Игра с мячом «Выключи звоночек»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопед.Я кидаю вам мяч, называя согласный звук, а вы возвращаете мне его, произнося этот же звук шёпотом, [б]- ..., [д]- ..., [в]-.., [з]- ..., [г]-..., [ж]-...

Одинаковые звуки мы с вами произносили?

Давайте посмотрим, почему так произошло?

Логопед вместе с детьми сравнивает пары звуков, опираясь на тактильное восприятие вибрации голосовых складок и ощу­ щения, возникающие от произнесения согласных при закрытых ладошками ушах.

Вывод: при произнесении одних звуков голосок в гор­лышке дрожит и чувствуется звон в ушах - такие звуки называ­ ются звонкими согласными, при произнесении других звуков голосок в горлышке спит, в ушах звона не чувствуется - эти звуки называются глухими согласными.

Физкультминутка                                                          ' ■]

2. Различение изолированных согласных по звонкости -
глухости.

Дети работают стоя.

Логопед. Я буду произносить звук, а вы звените вообра­жаемым колокольчиком, если звук звонкий, и закрывайте уши ладошками, если звук глухой: з, х, л, п, щ, н, г, р, ш, ф...


IV. Закрепление нового материала.

Различение звонких - глухих согласных в словах.

а) В начале слова.

Логопед называет слова, а дети выделяют первый звук в сло­ ве, произносят его, определяют, звонкий он или глухой, исполь­зуя два способа контроля.

Кот, сок, губы, ваза, рукав, фрукты, помидор, колбаса, жуки, хобот...

Дети. В слове «кот» первый звук - [к]. Он глухой, потому что голосок в горлышке спит, колокольчик в ушах не звенит.

б) В конце слова.

Логопед показывает картинки, деты выделяют последний звук в слове. Далее проводится работа, аналогичная предыдущей.

Мост, лес, пенал, шарф, патрон, сом, волк, ландыш, трак­тор...

Работа со словами, различающимися одним звуком.

Логопед. Путать звонкие и глухие согласные звуки нель­зя. Вот послушайте, какая неприятная история произошла в школе у моего знакомого мальчика Михаила.

Пишет Мишка-Михаил:

«Дед Герасим ГОЛ забил!»

Все читают, восклицают:

«Ай да старый! Гол забил!

Дать во все газеты

Дедовы портреты».

- Нет, - сказал сердито дед, -

Мишкин дайте в них портрет!

Он писал диктовку в школе,

Ну а думал - о футболе.

Оттого-то КОЛ превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ он получит кол!

Логопед. Какие слова перепутал Мишка? ( Гол и кол.)

Обратить внимание детей на значения слов «гол» и «кол» (2 значения).

Что забивал дед Герасим? (Кол.)

 - А Мишка написал что? (Гол)

- Какие звуки перепугал Мишка? ([к] - [г].)

В ы в о д: один звук может изменить весь смысл слова.

Работа со схемами слов «кол - гол».

Используется дополнительно карточки с изображением ко­локольчика и наушников.

V. Итог.

- С какими согласными мы познакомились на занятии?

- Как определить, какой это согласный звонкий или глухой?

Занятие 11

Тема: ЗВУКИ [П] - [П ' ] И БУКВА П

Цел ь : учить детей различать звуки [п] - [п'| изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

Задачи: развивать фонематическое восприятие; учить пра­вильно обозначать мягкость согласного на письме; закреплять понятие «слог»; формировать навыки языкового анализа и син­теза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов I класса; б) деле­ния на слоги слов 1- 2 класса; в) анализа и синтеза предложений из 4—5 слов; развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, гла­зодвигательные мышцы; расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: перчаточные куклы - мама-попугаиха и сыночек-попугайчик, слоговые таблицы, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка по два синих и зелёных круга для игры в «Светофор», наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа, сюжетная картинка для составления предложения.

Ход занятия

Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.