Дети сидят.
Логопед. Встанет тот, кто назовёт слово со звуком [п].
А теперь встанет тот, кто назовёт слово со звуком [п'].
II . Знакомство с новым материалом.
1. Дифференциация изолированных звуков [ б ]. - [б' ].
На доске слоговая таблица.
Логопед. Сегодня у нас в гостях веселый Барабанчик. Он споёт вам песенку (показывает грушку).
Я имею голос звонкий,
И крикун, болтун, буян,
Я звонкий звук,
Я барабан:
Б - БА - БО - БУ - БЫ - БЭ,
Б – БА – БО – БУ – БЫ - БЭ.
Слоги поются сердитым голосом с одновременным показом их на таблице.
- А теперь все вместе: «Я имею голос звонкий...»
- Как вы думаете, какой любимый звук у Барабанчика?
- Звук [б].
- На какую букву похож наш Барабанчик?
(Работа с картинками-символами.)
Логопед показывает овечек.
Ну а рядом две овечки
Учат первые словечки:
БЬ - БЯ - БЁ - БЮ - БИ - БЕ,
БЬ - БЯ - БЁ - БЮ - БИ - БЕ. Щ
Слоги поются тонким, нежным голосом с одновременным показом их на таблице.
Логопед. А теперь все вместе: «Ну а рядом две овечки..» А какой любимый звук у овечек?
Д е т и. Звук [б'].
Логопед. Какие буквы спрятали овечки? (Работа с картинками-символами.) Правильно. Кто догадался, какая же тема нашего занятия?
Д е т и. Звуки [б] - [б'] и буква Б.
Далее детьми даётся характеристика звуков [б] - [б'] с использованием таблицы (см. занятие 11).
Логопед. Чем же похожи звуки [б] - [б']?
Д е т и. Они оба согласные, так как есть преграда – губы. Оба звонкие (проверяется двумя способами: 1-й - закрыть уши; 2-й - положить руку на горло).
Логопед. Чем же они отличаются?
Д е т и. Звук [б] -твёрдый, а звук [б'] - мягкий.
Чети записывают характеристики звуков в тетрадь (см. занятие 11).
|
2. Дифференциация звуков [б] - [б'| в слогах.
Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных письме.
I) Работа со слоговыми таблицами.
Логопед. А теперь посмотрите на доску. Прочитайте пенки Барабанчика и овечек.
Д е т и. Б Б Ь
Б А Б Я
Б О Б Ё
Б У Б Ю
Б Ы Б И
Б Э Б Е
Логопед. Какие же гласные нам нужны, чтобы обозначить мягкость согласного звука [б] на письме?
Д е т и. А, о,у, ы, э.
Логопед. Какие же гласные нам нужны, чтобы обозначить мягкость согласного звука [б']?
Д е т и. Я, ё, ю, и, е.
Логопед. Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука?
Д е т и . С помощью мягкого знака.
2) Запись слогов.
Логопед. Ещё раз посмотрите на «песенки», запомните, а теперь запишите их по памяти тремя цветами.
Физкультминутка
а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.
БУРАТИНО
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
б) Развитие мелкой моторики.
«Коза - корова» - упражнение выполняется одновременно двумя руками.
в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 11).
3. Дифференциация звуков [б] - [б'] в словах.
1) Игра «Светофор».
У детей по 2 синих и по 2 зелёных круга.
Логопед. Овечки с Барабанчиком любят путешествовать. Сейчас они назовут города и страны, в которых побывали, а вы, если услышите в названии звук [б], поднимите синий круг, а если вы услышите звук [б'], поднимите зелёный круг (включайте зелёный свет).
Бразилия, Болгария, Бельгия, Брюссель, Бельцы, Бендиго, Британия, Бавария, Бирма, Безье, Бейра, Босния, Барнаул, Беларусь, Брянск, Белгород, Бангкок, Оренбург, Челябинск, Тобольск, Актюбинск, Узбекистан, Ардебиль, Ашхабад, Азербайджан, Намибия, Кабул, Хайдельберг, Карабюк.
А теперь «хитрые» слова: Зимбабве, Бомбей, Барбадос, Бильбао, Брисбен, Биробиджан, Бобо-Диуласо, Барранкабермеха, Бекешчаба.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- С какой буквы они пишутся?
2) Игра «Подарки».
Логопед. Овечкам и Барабанчику очень нравится рассматривать картинки со своими любимыми звуками. Так давайте же Барабанчику подарим картинки, в названии которых есть звук [б], а овечкам - в названии которых есть звук [б']. Постарайтесь запомнить эти картинки.
Образец ответа: «В слове бегемот есть мягкий звук [б'], поэтому я подарю его овечкам».
Дети берут картинки по очереди из стопки и прикрепляют магнитами под овечками и Барабанчиком в столбик (3 и 3), затем картинки закрываются занавеской или листом бумаги и дети припоминают сначала названия любимых картинок Барабанчика сверху вниз и снизу вверх, а затем овечек.
Логопед. А кто может запомнить сразу два столбика картинок?
3) Деление слов на слоги (устно).
Логопед. Посмотрите, как задумались овечки и Барабанчик! Они никак не могут разделить слова на слоги! Давайте же им поможем!
Слова набраны на магнитной доске. Дети делят слово па слоги с помощью хлопков. Один ребёнок работает у доски, раздвигая буквы, наглядно демонстрирует количество слогов в этих словах.
Логопед. Вспомните, что такое слог.
Д е т и. Слог - это часть слова.
Логопед. Что ещё надо помнить, чтобы правильно делить слова на слоги?
Д е т и. Это знает каждый из учеников: Сколько в слове гласных, столько и слогов! Согласный не может быть слогом.
Логопед. Молодцы! А теперь внимание на доску! Надо правильно разделить слово на слоги с помощью хлопков. Бобы, бумага, рубили, бык, рыба, бюро, берёза, бег.
- Назовите слова с твёрдым звуком [б] -...
- Назовите слова с мягким звуком [б'] -...
4) Анализ и синтез слов.
Л о г о п е д. А теперь давайте составим схемы слов бюро и бык. Выкладывание из квадратиков схем слов и запись их в тетрадь под соответствующими «песенками» тремя цветами.
4. Дифференциация звуков [б] - [б'] в предложениях.
1) Анализ и синтез предложений.
Логопед.А теперь давайте составим схему предложения.
Овечки и Барабанчик любят воздушный бисквит.
После устного анализа дети вычерчивают схему предложе ния в тетради, надписывая над соответствующими словами транскрипции звуков [б] и [б'] синим и зелёным цветом.
2) Игра «Кто больше назовёт слов».
Припоминание слов со звуками [б] и [б']. За каждое слово даётся фишка.
Логопед. Ребята, понравились вам овечки и Барабанчик? Давайте подумаем, чем бы вкусным можно было угостить Барабанчика? В ваших словах должен быть твёрдый звук [б].
Д е т и. Я угощу Барабанчика бананами (бубликами, баранками, блинами, бульоном, борщом, колбасой, рыбой, бутербродом, батоном, буханкой хлеба, крабами, грибами, кабачками, баклажанами, клубникой, брусникой...).
Логопед. А теперь угостим овечек и вспомним слова, в названии которых есть мягкий звук [б'].
Д е т и . Я угощу овечек бисквитом (бифштексом, голубикой, белком от яйца, белоснежным мороженым, любимым тортом ...).
Если дети затрудняются, на доске пишутся в беспорядке вышеприведённые слова в начальной форме, например: бублики, баранки, бифштекс и т. д., а дети тренируются в образовании формы творительного падежа и говорят, кого (Барабанчика или овечек) они угощают.
III. Итог занятия.
- С какими звуками мы работали сегодня на занятии?
- Чем они отличаются?
- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости согласного звука [б] на письме?
- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [б']?
- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [б'] письме?
Занятие 13
Тема : ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [П] - [Б]
Цель : учить детей различать звуки [п] - [б] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, намять, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, мсжполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; тренировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов IV класса; б) деления на слоги слов IV класса; в) анализа и синтеза предложения из 5-6 слов; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: мама-попугаиха, Барабанчик, слоговая таблица, таблица «Характеристика звуков», мяч, на каждого ребенка - по две карточки с буквами б и п и портретами Барабанчика и попугаихи, 8 предметных картинок, в названиях которых есть звуки [п] и [б], слова, написанные на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов, для составления предложения, фишки.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 296.