называет слова, а дети хлопками делят их на слоги и запоминают порядок данных слов.
Пуля, лопата, лапы, пила, полы.
Логопед. Какое слово лишнее?
Д е т и. Лишнее слово лопата.
Логопед. Почему?
Д е т и. Потому что в слове лопата 3 слога, а в остальных слогах - по 2.
Логопед.А ещё какое слово может быть лишним?
Д е т и. Пила, потому что в слове пила мягкий звук [п'], а в остальных словах твёрдый звук [п].
Логопед. А теперь вспомните и назовите все 5 слов в том порядке, в котором я их произносила.
3) Анализ и синтез слов.
Выкладывание из квадратиков схем звукового состава слов лупа, пена.
Образец ответа: «В слове лупа 2 слога. 1-й - лу, 2-й - па. Ударение падает на 1-й слог. 4 буквы, 4 звука: 2 гласных, 2 твёрдых согласных. Звук [п] на 3-м месте».
«В слове пена 2 слога: 1-й - пе, 2-й - на. 1-й слог - ударный. 4 буквы, 4 звука: 2 гласных, 1 мягкий согласный, 1 твёрдый согласный. Звук [п'] на 1-м месте. Буква е обозначает звук [э]».
Запись этих слов в соответствующий столбик под слогами тремя цветами.
4. Дифференциация звуков [п| - [п'] в предложениях.
Анализ и синтез предложений.
Составить предложение по картинке и начертить его схему, надписывая над соответствующими словами транскрипции туков [п] и [п'] синим и зелёным цветом.
Повар испек вкусный капустный пирог.
/[п] ______[п']______ ________ [п] [п']______ .
III. Итог занятия.
- С какими звуками мы работали сегодня на занятии?
- Чем они отличаются?
- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости согласного звука [п] на письме?
- А какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [п']?
- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [п']?
Занятие 12
Тема: ЗВУКИ [Б] - [Б'] И БУКВА Б
Цель: учить детей различать звуки [б] - [б'] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивныс функции, мелкую моторику, мсжполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; закреплять понятие «слог»; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов I, II, III класса; б) деления на слоги слов I, II, Ш класса; в) анализа и синтеза предложений из 6 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: 3 игрушки: барабан и 2 маленькие овечки, картинки-символы с их изображением, слоговая таблица, таблица «Характеристика звуков», на каждого ребёнка - по два синих и зелёных круга для игры в «Светофор», наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа, 6 предметных картинок, в названиях которых есть звуки [б] и [б'], фишки.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 256.