I. Организационный момент и повторение пройденного материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дети сидят.

Логопед. Встанет тот, кто назовёт слово со звуком [п].

А теперь встанет тот, кто назовёт слово со звуком [п'].

II . Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [ б ]. - [б' ].

На доске слоговая таблица.

Логопед. Сегодня у нас в гостях веселый Барабанчик. Он споёт вам песенку (показывает грушку).

Я имею голос звонкий,

И крикун, болтун, буян,

Я звонкий звук,

Я барабан:

Б - БА - БО - БУ - БЫ - БЭ,

Б – БА – БО – БУ – БЫ - БЭ.

Слоги поются сердитым голосом с одновременным показом их на таблице.

- А теперь все вместе: «Я имею голос звонкий...»

- Как вы думаете, какой любимый звук у Барабанчика?

- Звук [б].

- На какую букву похож наш Барабанчик?

 (Работа с картинками-символами.)

Логопед показывает овечек.

Ну а рядом две овечки

Учат первые словечки:

БЬ - БЯ - БЁ - БЮ - БИ - БЕ,

БЬ - БЯ - БЁ - БЮ - БИ - БЕ.                                                                                Щ

Слоги поются тонким, нежным голосом с одновременным показом их на таблице.

Логопед. А теперь все вместе: «Ну а рядом две овечки..»  А какой любимый звук у овечек?

Д е т и. Звук [б'].

Логопед. Какие буквы спрятали овечки? (Работа с картинками-символами.) Правильно. Кто догадался, какая же тема нашего занятия?

Д е т и. Звуки [б] - [б'] и буква Б.

Далее детьми даётся характеристика звуков [б] - [б'] с использованием таблицы (см. занятие 11).

Логопед. Чем же похожи звуки [б] - [б']?

Д е т и. Они оба согласные, так как есть преграда – губы. Оба звонкие (проверяется двумя способами: 1-й - закрыть уши; 2-й - положить руку на горло).

Логопед. Чем же они отличаются?

Д е т и. Звук [б] -твёрдый, а звук [б'] - мягкий.

Чети записывают характеристики звуков в тетрадь (см. занятие 11).

 

2. Дифференциация звуков [б] - [б'| в слогах.

Правильное обозначение твёрдости - мягкости согласных письме.

I) Работа со слоговыми таблицами.

Логопед. А теперь посмотрите на доску. Прочитайте пе­нки Барабанчика и овечек.

Д е т и.            Б      Б Ь

                                  Б А    Б Я

                                  Б О    Б Ё

                                  Б У    Б Ю

                                  Б Ы    Б И

                       Б Э     Б Е

Логопед. Какие же гласные нам нужны, чтобы обозначить мягкость согласного звука [б] на письме?

Д е т и. А, о,у, ы, э.

Логопед. Какие же гласные нам нужны, чтобы обозначить мягкость согласного звука [б']?

Д е т и. Я, ё, ю, и, е.

Логопед. Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука?

Д е т и . С помощью мягкого знака.

2) Запись слогов.

Логопед. Ещё раз посмотрите на «песенки», запомните, а теперь запишите их по памяти тремя цветами.

                   

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями.

БУРАТИНО

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

б) Развитие мелкой моторики.

«Коза - корова» - упражнение выполняется одновременно двумя руками.

в) Глазодвигательные упражнения (см. занятие 11).
3. Дифференциация звуков [б] - [б'] в словах.

1) Игра «Светофор».

У детей по 2 синих и по 2 зелёных круга.

Логопед. Овечки с Барабанчиком любят путешествовать.  Сейчас они назовут города и страны, в которых побывали, а вы, если услышите в названии звук [б], поднимите синий круг, а если вы услышите звук [б'], поднимите зелёный круг (включайте зелёный свет).

Бразилия, Болгария, Бельгия, Брюссель, Бельцы, Бендиго, Британия, Бавария, Бирма, Безье, Бейра, Босния, Барнаул, Бела­русь, Брянск, Белгород, Бангкок, Оренбург, Челябинск, Тобольск, Актюбинск, Узбекистан, Ардебиль, Ашхабад, Азербайджан, Намибия, Кабул, Хайдельберг, Карабюк.

А теперь «хитрые» слова: Зимбабве, Бомбей, Барбадос, Бильбао, Брисбен, Биробиджан, Бобо-Диуласо, Барранкабермеха, Бекешчаба.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- С какой буквы они пишутся?

2) Игра «Подарки».

Логопед. Овечкам и Барабанчику очень нравится рассматривать картинки со своими любимыми звуками. Так давай­те же Барабанчику подарим картинки, в названии которых есть звук [б], а овечкам - в названии которых есть звук [б']. Постарайтесь запомнить эти картинки.

Образец ответа: «В слове бегемот есть мягкий звук [б'], поэтому я подарю его овечкам».

Дети берут картинки по очереди из стопки и прикрепляют магнитами под овечками и Барабанчиком в столбик (3 и 3), затем картинки закрываются занавеской или листом бумаги и дети припоминают сначала названия любимых картинок Ба­рабанчика сверху вниз и снизу вверх, а затем овечек.

 Логопед. А кто может запомнить сразу два столбика кар­тинок?

3) Деление слов на слоги (устно).

Логопед. Посмотрите, как задумались овечки и Барабан­чик! Они никак не могут разделить слова на слоги! Давайте же им поможем!

Слова набраны на магнитной доске. Дети делят слово па слоги с помощью хлопков. Один ребёнок работает у доски, раздвигая буквы, наглядно демонстрирует количество слогов в этих словах.

Логопед. Вспомните, что такое слог.

Д е т и. Слог - это часть слова.

Логопед. Что ещё надо помнить, чтобы правильно делить слова на слоги?

 Д е т и. Это знает каждый из учеников: Сколько в слове гласных, столько и слогов! Согласный не может быть слогом.

Логопед. Молодцы! А теперь внимание на доску! Надо правильно разделить слово на слоги с помощью хлопков. Бобы, бумага, рубили, бык, рыба, бюро, берёза, бег.

- Назовите слова с твёрдым звуком [б] -...

- Назовите слова с мягким звуком [б'] -...

4) Анализ и синтез слов.

Л о г о п е д. А теперь давайте составим схемы слов бюро и бык. Выкладывание из квадратиков схем слов и запись их в тетрадь под соответствующими «песенками» тремя цветами.

4. Дифференциация звуков [б] - [б'] в предложениях.

1) Анализ и синтез предложений.

Логопед.А теперь давайте составим схему предложения.

Овечки и Барабанчик любят воздушный бисквит.

После устного анализа дети вычерчивают схему предложе­ ния в тетради, надписывая над соответствующими словами транскрипции звуков [б] и [б'] синим и зелёным цветом.

2) Игра «Кто больше назовёт слов».

Припоминание слов со звуками [б] и [б']. За каждое слово даётся фишка.

Логопед. Ребята, понравились вам овечки и Барабанчик? Давайте подумаем, чем бы вкусным можно было угостить Барабанчика? В ваших словах должен быть твёрдый звук [б].

Д е т и. Я угощу Барабанчика бананами (бубликами, баран­ками, блинами, бульоном, борщом, колбасой, рыбой, бутербродом, батоном, буханкой хлеба, крабами, грибами, кабачками, баклажанами, клубникой, брусникой...).

Логопед. А теперь угостим овечек и вспомним слова, в названии которых есть мягкий звук [б'].

Д е т и . Я угощу овечек бисквитом (бифштексом, голубикой, белком от яйца, белоснежным мороженым, любимым тортом ...).

Если дети затрудняются, на доске пишутся в беспорядке вышеприведённые слова в начальной форме, например: бублики, баранки, бифштекс и т. д., а дети тренируются в образовании формы творительного падежа и говорят, кого (Барабанчика или овечек) они угощают.


III. Итог занятия.

- С какими звуками мы работали сегодня на занятии?

- Чем они отличаются?

- Какие гласные нам нужны для обозначения твёрдости со­гласного звука [б] на письме?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного звука [б']?

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука [б'] письме?

Занятие  13

Тема : ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [П] - [Б]

Цель : учить детей различать звуки [п] - [б] изолированно, и слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, намять, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, мсжполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; тренировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов IV класса; б) деления на слоги слов IV класса; в) анализа и синтеза предложения из 5-6 слов; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: мама-попугаиха, Барабанчик, слоговая таблица, таблица «Характеристика звуков», мяч, на каждого ребенка - по две карточки с буквами б и п и портретами Барабан­чика и попугаихи, 8 предметных картинок, в названиях которых есть звуки [п] и [б], слова, написанные на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов, для составления пред­ложения, фишки.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.