I. Организационный момент и повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На наборном полотне ряд картинок, в названии которых естъ звуки [ф] - [ф'].

Логопед. Запомните, не называя вслух, те из них, в назва­нии которых есть звук [ф'].

Дети запоминают картинки, наборное полотно переворачивается, и дети воспроизводят ряд из 5 картинок по памяти. Наборное полотно опять переворачивается.

Логопед. Какой звук есть во всех оставшихся картинках , запомните их, не называя.

Наборное полотно переворачивается, и дети припоминают картинки.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [в] - [в'].

На доске слоговая таблица.

Появляется волк (в руках логопеда игрушка или картинка).

Что означает волчий вой?

Увы! Детей пугают мной.

Мол, кто не так себя ведёт,

Того волчище заберёт,

И унесёт его, и съест.

Как людям врать не надоест?

В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ.

Логопед (за волчонка).

Весело поёт волчонок,

Волка маленький ребёнок.

ВЬ - ВЯ - ВЁ - ВЮ - ВИ - ВЕ.                                                                                 I

Дети поют песенки вместе с «волком» и «волчонком» с опорой на слоговые таблицы.

Логопед. Какой любимый звук у волка? Отгадайте, как  зовут взрослого волка?

Д е т и . Вася.                                                                                                                  ■

Логопед. Какой любимый звук у волчонка? Как зовут ма­ленького волчонка?

Д е т и. Веня.

Логопед. Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Д е т и. Звуки [в] - [в'] и буква В.

Сравнение звуков [в] - [в'] по таблице и запись характеристик звуков в тетрадь под соответствующими транскрипциями. Обязательно обратить внимание на качество преграды.  Отличия заключаются в красную рамку.

2. Дифференциация звуков [в] - [в'| в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных на письме.

Логопед. Прочитайте ещё раз песенки волка и волчонка. С какими гласными дружит твёрдый звук [в]? мягкий звук [в']?

3. Дифференциация звуков  [в] - [в'] в словах.

1) Игра «Кто внимательный?».

Логопед. Я буду называть слоги и слова. Если вы услы­шите звук [в], поднимайте кубик. Если вы услышите звук [в'], поднимайте меховой шарик.

Вы, вя, вё, ву, вэ...

Волк и волчонок очень добрые и хорошие. У них много друзей, фамилии некоторых из них они вам назовут:

Вагнер, Вебер, Верди, Вуд, Вальтер, Веске, Виардо, Велагс, Ватто, Верещагин, Врубель.

Закрыли глазки: Василенко, Вронский, Вертинский, Двор­жецкий, Левитан, Ярви, Усовниченко, Шантавуан, Рождественский, Леонкавалло, Ривилис, Шостакович, Брегвадзе, Овечкин, Швядас, Аверкин, Яворский, Бонавснтура.

А теперь «хитрые» фамилии: Айвазова, Верховинец, Вивальди, Вишневецкий, Венецианова, Водовозова, Веневитинова.

- Что обозначают эти слова?

- На какой вопрос они отвечают?

- С какой буквы они пишутся?

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движе­ниями.

Игра с мячом «Подбери пару».

На доске плакат со словами.

К словам-предметам подобрать слова-признаки со звуками [в]-[в'], написанные на плакате. Логопед кидает ребёнку мяч, называя предмет. Ребёнок возвращает мяч, называя признак.

Волосы                          волнистые

Вечер                            ветреный

Ваза                              высокая

Вода                             свежая

Волчонок                     весёлый

Верблюд                      важный...

б) Развитие мелкой моторики.

«Коза - корова» - реципрокные движения (см. занятие 15).

«Кулак - ребро - ладонь».

Дети выполняют движения сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 15).

2) Игра «Почтальон».

Даётся задание разнести письма-картинки волку Василию (со звуком [в]) и волчонку Вене (со звуком [в'] ).

3) Анализ и синтез слов.

Логопед. Давайте запишем в 1-й столбик некоторые из писем Василия, а во 2-й - некоторые из писем Вени. Слова запи­сываем тремя цветами, предварительно выкладывая их схемы.

Канва                               Вёдра

Павлин                              Корвет

Обратить внимание на несоответствие звуков и букв в сло вах [в'одра], [карв'эт].

4) Деление слов на слоги (устно, отхлопывая слоговую структуру слова):

ват-ман, ват-ник, воз-дух, вол-на, вос-ход, вос-ток, вул-каи вен-чик, вель-вет, вер-тел, вер-шок, вес-ло, вес-на, вет-ка, вил- ка, вис-ки, виш-ня...

4. Дифференциация звуков [в] - [в'1 в предложениях.

1) Анализ и синтез предложений.

Составление предложения по картинке с выкладывание его схемы.

Вера и Валя выливают воду из ведра.

Затем предложение записывается в тетрадь тремя цве­тами с опорой на выложенную схему.

2) Игра «Кто больше назовёт слов».

Припоминание слов со звуками [в] и [в']. За каждое слово даётся фишка.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чём их сходство?

- В чём различие?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [в'] на письме?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [в']?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости согласного звука [в] на письме?

 

В                                          вь

Ва                                        вя

Во                                        вё

Ву                                        вю

Вы                                        ви

Вэ                                         ве

Занятие 17

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [В] - [Ф]

Цель : учить детей различать звуки [в] - [ф]  изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звук буквенного анализа и синтеза слов VII класса; б) анализа и синтеза предложения с заданным словом; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: слоговые таблицы, 2 игрушки: волк и фокусник, таблица «Характеристика звуков», наборы для звукового анализа из разноцветных квадратиков, индивидуальные карточки с предложениями с пропущенными буквами в и ф.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 204.