I. Организационный момент и повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопед. Сядет тот, кто назовёт звонкий (глухой) звук.

- Какие звуки вы сейчас называли? (Звонкие и глухие соглас­ ные.)

- Почему они называются согласными?

- На какие группы делятся согласные звуки?

И. Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [п] - |п'|.

На доске слоговая таблица.

П                                пь

Па                              пя

По                              пё

Пу                             пю

Пы                             пи

пэ                                      пе

 

Логопед надевает на руки перчаточные куклы, изображаю­щие двух попугаев - маму-попугаиху и сыночка-попугайчика.

 

Логопед. Кто к нам пришёл? (Ответы детей.) Это необыкновенные попугайчики. Они умеют петь. Давайте послушаем, что же они споют нам.

Петя убежал от мамы

И сидит в кустах упрямо.

ПЬ - ПЯ - ПЁ - ПЮ - ПИ - ПЕ.

Слоги поются тонким, нежным голосом с одновременным показом их на таблице.

Зовёт мама мальчика,

Мальчика-попугайчика.

П - ПА - ПО - ПУ - ПЫ - ПЭ.

Слоги поются сердитым голосом с одновременным показом их на таблице.

Логопед. Как поёт Петя?

Д е т и . Петя поёт, как малыш, нежно, мягко...

Логопед. А мама?

Д е т и. Мама поет сердито, грубо, твёрдо...

Логопед. Правильно, в маминой песне звучит твердый звук [п], а в  Петиной - мягкий звук [п']. С какими же звуками мы будем знакомиться сегодня на занятии?

Д е т и. Со звуками [п] и [п'].

Логопед. Дайте характеристику этим звукам.

Д е т и. Звук [п] согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы); твёрдый; глухой, потому что «голосок спит».

Звук [п'] -согласный, мягкий, глухой.

На магнитной доске висит таблица «Характеристика зву­ков». Дети магнитами прикрепляют соответствующие таблички.

ЗВУКИ                [ п]         [п']

Гласный или согласный?

Твёрдый или мягкий?

Звонкий или глухой?

Логопед. Чем похожи звуки [п] и [п']? А чем они от чаются?

Дети записывают в тетради дату. С левой стороны листа пишут транскрипцию звука [п] синим цветом, а под транскрипцией записывают характеристику этого звука с опорой на таблицу. С правой стороны записывается транскрипция звука [п'] зелёным цветом и ниже его характеристика. Отличия заключают в красную рамку.

[п]                                                      [п']   

согл.                                            согл.

тв.                                           мягк.

глух.                                           глух.

2. Дифференциация звуков [п] - [п'] в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласи, на письме.  

а) Работа со слоговыми таблицами.

Дети поют песенки вместе с попугаями с опорой на первую слоговую таблицу. Затем вывешивается ещё одна таблица с обратными слогами, определяется, кто (мама или попугайчик) какой слог поёт.

па - пя                 ап - апь

по-пё                   оп-опь                          

пу - пю                уп - упь

пы - пи                ып - ыпь

пэ - пе                 эп - эпь

2-я таблица убирается, работа ведётся только с 1-й.

Логопед. Какие гласные нам нужны для обозначен твёрдости согласного звука [п] на письме? (Вопрос для учащих. 2-4 классов.)

- С какими гласными дружит твёрдый согласный звук [п]? (Вопрос для первоклассников.)

Д е т и. А, о, у, ы, э.

Логопед. Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [п']?

 

- С какими гласными дружит мягкий согласный звук [п']?
Д е т и. Я, ё, ю, и, е.

Снова вывешивается 2-я таблица.

Логопед. Как ещё можно обозначить мягкость согласного тука [п'] на письме?

Д е т и . С помощью мягкого знака.

Логопед. С кем ещё дружит мягкий согласный звук [п']?

Д е т и. С мягким знаком.

б) Запись слогов.

Дети записывают слоги под диктовку в два столбика под соответствующей транскрипцией:

 

пы, пя, пу, пе, пю, по...

3. Дифференциация звуков [п] - [п'| в словах.

1) Игра «Светофор».

Логопед. Ребята, если в слоге или в слове вы услышите звук [п], поднимите синий круг, а если вы услышите звук [п' ] - поднимайте зелёный круг (включайте зелёный свет). У детей по 2 синих и по 2 зелёных круга.

Па, по, пё, пя, пю, пы, пи...

Прежде чем добраться до нас, Петенька с мамой облетели многие страны, побывали в разных городах. Слушайте названия них стран и городов и продолжайте сигналить «светофорами».

Польша, Пакистан, Перу, Панама, Португалия, Печ, Питкерн, Парагвай, Пекин, Пуэрто-Рико, Сан-Педро-Сула, Пловдив, Филиппины, Кипр, Непал, Сингапур, Апиа, Эфиопия, Неаполь, Египет, Ливерпуль, Виннипег, Кейптаун.

А теперь «хитрые» слова: Сан-Томе и Принсипи, Папуа-Новая Гвинея, Днепро-петровск, Паго-Паго, Пномпень, Петропавловск-Камчатский, Папеэте.

- На какой вопрос отвечают все эти слова?

- С какой буквы они пишутся?

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара.
Речь с движениями.

Мы, как серые зайчата, Прискакали на лужок.

Прыг-скок, прыг-скок.

Ветер травушку качает, Влево - вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке.

Прыг-скок, прыг-скок.

б) Развитие мелкой моторики.

«Коза - корова» («коза» - указательный и средний пальцы вперёд, остальные в кулаке; «корова» - указательный и мизинец выдвинуты вперёд, остальные в кулаке).

Упражнение выполняется сначала только правой рукой, затем только левой, затем двумя руками вместе.

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение глазами за маленькой игрушкой в руках логопеда, затем в руках ребёнка. Ребёнок сидит, спина прямая. Движение глаз по кругу сначала в одну, потом в другую сторону; по восьмёрке, лежащей на боку. Обращать внимание на синкинезии.

2) Деление слов на слоги (устно). Игра «Пятый лишний».

Дети вспоминают правила: слог - это часть слова; один со гласный не может быть слогом; «это знает каждый из уче­ников, сколько в слове гласных, столько и слогов!»

Логопед называет слова, а дети хлопками делят их на слоги и запоминают порядок данных слов.

Пуля, лопата, лапы, пила, полы.

Логопед. Какое слово лишнее?

Д е т и. Лишнее слово лопата.

Логопед. Почему?

Д е т и. Потому что в слове лопата 3 слога, а в остальных сло­гах - по 2.

Логопед.А ещё какое слово может быть лишним?

Д е т и. Пила, потому что в слове пила мягкий звук [п'], а в остальных словах твёрдый звук [п].

Логопед. А теперь вспомните и назовите все 5 слов в том порядке, в котором я их произносила.

3) Анализ и синтез слов.

Выкладывание из квадратиков схем звукового состава слов лупа, пена.

Образец ответа: «В слове лупа 2 слога. 1-й - лу, 2-й - па. Ударение падает на 1-й слог. 4 буквы, 4 звука: 2 гласных, 2 твёрдых согласных. Звук [п] на 3-м месте».

«В слове пена 2 слога: 1-й - пе, 2-й - на. 1-й слог - ударный.  4 буквы, 4 звука: 2 гласных, 1 мягкий согласный, 1 твёрдый согласный. Звук [п'] на 1-м месте. Буква е обозначает звук [э]».

Запись этих слов в соответствующий столбик под слогами тремя цветами.

4. Дифференциация звуков [п| - [п'] в предложениях.

Анализ и синтез предложений.

Составить предложение по картинке и начертить его схе­му, надписывая над соответствующими словами транскрипции туков [п] и [п'] синим и зелёным цветом.

Повар испек вкусный капустный пирог.

/[п] ______[п']______ ________  [п]                   [п']______   .


III. Итог занятия.

- С какими звуками мы работали сегодня на занятии?

- Чем они отличаются?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости согласного звука [п] на письме?

- А какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [п']?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [п']?

Занятие 12

Тема: ЗВУКИ [Б] - [Б'] И БУКВА Б

   Цель: учить детей различать звуки [б] - [б'] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

 Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание,  память, мышление, сукцессивныс функции, мелкую моторику, мсжполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы;  учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; закреплять понятие «слог»; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов I, II, III класса; б) деления на слоги слов I, II, Ш класса; в) анализа  и синтеза предложений из 6 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: 3 игрушки: барабан и 2 маленькие овечки, картинки-символы с их изображением, слоговая таблица,  таблица «Характеристика звуков», на каждого ребёнка - по два синих и зелёных круга для игры в «Светофор», наборы из раз­ноцветных квадратиков для звукового анализа, 6 предметных  картинок, в названиях которых есть звуки [б] и [б'], фишки.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 205.