Логопед. Согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? (Предположительные ответы детей.)
Обратите внимание на имена наших гостей: Кэн и Китти.
- Какой первый звук в имени робота? Какой буквой вы его обозначите?
- Какой первый звук в имени кошечки? Какой буквой вы его обозначите?
- Какой же можно сделать вывод?
Д е т и. Одна буква может обозначать два разных звука.
Логопед. Молодцы! Действительно, одной согласной букве приходится обозначать два разных звука. Хорошо хоть, что в словах она делает это по очереди: то обозначит твёрдый звук, то мягкий, а не оба сразу.
Давайте расселим наши звуки по домикам. Подумайте, какие звуки могут жить в домике у букв К, Р, Л, М, ...
Дети расселяют транскрипции парных твердых и мягких согласных звуков в домики к соответствующим буквам в Городе звуков.
Те звуки, которые живут в домиках парами, называются парными по твёрдости и мягкости согласными звуками.
3. Расселение звуков по домикам в Городе звуков.
Логопед. Есть привередливые звуки, которые не хотят делить свой домик ни с кем. Они живут там в одиночку, без мягкой или твёрдой пары. Это звуки [й'], [ч'], [щ'], они живут без твёрдой пары.
- Это мои любимые звуки! - мурлычет Китги, - Ведь они
всегда мягкие!
Логопед. И звуки [ж], [ш], [ц] живут без мягкой пары.
- А э-то мо-и лю-би-мы-е зву-ки! - скандирует робот, - По-
то-му что о-ни все-гда твёр-ды-е!
Дети расселяют непарные твёрдые и мягкие согласные звуки по своим домикам в Городе звуков.
Логопед. Звуки, которые живут в домиках поодиночке, называются непарными по твёрдости и мягкости согласными звуками.
Остальные звуки мы будем расселять на других занятиях.
IV. Закрепление нового материала.
1. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков
в слогах.
Логопед. Кэн и Китти хотят убедиться, что вы умеете различать твёрдые и мягкие согласные звуки на слух. Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твёрдый звук, - поднимите болт, если услышите мягкий звук - меховой шарик.
Кя, ко, гу, ги, хи, ха, хе, ди, ду, ле, ра, жа, си, мо. 1
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах.
Логопед. Я буду произносить слова, а вы поднимайте болт, если первый звук в слове твёрдый, и меховой шарик, если первый звук в слове мягкий.
Кит, конь, хек, гора, хор, гиря, рог, люк, ряд, лак, сон, жар, синь.
V. Итог занятия.
- Какие бывают согласные звуки?
-Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков?
- Может ли одна согласная буква обозначать два звука?
- Каким цветом в схемах мы обозначаем твёрдый согласный тук?
- Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук?
Занятие 10
Тема: ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
Цель: дать понятие о звонких и глухих согласных.
Задачи: учить дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и с помощью тактильных ощущений; обучать анализу и синтезу слов III класса; развивать мышление, память, воспитывать внимание к языковым явлениям.
Оборудование: квадратики для звукового анализа слов, карточки с изображением колокольчика и наушников, предметные картинки (мост, лес, пенал, шарф, патрон, сом...), мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Сядет тот, кто назовёт слово, в котором первый звук согласный.
П. Повторение.
- Какие звуки называются согласными?
- Какие бывают согласные звуки?
- Каким квадратиком в схемах обозначается твёрдый согласный звук?
- Каким квадратиком в схемах обозначается мягкий согласный звук?
III. Объяснение нового материала.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 209.