Логопед.Я кидаю вам мяч, называя согласный звук, а вы возвращаете мне его, произнося этот же звук шёпотом, [б]- ..., [д]- ..., [в]-.., [з]- ..., [г]-..., [ж]-...
Одинаковые звуки мы с вами произносили?
Давайте посмотрим, почему так произошло?
Логопед вместе с детьми сравнивает пары звуков, опираясь на тактильное восприятие вибрации голосовых складок и ощу щения, возникающие от произнесения согласных при закрытых ладошками ушах.
Вывод: при произнесении одних звуков голосок в горлышке дрожит и чувствуется звон в ушах - такие звуки называ ются звонкими согласными, при произнесении других звуков голосок в горлышке спит, в ушах звона не чувствуется - эти звуки называются глухими согласными.
Физкультминутка ' ■]
2. Различение изолированных согласных по звонкости -
глухости.
Дети работают стоя.
Логопед. Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий, и закрывайте уши ладошками, если звук глухой: з, х, л, п, щ, н, г, р, ш, ф...
IV. Закрепление нового материала.
Различение звонких - глухих согласных в словах.
а) В начале слова.
Логопед называет слова, а дети выделяют первый звук в сло ве, произносят его, определяют, звонкий он или глухой, используя два способа контроля.
Кот, сок, губы, ваза, рукав, фрукты, помидор, колбаса, жуки, хобот...
Дети. В слове «кот» первый звук - [к]. Он глухой, потому что голосок в горлышке спит, колокольчик в ушах не звенит.
б) В конце слова.
Логопед показывает картинки, деты выделяют последний звук в слове. Далее проводится работа, аналогичная предыдущей.
Мост, лес, пенал, шарф, патрон, сом, волк, ландыш, трактор...
Работа со словами, различающимися одним звуком.
Логопед. Путать звонкие и глухие согласные звуки нельзя. Вот послушайте, какая неприятная история произошла в школе у моего знакомого мальчика Михаила.
Пишет Мишка-Михаил:
«Дед Герасим ГОЛ забил!»
Все читают, восклицают:
«Ай да старый! Гол забил!
Дать во все газеты
Дедовы портреты».
- Нет, - сказал сердито дед, -
Мишкин дайте в них портрет!
Он писал диктовку в школе,
Ну а думал - о футболе.
Оттого-то КОЛ превратился в ГОЛ,
И за этот ГОЛ он получит кол!
Логопед. Какие слова перепутал Мишка? ( Гол и кол.)
Обратить внимание детей на значения слов «гол» и «кол» (2 значения).
Что забивал дед Герасим? (Кол.)
- А Мишка написал что? (Гол)
- Какие звуки перепугал Мишка? ([к] - [г].)
В ы в о д: один звук может изменить весь смысл слова.
Работа со схемами слов «кол - гол».
Используется дополнительно карточки с изображением колокольчика и наушников.
V. Итог.
- С какими согласными мы познакомились на занятии?
- Как определить, какой это согласный звонкий или глухой?
Занятие 11
Тема: ЗВУКИ [П] - [П ' ] И БУКВА П
Цел ь : учить детей различать звуки [п] - [п'| изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме; закреплять понятие «слог»; формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов I класса; б) деления на слоги слов 1- 2 класса; в) анализа и синтеза предложений из 4—5 слов; развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: перчаточные куклы - мама-попугаиха и сыночек-попугайчик, слоговые таблицы, таблица «Характеристика звуков»; на каждого ребёнка по два синих и зелёных круга для игры в «Светофор», наборы из разноцветных квадратиков для звукового анализа, сюжетная картинка для составления предложения.
Ход занятия
Дата: 2019-03-05, просмотров: 279.